К проблеме проведения мониторинга в ДОУ
статья на тему

Лебедева Галина Робертовна

Проблемный материал. Содержит точку зрения автора на проведения мониторинга в детском саду. Если появятся  желающие порассуждать о данной проблеме или поделиться  опытом . буду рада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniemoe.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика в системе методической работе.

Вопрос осуществления педагогической диагностики в настоящее время продолжает оставаться одним из самых острых в практике работы. 

Прежде всего это связано  с тем , что о педагогической диагностике в стандарте говорится очень размыто.

В соответствии  с п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей» (Раздел III, пункт 3.2.3.)

В комментариях к ФГОС ДО (Письмо министерство образования и науки РФ №08-249 от 28.02.14  ) уточняется

«Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. (подпункт 4 пункта 1.7 ФГОС ДО; статья 95 Закона).

Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты - психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей).

 Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Ребёнку с особыми образовательными потребностями необходимо пройти ПМПК

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

отличие педагогической диагностики от обследования в рамках ПМПК?

Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка всоответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами программы «Отрождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой),  которая в основном используется всеми ДОУ  Уренского района, в том числе и  нашим детским садом. В  ее разделе « Система оценки результатов освоения Программы» подтверждены позиции  ФГОС ДО в части неиспользования целевых ориентиров  для проведения  оценки  уровня развития детей .Программа предлагает современные тенденции в системе оценки результатов освоения программы, в первую очередь смещение акцента с объективного ( тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Тестовый подход

Аутентичная оценка

Предполагает наличие специальных заданий.Направлен на определение у детей различий ( часто недостатков) в ходе решения специальных задач, сравнение полученных результатов с нормой.( сравнение детей между собой).Недостатки :задания не могут в полной мере отразить возможности дошкольников.Не учитывается особенности социального окружения детей.Прогнозы, которые строятся на его результатах весьма условны.

Строится на анализе реального поведения дошкольника. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка, в естественной среде.

 Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • не сформирован;
  • находится в стадии становления;
  • сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании– окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Остановимся на организации диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми. Мониторинг – система мероприятий, позволяющая организовать постоянное отслеживание изменений в образовательном процессе с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Принятие системой образования целевых установок, связанных с поддержкой личностного становления, определяет курс на решение задач индивидуализации обучения, реализацию идей дифференцированного подхода. В этой связи система мероприятий педагогической диагностики5 должна стать органичной частью целостного образовательного процесса, его направляющей.

О роли педагогической диагностики С.Л. Рубинштейн писал: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, – таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

Очевидно, что педагогическое взаимодействие будет эффективно только в том случае, если в каждый из моментов образовательного процесса воспитатель осведомлен о проблемах и достижениях воспитанника, способен подобрать для него оптимальные условия обучения, воспитания, развития. Именно поэтому ФГОС ДО предусматривает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка «производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с определением эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»6.

Практика показывает, что освоение и внедрение системы мониторинга делает работу воспитателя более осмысленной и эффективной, позволяет постоянно «держать руку на пульсе», получать обратную связь, видеть развернутую картину достижений группы в целом на определенный момент, оценивать динамику развития отдельных детей в течение года, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие.

Возникает вопрос: как планировать регулярные диагностические мероприятия, чтобы они стали органичной частью работы педагога, а их результаты– ориентиром в выборе форм и направлений взаимодействия с каждым ребенком, его родителями и с группой в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить оптимальные формы осуществления диагностических мероприятий, принципы их проведения.

Основными методами в системе мониторинга следует считать педагогическое наблюдение и анализ результатов продуктивной деятельности детей. Диагностические задания должны стать естественной составляющей различных форм организации детских видов деятельности (игр, трудовых поручений, игровых ситуаций, экспериментирования, занятий и др.) и найти свое место в плане образовательной работы в соответствии с рассмотренными выше принципами. Для воспитанников будет продолжаться игра, разворачиваться сюжет занятия, выполняться привычная деятельность, в то время как, наблюдая за этой деятельностью, анализируя ее результаты, педагог сможет определить актуальный уровень развития каждого ребенка.

С целью реализации комплексного подхода к оценке результатов освоения образовательной программы необходимо найти в плане организации образовательной работы место для диагностических мероприятий, проводимых не только воспитателем, но и музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, другими специалистами ДОО, предусмотреть время, отводимое для анкетирования родителей воспитанников.

В планировании образовательной работы должны найти отражение не только задачи выявления результатов освоения обязательной части ООП ДО, но и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с содержанием реализуемых парциальных программ, темой проводимой в ДОО инновационной деятельности, особенностями контингента детей нередко возникает необходимость выделения дополнительных параметров оценки эффективности образовательного процесса.

Например, при выявлении уровня готовности дошкольников к осуществлению безопасной жизнедеятельности могут быть выделены следующие показатели сформированности целевых ориентиров во второй младшей группе:

  • ребенок различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно);
  • умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками;
  • умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;
  • знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке ДОО, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми7.

Планируемые результаты освоения образовательной программы позволяют конкретизировать задачи определенного направления педагогического процесса на каждом возрастном этапе, оценить эффективность его реализации, скорректировать его модель в части выбора форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников.

На основе результатов диагностических мероприятий также планируется индивидуальная работа с детьми. В перспективном плане резервируется время на данное направление, а уточнение и конкретизация содержания индивидуальной работы осуществляются в календарном плане.

В соответствии с уровнем достижений каждого ребенка планируется коррекционная помощь, работа с одаренными детьми, оказание поддержки в освоении образовательной программы, организации занятий по интересам.

Таким образом, можно сказать, что построение педагогического процесса на диагностической основе – важное условие его индивидуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Выступление на МО старших воспитателей "Проведение мониторинга в ДОУ"

Представленный материал направлен на освещение вопросов организации проведения мониторинга по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание материала для старших в...

Контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга музыкального образования дошкольников.

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ МУЗЫКИПредмет диагностики: процесс восприятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста.Задачи и методы педагогической диагностики представлены в со­держании ди...

Протокол проведения мониторинга физического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников

Протокол проведения мониторинга физического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников...

МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации по подготовке и проведению мониторинга

МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМетодические рекомендации по подготовкеи проведению мониторинга...