Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»
материал на тему

Цель данного занятия - активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_trening_tvorchchestvo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Развитие творческих способностей педагога»

Цель: определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Задачи:

  • осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;
  • овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах;
  • создание в группе атмосферы психологического комфорта.

Ход тренинга

I. Этап – Вводная часть

Принятие правил работы на занятии

Группа озвучивает и принимает правила работы на тренинговом занятии.

действовать по принципу «здесь и теперь»;

придерживаться принципа добровольной активности;

позитивно относиться к себе и к другим;

быть открытым и откровенным во время общения;

говорить только от своего имени;

придерживаться принципа толерантности в работе;

действовать по правилу: Я + Ты = Мы;

ценить свое время и каждого;

придерживаться принципа конфиденциальности.

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.

Ведущий, Сейчас каждый из вас назовет свое имя и продолжит такое предложение: «Не хочу хвастаться, но я...».

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

- наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);

- но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);

- документацию затопчем (движение ногами);

- начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);

- но мы, воспитатели детского сада, знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).

Информационное сообщение

Психолог. Проблему творчества рассматривали много психологов-ученых и педагогов. Они давали различные определения этому понятию, называли признаки, по которым можно определить творческие способности. Каждый ученый стремился расширить трактовку понятий «творчество» и «творческая личность». Однако нет только одного правильного определения понятия «творчество».

В узком смысле творчество - человеческая деятельность, которая порождает нечто качественно новое, то, что имеет общественно-историческую ценность. Не каждого человека можно назвать творческой личностью, нужно учитывать ценность и значимость нового результата, хотя масштаб его может быть разным.

В широком смысле творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. То есть творческие способности так или иначе присущи каждому нормальному человеку.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Сказочный вернисаж»

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.

Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж».

Необходимо отгадать, о ком или о чем именно идет речь.

Итак, начинаем.

В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)

Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Перчатка.)

В какой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента. (Коза-дереза.)

Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)

Упражнение на учение образному видению слова

Мимикой и пантомимикой передать смысл

1.Покажи, что ты чувствуешь, когда:
- На дворе очень холодно;
- Идет теплый дождь и можно гулять под ним;
- Светит солнце и очень жарко;

-читаешь скучную книгу;

-получил долгожданное  письмо, откытку;

-когда болит зуб;

-когда снится  хороший сон;

-когда смотришь смешной мультик;

-Промокли ноги ,а ты ждешь друга
2.Покажи походку:
• очень спешащего человека;
• человека, у которого давят ботинки;
• Задавака;
• медлительного человека (копухи)
• человека, о чем размышляет.
• человека, почему радуется.
• человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;
• манекенщицы;
• солдата.
• балерины.
3.Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
• милиционера;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• почтальона;
• сапожника;
• птичника;
• повара;
• доярки;
4
.Виды спорта. 

Показать отдельные сценки, можно парами:
-Гребля
- Теннис

-Хоккей
-Бокс
- Фехтование
- Шахматы
- Фигурное катание
- Плаванье
«Тяжелая атлетика (подъем штанги)

-Футбол

5.Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, что:
• когда собаке отдавили лапу; 
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно и темно; 
• когда у тебя болит живот;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда смотришь фейерверк;
• встречу лучшего друга;
• если в жаркий день искупаться в реке;
• сильный бьет слабого. 

Упражнение «Мои ассоциации»

Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.

Ведущий. Упражнение называется «Мои ассоциации». В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.

Единственное, что стоит заметить: вам необходимо будет объяснить свой рисунок и определить за ассоциациями черты творческой личности. (Работа участников.)

Экспресс-сообщение психолога Черты творческой личности:

Творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти другие люди;

Хотя творческий человек и откровенен, пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;

Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;

Она не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;

Любознательная, постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;

Любит играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;

Любит мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

Условия, мешающие выявлению творчества:

стереотипы мышления;

страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

слишком велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно вдохновение;

одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Театральная инсценировка.

Использование творчества в практике педагога.

Один из способов творческой  деятельности – театральная.  Все вы творческие личности, работаете с детьми и не один раз в день проводите игры, для вас не составит труда попробовать проиграть сказки на новый лад.

