Образовательный проект по организации опытно-экспериментальной деятельности.
проект на тему
Развитие творческой познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tedi.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
по организации
опытно-экспериментальной деятельности
(детского экспериментирования)
«ТЭДИ»
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование, начиная с дошкольного возраста, человека такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка системы практических мер в подготовке, обучении и воспитании обучающихся и одна из важных задач здесь – сформировать у ребенка тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Кроме того, анализируя содержание ФГОС дошкольного образования, одним из приоритетных направлений можно выделить развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности. Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Одним из решений этой задачи является, на наш взгляд, внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения детского экспериментирования. Это
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. По мнению Н.Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). Использование этого метода пропагандировали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Психологами установлено, что любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, другими словами, потребность в умственных впечатлениях характерна для каждого здорового ребенка – дошкольника. Но при этом очень важно помнить, что для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность, необходимо создание определенных условий, которые развивают продуктивные формы мышления.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Экспериментальная деятельность позволяет объединить все деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, учит детей использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Отсюда следует, что на сегодняшний период в дошкольном образовании организация одного из основных видов деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования – является актуальной. В связи с этим встал вопрос разработки образовательного проекта по организации опытно-экспериментальной деятельности, который получил название «ТЭДИ» - что означает: Твори! Экспериментируй! Действуй! Исследуй!
Практическая значимость Проекта
Чем активнее ребенок действует в стремлении познать окружающий мир, чем шире и мобильнее система способов, с помощью которых он это делает, тем в конечном счете выше развитие его способностей. Кроме того, постоянно усложняющаяся потребность в познании (сначала реакция на стимулы, потом объединение этих впечатлений в более целостное знание потом потребность найти причинно-следственные связи), дает основу для развития творческого мышления.
Инновационность Проекта
Инновационный характер работы состоит в организации в групповом помещении центра активности построенного на принципах развития и интеграции, которые определенны Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными 17.10.2013 года. Центр активности представляет собой создание особой предметной среды для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка, в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия. При этом предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, мы меняем её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных её периодов. Динамичность центра активности обусловлена активностью и самих воспитанников, т.к. одним из условий её изменения является участие детей в экспериментальной деятельности.
Цель и задачи Проекта
Цель: развитие творческой познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Для достижения намеченной цели были поставлены задачи:
1. Создание условий для познавательно-экспериментальной деятельности.
2. Разработать и апробировать перспективный план работы по познавательно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада:
- обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска;
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту; психические процессы;
- воспитывать у детей интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.
3. Отработать механизм взаимодействия с родителями по данному направлению.
4. Обобщение и трансляция опыта работы среди педагогической общественности.
Условия реализации поставленных задач
Работа рассчитана на детей дошкольного возраста, начиная со средней группы
Экспериментирование осуществляется в разных видах деятельности: режимных моментах, непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности.
Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями.
Ожидаемые результаты
Дети:
- выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить;
- предлагают возможные решения и проверяют их;
- делают выводы в соответствии с полученными результатами;
- применяют выводы к новым данным;
- делают обобщения.
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком
- повышение уровня педагогической компетентности в развитии познавательной активности детей.
Содержание работы
Экспериментирование проводится по структуре, предложенной Г.П.Тугушевой и А.Е.Чистяковой.
Структура детского экспериментирования
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора.
Методы и приёмы, применяемые в познавательно-экспериментальной деятельности разнообразны, при этом всегда учитываются возрастные и психологические особенности дошкольников, т.к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми материала и устойчивому интересу к деятельности.
Механизм реализации осуществляется через разнообразные формы работы.
Формы работы | |
с детьми | с родителями |
|
|
В процессе детского экспериментирования:
- ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает;
- дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Наблюдение - является составной частью любого эксперимента т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.
Экспериментирование связанно с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе познавательно – экспериментальной деятельности дается детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом педагог не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет ребенку проявлять собственную активность.
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, в каждой группе функционирует передвижная лаборатория: «Центр активности», которая оснащена необходимым оборудованием и материалами, она состоит из четырех мини- центров: «Наука и природа», «Искусство», «Манипулятивный», «Литература».
