Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»
материал на тему
Цель данного занятия - активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_trening_tvorchchestvo.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»
Цель: определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Задачи:
- осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;
- овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах;
- создание в группе атмосферы психологического комфорта.
Ход тренинга
I. Этап – Вводная часть
Принятие правил работы на занятии
Группа озвучивает и принимает правила работы на тренинговом занятии.
действовать по принципу «здесь и теперь»;
придерживаться принципа добровольной активности;
позитивно относиться к себе и к другим;
быть открытым и откровенным во время общения;
говорить только от своего имени;
придерживаться принципа толерантности в работе;
действовать по правилу: Я + Ты = Мы;
ценить свое время и каждого;
придерживаться принципа конфиденциальности.
Упражнение «Самопрезентация»
Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.
Ведущий, Сейчас каждый из вас назовет свое имя и продолжит такое предложение: «Не хочу хвастаться, но я...».
Педагогическая зарядка:
- ох уж эти детки (качаем головой);
- голова кругом (круговые движения головой);
- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);
- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);
- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);
- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);
- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);
- наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);
- но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);
- документацию затопчем (движение ногами);
- начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);
- но мы, воспитатели детского сада, знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).
Информационное сообщение
Психолог. Проблему творчества рассматривали много психологов-ученых и педагогов. Они давали различные определения этому понятию, называли признаки, по которым можно определить творческие способности. Каждый ученый стремился расширить трактовку понятий «творчество» и «творческая личность». Однако нет только одного правильного определения понятия «творчество».
В узком смысле творчество - человеческая деятельность, которая порождает нечто качественно новое, то, что имеет общественно-историческую ценность. Не каждого человека можно назвать творческой личностью, нужно учитывать ценность и значимость нового результата, хотя масштаб его может быть разным.
В широком смысле творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. То есть творческие способности так или иначе присущи каждому нормальному человеку.
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
II. Этап – Основная деятельность
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж».
Необходимо отгадать, о ком или о чем именно идет речь.
Итак, начинаем.
В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Перчатка.)
В какой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)
Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)
Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
Упражнение на учение образному видению слова
Мимикой и пантомимикой передать смысл
1.Покажи, что ты чувствуешь, когда:
- На дворе очень холодно;
- Идет теплый дождь и можно гулять под ним;
- Светит солнце и очень жарко;
-читаешь скучную книгу;
-получил долгожданное письмо, откытку;
-когда болит зуб;
-когда снится хороший сон;
-когда смотришь смешной мультик;
-Промокли ноги ,а ты ждешь друга
2.Покажи походку:
• очень спешащего человека;
• человека, у которого давят ботинки;
• Задавака;
• медлительного человека (копухи)
• человека, о чем размышляет.
• человека, почему радуется.
• человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;
• манекенщицы;
• солдата.
• балерины.
3.Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• почтальона;
• сапожника;
• птичника;
• повара;
• доярки;
4.Виды спорта.
Показать отдельные сценки, можно парами:
-Гребля
- Теннис
-Хоккей
-Бокс
- Фехтование
- Шахматы
- Фигурное катание
- Плаванье
«Тяжелая атлетика (подъем штанги)
-Футбол
5.Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, что:
• когда собаке отдавили лапу;
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно и темно;
• когда у тебя болит живот;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда смотришь фейерверк;
• встречу лучшего друга;
• если в жаркий день искупаться в реке;
• сильный бьет слабого.
Упражнение «Мои ассоциации»
Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.
Ведущий. Упражнение называется «Мои ассоциации». В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.
Единственное, что стоит заметить: вам необходимо будет объяснить свой рисунок и определить за ассоциациями черты творческой личности. (Работа участников.)
Экспресс-сообщение психолога Черты творческой личности:
Творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;
Хотя творческий человек и откровенен, пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
Она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
Любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
Любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
Любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие выявлению творчества:
стереотипы мышления;
страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;
одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Театральная инсценировка.
Использование творчества в практике педагога.
