Образовательный проект по организации опытно-экспериментальной деятельности.
проект на тему

Рудных Наталья Викторовна

Развитие творческой познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tedi.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

по организации

опытно-экспериментальной деятельности

(детского экспериментирования)

«ТЭДИ»

Прежде чем давать знания,

 надо научить думать,

 воспринимать, наблюдать.

 В. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование, начиная с дошкольного возраста, человека  такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка системы практических мер в подготовке, обучении и воспитании обучающихся и одна из важных задач здесь – сформировать у ребенка тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.  Кроме того, анализируя содержание ФГОС дошкольного образования, одним из приоритетных направлений можно выделить развитие самостоятельности и инициативности ребенка в разных видах деятельности. Таким образом, перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Одним из решений этой задачи является, на наш взгляд, внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольного  учреждения  детского экспериментирования.  Это

Теоретической базой  являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. По мнению Н.Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). Использование этого метода пропагандировали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

 Психологами установлено, что любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, другими словами, потребность в умственных впечатлениях характерна для каждого здорового ребенка – дошкольника. Но при этом  очень важно помнить, что для того, чтобы  любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность, необходимо создание определенных условий, которые развивают продуктивные формы мышления.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.  При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок  все слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы  на вопросы «как?»  и «почему?».

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Экспериментальная деятельность позволяет объединить все деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, учит детей использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Отсюда следует, что на сегодняшний период в дошкольном образовании организация одного из основных видов деятельности  в познании окружающего мира – экспериментирования  – является актуальной. В связи с этим встал вопрос  разработки образовательного проекта по организации опытно-экспериментальной деятельности, который получил название «ТЭДИ» - что означает: Твори! Экспериментируй! Действуй! Исследуй!

 Практическая значимость Проекта

Чем активнее ребенок действует в стремлении познать окружающий мир, чем шире и мобильнее система способов, с помощью которых он это делает, тем в конечном счете выше развитие его способностей.   Кроме того,  постоянно усложняющаяся потребность в познании (сначала реакция на стимулы, потом объединение этих впечатлений в более целостное знание потом потребность найти причинно-следственные связи),  дает основу для развития творческого мышления.

  Инновационность Проекта

Инновационный характер работы  состоит  в организации в групповом помещении центра активности построенного на принципах развития и интеграции,  которые определенны   Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденными 17.10.2013 года.  Центр активности представляет собой создание особой  предметной среды  для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка, в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия. При этом предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, мы меняем её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных её периодов. Динамичность центра  активности обусловлена активностью и самих воспитанников, т.к. одним из условий её изменения является участие детей в экспериментальной деятельности.

Цель и задачи Проекта

Цель:  развитие творческой познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

 Для достижения  намеченной цели были поставлены задачи:

1.  Создание условий для познавательно-экспериментальной деятельности.

2. Разработать и апробировать перспективный план работы по  познавательно-экспериментальной деятельности в условиях  детского сада:

             - обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска;        

        - развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту; психические процессы;

        - воспитывать у детей интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.

3. Отработать механизм взаимодействия с родителями по данному направлению.

4. Обобщение и трансляция опыта работы среди педагогической общественности.

Условия реализации поставленных задач

Работа рассчитана на детей  дошкольного возраста, начиная со средней группы

Экспериментирование  осуществляется в разных видах деятельности: режимных моментах, непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности.

Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями.

 

 Ожидаемые результаты

Дети:

 -  выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить;

- предлагают возможные решения и проверяют их;

- делают выводы в соответствии с полученными результатами;

- применяют выводы к новым данным;

- делают обобщения.

 Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком

- повышение уровня педагогической компетентности в развитии познавательной активности детей.

Содержание работы

           Экспериментирование  проводится  по структуре, предложенной Г.П.Тугушевой и А.Е.Чистяковой.

Структура детского экспериментирования

        

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора.

Методы и приёмы, применяемые в познавательно-экспериментальной деятельности разнообразны, при этом всегда учитываются возрастные и психологические особенности дошкольников, т.к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми  материала и устойчивому интересу к   деятельности.

Механизм реализации осуществляется через разнообразные формы работы.

Формы работы

с детьми

с родителями

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Опыты и эксперименты
  • Беседы
  • Природоохранные акции
  • Наблюдения
  • Дидактические игры
  • Выставки
  • КВН, развлечения
  • Экскурсии
  • Анкетирование
  • Опыты и эксперименты
  • Беседы
  • Природоохранные акции
  • Круглый стол
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Выставки
  • Конкурсы
  • КВН, развлечения
  • День открытых дверей

В процессе детского экспериментирования:

-  ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает;

- дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

             Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Наблюдение - является составной частью любого эксперимента т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Экспериментирование связанно с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

             Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе познавательно  – экспериментальной деятельности дается  детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом педагог не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет ребенку проявлять собственную активность.