Предлагаю задание.  Инсценировка сказок  «Колобок» И «Репка» на новый лад. Связать их с нашей темой, используя элементы различных игр, которые вы знаете (подвижные, пальчиковые, дидактические и тд.).

Проиграть эти сказки.

Медитация на развитие творческих способностей и творческого потенциала

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, несколько минут медленно и глубоко подышите. Постарайтесь прийти в ровное спокойное состояние. Следите за своим дыханием и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей. Если вы будете просто концентрироваться на дыхании, мысленно повторяя «вдох – выдох», этого будет достаточно чтобы успокоиться и успокоить свои мысли.

Закройте глаза и представьте, что сейчас солнечный летний день и вы идёте по лесной тропинке. Вокруг вас летают бабочки, жужжат пчёлки. По обочине тропинке растут ягоды и грибы. Всё вокруг покрыто мягкой зелёной травой и цветами. Вы с удовольствием вдыхаете тёплый, душистый лесной воздух и продвигаетесь вдоль по тропинке. Вы видите пенёк на котором растут опята. Над головой  чистое синее небо. В небе проплывают перламутровые облака. Вы дышите тёплым летним воздухом и успокаиваетесь всё больше и больше. Дорожка идёт дальше через лес и вам легко и приятно идти по ней.

Вы продвигаетесь дальше и дальше вглубь леса и видите перед собой поляну. Вся поляна покрыта мягким зелёным ковром травы, усыпана цветами и ягодами. В кронах деревьев гнездятся птицы, в тёплом воздухе летают пчёлы и бабочки, по деревьям прыгают белки. Вы выходите на поляну и видите, что посреди поляны течёт волшебный ручеёк. В этот момент вы понимаете, что этот ручеёк и есть источник вашей творческой энергии.

Вы приветствуете всех жителей поляны, желаете им мира и добра и подходите к ручью. Его вода чистая и прозрачная. Она искрится и переливается всеми цветами радуги как хрусталь. Вы приветствуете ручей и наклоняетесь, чтобы почерпнуть из него воду. Вы делаете глоток и умываетесь этой водой. Приятная прохлада, радость и лёгкость входят в вас вместе с этой живительной влагой. Весь воздух вокруг, на поляне наполняется творческой радостью и живительной силой.

Ручеёк становится всё больше и превращается в реку. Её живительная вода смывает с вас всю грязь и усталость. Вы ощущаете лёгкость и блаженство, плескаясь в этой реке и постепенно становитесь её органичной частью. Вам кажется, что вы давным-давно знаете эту реку жизни, эту поляну и всех, кто живёт на ней.

Побудьте немного на поляне, поплескайтесь в реке, поиграйте с жителями поляны. Отдохните и наберитесь живительной силы.

А теперь возвращайтесь обратно. Поблагодарите ручеёк и поляну за то прекрасное время, которое вы провели там. Попрощайтесь и обещайте, что ещё вернётесь к ним.

Вернитесь обратно той же дорогой, что шли на полянку. Придите в себя. Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза и потянитесь. Сожмите и разожмите кулаки. Теперь вы можете сами в любой момент прикоснуться к живительному источнику творческой силы внутри вас.

III. заключительный этап

Упражнение «Рифмовка»

        Цель: упражнение направлено на развитие творческих способностей, беглости мышления, способствует повышению групповой сплоченности, рефлексия.

Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. В частности, можно предложить такие фразы.

  • Мы встречались, мы играли, творчество мы изучали…
  • Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили…
  • Креативность – что за птица?
  • Нам запомнилось так ярко…
  • Завершается наш тренинг…

Время для размышлений дается исходя из расчета 2-3 минуты на фразу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».

Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....

Презентация "Развитие творческих способностей педагога"

Данная презентация является приложением к работе "Институт личностного роста педагогов ДОУ"...

Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы    в коллек...

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"....

Педагогический совет № 2 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Форма проведения: круглый стол с применением метода мозговой атаки «Совет пиратов»....

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ

Деловая игра для педагогов для развития творческого мышления...