Один из способов творческой деятельности – театральная. Все вы творческие личности, работаете с детьми и не один раз в день проводите игры, для вас не составит труда попробовать проиграть сказки на новый лад.
Предлагаю задание. Инсценировка сказок «Колобок» И «Репка» на новый лад. Связать их с нашей темой, используя элементы различных игр, которые вы знаете (подвижные, пальчиковые, дидактические и тд.).
Проиграть эти сказки.
Медитация на развитие творческих способностей и творческого потенциала
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, несколько минут медленно и глубоко подышите. Постарайтесь прийти в ровное спокойное состояние. Следите за своим дыханием и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей. Если вы будете просто концентрироваться на дыхании, мысленно повторяя «вдох – выдох», этого будет достаточно чтобы успокоиться и успокоить свои мысли.
Закройте глаза и представьте, что сейчас солнечный летний день и вы идёте по лесной тропинке. Вокруг вас летают бабочки, жужжат пчёлки. По обочине тропинке растут ягоды и грибы. Всё вокруг покрыто мягкой зелёной травой и цветами. Вы с удовольствием вдыхаете тёплый, душистый лесной воздух и продвигаетесь вдоль по тропинке. Вы видите пенёк на котором растут опята. Над головой чистое синее небо. В небе проплывают перламутровые облака. Вы дышите тёплым летним воздухом и успокаиваетесь всё больше и больше. Дорожка идёт дальше через лес и вам легко и приятно идти по ней.
Вы продвигаетесь дальше и дальше вглубь леса и видите перед собой поляну. Вся поляна покрыта мягким зелёным ковром травы, усыпана цветами и ягодами. В кронах деревьев гнездятся птицы, в тёплом воздухе летают пчёлы и бабочки, по деревьям прыгают белки. Вы выходите на поляну и видите, что посреди поляны течёт волшебный ручеёк. В этот момент вы понимаете, что этот ручеёк и есть источник вашей творческой энергии.
Вы приветствуете всех жителей поляны, желаете им мира и добра и подходите к ручью. Его вода чистая и прозрачная. Она искрится и переливается всеми цветами радуги как хрусталь. Вы приветствуете ручей и наклоняетесь, чтобы почерпнуть из него воду. Вы делаете глоток и умываетесь этой водой. Приятная прохлада, радость и лёгкость входят в вас вместе с этой живительной влагой. Весь воздух вокруг, на поляне наполняется творческой радостью и живительной силой.
Ручеёк становится всё больше и превращается в реку. Её живительная вода смывает с вас всю грязь и усталость. Вы ощущаете лёгкость и блаженство, плескаясь в этой реке и постепенно становитесь её органичной частью. Вам кажется, что вы давным-давно знаете эту реку жизни, эту поляну и всех, кто живёт на ней.
Побудьте немного на поляне, поплескайтесь в реке, поиграйте с жителями поляны. Отдохните и наберитесь живительной силы.
А теперь возвращайтесь обратно. Поблагодарите ручеёк и поляну за то прекрасное время, которое вы провели там. Попрощайтесь и обещайте, что ещё вернётесь к ним.
Вернитесь обратно той же дорогой, что шли на полянку. Придите в себя. Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза и потянитесь. Сожмите и разожмите кулаки. Теперь вы можете сами в любой момент прикоснуться к живительному источнику творческой силы внутри вас.
III. заключительный этап
Упражнение «Рифмовка»
Цель: упражнение направлено на развитие творческих способностей, беглости мышления, способствует повышению групповой сплоченности, рефлексия.
Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы.
- Мы встречались, мы играли, творчество мы изучали…
- Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили…
- Креативность – что за птица?
- Нам запомнилось так ярко…
- Завершается наш тренинг…
Время для размышлений дается исходя из расчета 2-3 минуты на фразу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».
Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....
Презентация "Развитие творческих способностей педагога"
Данная презентация является приложением к работе "Институт личностного роста педагогов ДОУ"...
Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы в коллек...
Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"....
Педагогический совет № 2 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Форма проведения: круглый стол с применением метода мозговой атаки «Совет пиратов»....
Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ
Деловая игра для педагогов для развития творческого мышления...