    Для  того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, в  каждой группе функционирует передвижная лаборатория: «Центр активности», которая оснащена необходимым оборудованием и материалами, она состоит из четырех  мини- центров: «Наука и природа», «Искусство», «Манипулятивный», «Литература».

Компоненты Центра активности

Вид

Названия

Плакаты

«Овощи», «Фрукты», «Домашние (дикие) животные», «Лесные обитатели», «Ягоды», «Кто в зоопарке живет», «Машины», «Тело человека», «Внутренние органы человека», «Как сохранить здоровье», «Витамины-наши друзья», «Домашние птицы», «Времена года»  и т.д.

Фотоальбомы

«Черное золото Югры 9000000000 тонн нефти», «Кем работают мои родители» (профессии), «Моя дружная семья», «Наши родители всегда с нами» (участие родителей в постройке зимнего участка) и т.д.

Атласы

географические, атлас ХМАО – Югры «Природа, экология» (2 тома), атлас для дошкольников

Дидактические, настольно-печатные игры

«Зоологическое лото», «Земля и солнечная система», «Животные и птицы», «Домашние животные», «Во саду ли в огороде», лото-мозаика «Живая планета», развивающая игра «Я живу в Югре», «Познай мир», «Кем быть?», «Живая и неживая природа» «Валеология или здоровый малыш» (2 ч.) и т.д.

Иллюстрации, картинки

«Фрукты, овощи», «Транспорт», «Деревья и кустарники», «Птицы», «Дикие, домашние животные», «Профессии», «Наша Армия нас стережет», «Времена года», «Мама, милая моя», «Космос» и т.д.

Наглядно-дидактические пособия

«Жизненный цикл животных», «Времена года», «12 месяцев», «Арктика и Антарктика», «Высоко в горах», «Спортивный инвентарь», «Овощи», «Ягоды садовые», «Водный транспорт», «Музыкальные инструменты», «Бытовая техника», «Морские обитатели», «День Победы», «Животные средней полосы», «Офисная техника и оборудование», «Инструменты домашнего мастера», «Авиация», «Космос», «Посуда», «Цветы», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Животные жарких стран», «Кем быть?», «Мой дом», «Распорядок дня», «Профессии», «Насекомые», «Ягоды лесные», «Птицы», «Автомобильный транспорт», «Домашние птицы», «Птицы средней полосы», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Если малыш поранился», «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», «Животные наших лесов», «Сказки и пьесы для семьи и детского сада»

Календарь погоды.

Детская познавательная литература

Энциклопедический словарь «Почемучка», «Юный натуралист», «Аура Урая», «Город первой нефти-труженик  Урай», «Большая книга животных», «Изучаю мир вокруг», «Анатомия для детей», детская энциклопедия «Я познаю мир» (сборник);

Раскраски

«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда», «Мебель» и т.д.

Художественная литература

И.Акимушкин «Жил-был медведь», «Жил-был ежик», «Чем кролик на зайца не похож», «Природа-чудесница»;  В.Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил»; Б.Житков «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы для детей»;  Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая Шейка»; М Москвина «Увеличительное  стекло: сказки»;  «Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции»;М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» и др.; Н.Романова «Ящерица без хвоста»; русские народные сказки «Сивка-бурка»; П.Ершов «Конек-Горбунок»; Т.Собакин «Из переписки с коровой» и др.; В.Сутеев «Сказки»; Л.Толстой «Рассказы и сказки»;  Е.Чарушин «Моя первая зоология» и др.; Ф.Зальтен «Бэмби: лесная сказка»; Дж.Родари «Приключения Чипполино»; Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» и т.п.

Лабораторное оборудование

Лупы, микроскоп, колбы, воронки, термометры, банки, черпачки,      деревянные палочки, ситечко, тарелочки, трубочки, вата, цветные пленки,  кристаллы марганца, зеленки, мыльные пузыри, веревочки разной длины, фактура и т.п.

Коллекции  

«Кора деревьев», «Пуговицы», «Семена»,   «Деньги»,  «Ткани»,  «Шишки», «Камни», «Календари», «Ракушки», «Открытки» и т.п.

Гербарий

«Листья», «Растения луга», «Полевые цветы» и т.п.

          Для последовательного, поэтапного знакомства детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности все содержание работы в зависимости от возраста детей структурировано по тематическим блокам:

Средний и старший возраст:                              Подготовительный к школе возраст:        

1 блок - «Растения»,                                              1 блок – «Мы – исследователи»,

2 блок – «Вода»,                                                     2 блок – «Юные физики»,

3 блок – «Воздух»,                                                 3 блок – «Юные геологи»,

4 блок – «Песок, глина, камни».                           4 блок – «Свет».    