Компоненты Центра активности
Вид | Названия |
Плакаты | «Овощи», «Фрукты», «Домашние (дикие) животные», «Лесные обитатели», «Ягоды», «Кто в зоопарке живет», «Машины», «Тело человека», «Внутренние органы человека», «Как сохранить здоровье», «Витамины-наши друзья», «Домашние птицы», «Времена года» и т.д. |
Фотоальбомы | «Черное золото Югры 9000000000 тонн нефти», «Кем работают мои родители» (профессии), «Моя дружная семья», «Наши родители всегда с нами» (участие родителей в постройке зимнего участка) и т.д. |
Атласы | географические, атлас ХМАО – Югры «Природа, экология» (2 тома), атлас для дошкольников |
Дидактические, настольно-печатные игры | «Зоологическое лото», «Земля и солнечная система», «Животные и птицы», «Домашние животные», «Во саду ли в огороде», лото-мозаика «Живая планета», развивающая игра «Я живу в Югре», «Познай мир», «Кем быть?», «Живая и неживая природа» «Валеология или здоровый малыш» (2 ч.) и т.д. |
Иллюстрации, картинки | «Фрукты, овощи», «Транспорт», «Деревья и кустарники», «Птицы», «Дикие, домашние животные», «Профессии», «Наша Армия нас стережет», «Времена года», «Мама, милая моя», «Космос» и т.д. |
Наглядно-дидактические пособия | «Жизненный цикл животных», «Времена года», «12 месяцев», «Арктика и Антарктика», «Высоко в горах», «Спортивный инвентарь», «Овощи», «Ягоды садовые», «Водный транспорт», «Музыкальные инструменты», «Бытовая техника», «Морские обитатели», «День Победы», «Животные средней полосы», «Офисная техника и оборудование», «Инструменты домашнего мастера», «Авиация», «Космос», «Посуда», «Цветы», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Животные жарких стран», «Кем быть?», «Мой дом», «Распорядок дня», «Профессии», «Насекомые», «Ягоды лесные», «Птицы», «Автомобильный транспорт», «Домашние птицы», «Птицы средней полосы», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Если малыш поранился», «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», «Животные наших лесов», «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Календарь погоды. |
Детская познавательная литература | Энциклопедический словарь «Почемучка», «Юный натуралист», «Аура Урая», «Город первой нефти-труженик Урай», «Большая книга животных», «Изучаю мир вокруг», «Анатомия для детей», детская энциклопедия «Я познаю мир» (сборник); |
Раскраски | «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда», «Мебель» и т.д. |
Художественная литература | И.Акимушкин «Жил-был медведь», «Жил-был ежик», «Чем кролик на зайца не похож», «Природа-чудесница»; В.Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил»; Б.Житков «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы для детей»; Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая Шейка»; М Москвина «Увеличительное стекло: сказки»; «Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции»;М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» и др.; Н.Романова «Ящерица без хвоста»; русские народные сказки «Сивка-бурка»; П.Ершов «Конек-Горбунок»; Т.Собакин «Из переписки с коровой» и др.; В.Сутеев «Сказки»; Л.Толстой «Рассказы и сказки»; Е.Чарушин «Моя первая зоология» и др.; Ф.Зальтен «Бэмби: лесная сказка»; Дж.Родари «Приключения Чипполино»; Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» и т.п. |
Лабораторное оборудование | Лупы, микроскоп, колбы, воронки, термометры, банки, черпачки, деревянные палочки, ситечко, тарелочки, трубочки, вата, цветные пленки, кристаллы марганца, зеленки, мыльные пузыри, веревочки разной длины, фактура и т.п. |
Коллекции | «Кора деревьев», «Пуговицы», «Семена», «Деньги», «Ткани», «Шишки», «Камни», «Календари», «Ракушки», «Открытки» и т.п. |
Гербарий | «Листья», «Растения луга», «Полевые цветы» и т.п. |
Для последовательного, поэтапного знакомства детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности все содержание работы в зависимости от возраста детей структурировано по тематическим блокам:
Средний и старший возраст: Подготовительный к школе возраст:
1 блок - «Растения», 1 блок – «Мы – исследователи»,
2 блок – «Вода», 2 блок – «Юные физики»,
3 блок – «Воздух», 3 блок – «Юные геологи»,
4 блок – «Песок, глина, камни». 4 блок – «Свет».
Совместная деятельность педагога с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в детской лаборатории организуется ежедневно. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Итак, вся опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками планируется в определенной последовательности и меняется в зависимости от возможности и наличия наблюдаемых объектов, в соответствие с закономерностями и непредсказуемыми изменениями, преподносимыми природой (ранний снегопад или наоборот – поздняя весна и т.д.).
