Физиологическая и психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
консультация на тему

Елаго Юлия Александровна

Физиологические аспекты подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologicheskaya_harakteristika.doc534.5 КБ

Предварительный просмотр:


Физиологическая и психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста.

Прежде чем дать психолого-педагогическую и физиологическую характеристику подросткового возраста, необходимо определить с тем, что нужно называть подростковым возрастом и каковы его временные границы. Под подростковым возрастом принять считать возраст, характеризующийся активным качественным переходом из детского состояния во взрослое и сопровождающийся сложнейшими противоречивыми внутренними процессами преобразования всей личности ребенка. В этот период преобразования затрагивают все стороны жизни, начиная от физиологии до самосознания себя, своих взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.

Как мы уже сказали выше изменения, происходящие в подростковом возрасте, затрагивают все стороны жизни ребенка. Рассмотрим более подробно каждую сферу.

Прежде всего, обратимся к анатомо-физиологическим перестройкам организма. В этот период ребенок начинает быстро и неравномерно расти. Происходит рост тела в длину. У девочек это явно выражено до 12-13 лет, у мальчиков – до 14-15 лет. Интенсивно растет скелет и конечности, грудная клетка же и таз значительно отстают от них. Все это создает впечатление неуклюжести и угловатости. В связи с этим у ребенка появляется чувство стеснения своего тела. Он осознает, что стал угловатым, нескладным, поэтому старается принять какие-то неестественные и вычурные позы.

Наблюдаются значительные изменения и сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в объеме, начинает работать более быстро, а кровеносные сосуды отстают в развитии. Это может вызывать плохое самочувствие у подростка, выражающиеся в головокружении, учащенном сердцебиении, головных болях, усталости, слабости и быстрой утомляемости. К этому еще можно и прибавить интенсивность работы желез внутренней секреции. И все это выливается во временные нервные расстройства, повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Нервная система не способна еще выдерживать такие нагрузки, что приводит либо к торможению, либо, наоборот, к сильному возбуждению. Именно поэтому при переживании каких-либо важных для подростка событий одни становятся вялыми, рассеянными и безучастными, другие, наоборот, активные и нервозными. В связи с этим при организации учебно-воспитательного процесса подростков необходимо помнить и учитывать данные их особенности.

Самым важным физиологическим изменением в организме подростка становится половое созревание. Начало этого процесса зависит от климатических, этнографических условий, а также от состояния здоровья самого подростка. У мальчиков половое созревание начинается в 12-13 лет, у девочек – в 11-12 лет. Завершение наблюдается у мальчиков к 15 годам, у девочек – к 13-14 годам. В связи с этим у подростков начинают возникать соответствующие мысли, чувства, переживания, появляется интерес к лицам противоположного пола, к книгам и фильмам, соответствующего содержания. И ни в коем случае нельзя допустить перерастания этого интереса в нездоровый, который может повлечь за собой нежелательные психические расстройства. Избежать этого поможет правильный распорядок дня, четкий режим труда и сна, правильное питание, занятия физической культурой и спортом. Важно найти подростку интересное для него занятие или включить его в какую-нибудь деятельность.

В подростковом возрасте происходит и перестройка учебной деятельности ребенка. Он начинает изучать много новых дисциплин, каждую из которых преподает новый учитель со своими требованиями, стилем ведения урока, разным отношением к учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста

Возрастные особенности накладывают отпечаток на прохождение детьми периода адаптации. Особое влияние имеют развитие деятельности и общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Знание индивид...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности  в сист...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...