Примерное тематическое планирование работы
средний возраст
Название блока | Тематика |
1 блок - «Растения» | - Знакомство с лупой; - «Герои сказки Д.Родари рассказывают об овощах и фруктах»; - «Приключения Буратино» (знакомство со свойствами дерева); - «Как спасти цветок?» (комнатные растения); - «Опыты с луком»; - «Цветочная клумба» (правила посадки цветочных растений). |
2 блок – «Вода» | - «Какая бывает вода?» (игра-экспериментирование); - «Дружба красок», «Волшебная кисточка» (игра-экспериментирование); - «Чудо - вода»; - «Вода не имеет формы»; - «Тайны снега и льда» (игра-экспериментирование)»; - «Мыло - фокусник». |
3 блок – «Воздух» | - «Поиск воздуха-невидимки»; - «Прогулка» воздуха; - «Воздух» (игра-экспериментирование); - «Почему дует ветер» (игра-экспериментирование); - «Сколько весит воздух»; - «Воздух внутри нас» |
4 блок – «Песок, глина, камни» | - «Секреты песка»; - «Сравнение песка и глины»; - «Песчаный конус»; - «Свойство насеянного песка»; - «Дружба песка и воды»; - «Глина тоже может жить». |
Примерное тематическое планирование работы
старший возраст
Название блока | Тематика |
1 блок - «Растения» | - Знакомство с микроскопом; - «Знакомый незнакомец апельсин» (фрукты); - «Сколько лет дереву?» (рассматривание среза деревьев при помощи лупы); - «Может ли растение дышать?»; - «На свету и в темноте» (опыты с луком); - «Цветок для мамы» (правила посадки луковичных комнатных растений). |
2 блок – «Вода» | - «Вода-растворитель», «Очищение воды» (игра-экспериментирование); - «У воды температура»; - «Влияние воды на живые организмы»; - «Замерзшая вода. Тающий лед»; - «Путешествие Капельки» (игра-экспериментирование); - «Измерение с помощью условной мерки». |
3 блок – «Воздух» | - «Где теплее?» (игра-экспериментирование); - «Почему не тонут корабли?» (игра-экспериментирование); - «Упрямый воздух» (игра-экспериментирование); - «Почему в космос летают на ракете?» (игра-экспериментирование); - «Ветер - неведимка»; - «Воздух повсюду» |
4 блок – «Песок, глина. камни» | - «Как устроена почва?»; - «Сравнение свойства песка и камня», «Песочные часы»; - «Удивительные камни»; - «Каждому камешку свой домик»; - «Можно ли менять форму камня и глины»; - «Камень тоже может жить». |
Примерное тематическое планирование работы
подготовительный к школе возраст
Название блока | Тематика |
1 блок - «Мы - исследователи» | - Экскурсия в школьную лабораторию; - «Что такое масса?» (взвешивание на весах); - Измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки; - «Почему все звучит?»; - «Чем можно измерить длину?»; - «Секретное письмо» |
2 блок – «Юные физики» | - «Испытание магнита»; - «Фокусы с магнитом»; - «Волшебное электричество»; - «Электрические чудеса»; - «Опасное и неопасное электричество»; - «Электрический фонарик». |
3 блок – «Юные геологи»» | - «Откуда взялись острова?» - «Как происходит извержение вулкана?»; - «Как появляются горы?»; - «Как образуются метеоритные кратеры»; - «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» (игра-экспериментирование); - «Невероятные приключения на необитаемом острове». |
4 блок – «Свет» | - «Солнце дарит нам свет и тепло»; - «Солнечные зайчики»; - «Что такое солнечные часы?»; - «Свет повсюду»; - «Свет и тень»; - «Все обо всем». |
Список литературы
- Аттали, Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. с англ. -М., Международные отношения, 1993, - С.136.
- Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду – М., ТЦ СФЕРА, 2009.
4. Клюева, Е. Ролевая игра в формировании экологической культуры студентов [Текст] / Е. Клюева/ Дошкольное воспитание. – 2008. - №3. – С.92.
5. Куликовская, И.С. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст – М., Пед. Общество России, 2003.
6. Лобанова, Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников / Учебно-методическое пособие – Балашов, Николаев, 2005.
7. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах – СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.
8. Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-иследовательской деятельности в детском саду - СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.
9. Нищева Н.В. Познавательно-иследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры - СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.
10. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах.
11. Николаева, С.Н., Комарова, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., Изд-во ГНОМиД, 2005.
12. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – АРКТИ, 2003.
13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста - СПб.: «Детство – Пресс», 2008.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация опытно – экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ»
Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и дошкольный ...
Проект «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ №20 Кулик И.И....
Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Чудесная вода».
Занятие способствует выявлению свойств воды опытно-экспериментальным путем,формированию предпосылок экологического сознания,развитию исследовательского интереса детей, их познавательной активности,вос...
Проект «Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности»
Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...
Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Волшебница- водичка».
Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...