               Совместная деятельность педагога с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в детской лаборатории организуется ежедневно. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Итак, вся опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками планируется в определенной последовательности и меняется в зависимости от возможности и наличия наблюдаемых объектов, в соответствие с закономерностями и непредсказуемыми изменениями, преподносимыми природой (ранний снегопад или наоборот – поздняя весна и т.д.).

Примерное тематическое планирование работы

 средний возраст

Название блока

Тематика

1 блок - «Растения»

- Знакомство с лупой;

- «Герои сказки Д.Родари рассказывают об овощах и фруктах»;

- «Приключения Буратино» (знакомство со свойствами дерева);

- «Как спасти цветок?» (комнатные растения);

- «Опыты с луком»;

- «Цветочная клумба» (правила посадки цветочных растений).

2 блок – «Вода»

- «Какая бывает вода?» (игра-экспериментирование);

- «Дружба красок», «Волшебная кисточка» (игра-экспериментирование);

- «Чудо - вода»;

- «Вода не имеет формы»;

- «Тайны снега и льда» (игра-экспериментирование)»;

- «Мыло - фокусник».

3 блок – «Воздух»

- «Поиск воздуха-невидимки»;

- «Прогулка» воздуха;

- «Воздух» (игра-экспериментирование);

- «Почему дует ветер» (игра-экспериментирование);

- «Сколько весит воздух»;

- «Воздух внутри нас»

4 блок – «Песок, глина, камни» 

- «Секреты песка»;

- «Сравнение песка и глины»;

- «Песчаный конус»;

- «Свойство насеянного песка»;

- «Дружба песка и воды»;

- «Глина тоже может жить».

Примерное тематическое планирование работы

старший возраст

Название блока

Тематика

1 блок - «Растения»

- Знакомство с микроскопом;

- «Знакомый незнакомец апельсин» (фрукты);

- «Сколько лет дереву?» (рассматривание среза деревьев при помощи лупы);

- «Может ли растение дышать?»;

- «На свету и в темноте» (опыты с луком);

- «Цветок для мамы» (правила посадки луковичных комнатных растений).

2 блок – «Вода»

- «Вода-растворитель», «Очищение воды» (игра-экспериментирование);

- «У воды температура»;

- «Влияние воды на живые организмы»;

- «Замерзшая вода. Тающий лед»;

- «Путешествие Капельки» (игра-экспериментирование);

- «Измерение с помощью условной мерки».

3 блок – «Воздух»

- «Где теплее?» (игра-экспериментирование);

- «Почему не тонут корабли?» (игра-экспериментирование);

- «Упрямый воздух» (игра-экспериментирование);

- «Почему в космос летают на ракете?» (игра-экспериментирование);

- «Ветер - неведимка»;

- «Воздух повсюду»

4 блок – «Песок, глина. камни» 

- «Как устроена почва?»;

- «Сравнение свойства песка и камня», «Песочные часы»;

- «Удивительные камни»;

- «Каждому камешку свой домик»;

- «Можно ли менять форму камня и глины»;

- «Камень тоже может жить».

Примерное тематическое планирование работы

подготовительный к школе возраст

Название блока

Тематика

1 блок - «Мы - исследователи»

-  Экскурсия в школьную лабораторию;

- «Что такое масса?» (взвешивание на весах);

- Измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки;

- «Почему все звучит?»;

- «Чем можно измерить длину?»;

- «Секретное письмо»

2 блок – «Юные физики»

- «Испытание магнита»;

- «Фокусы с магнитом»;

- «Волшебное электричество»;

- «Электрические чудеса»;

- «Опасное и неопасное электричество»;

- «Электрический фонарик».

3 блок – «Юные геологи»»

- «Откуда взялись острова?»

- «Как происходит извержение вулкана?»;

- «Как появляются горы?»;

- «Как образуются метеоритные кратеры»;

- «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» (игра-экспериментирование);

- «Невероятные приключения на необитаемом острове».

4 блок – «Свет»

- «Солнце дарит нам свет и тепло»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Что такое солнечные часы?»;

- «Свет повсюду»;

- «Свет и тень»;

- «Все обо всем».

Список литературы

  1. Аттали, Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. с англ. -М., Международные отношения, 1993, - С.136.
  2. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

         3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду – М.,        ТЦ СФЕРА, 2009.

         4. Клюева, Е. Ролевая игра в формировании экологической культуры студентов    [Текст] / Е. Клюева/ Дошкольное воспитание. – 2008. - №3. – С.92.

5. Куликовская, И.С. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст – М., Пед. Общество России, 2003.

6. Лобанова, Е.А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников / Учебно-методическое пособие – Балашов, Николаев, 2005.

7. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах – СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.

8. Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-иследовательской деятельности в детском саду - СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.

9. Нищева Н.В. Познавательно-иследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры - СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.

10. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы  в разных возрастных группах.

11. Николаева, С.Н., Комарова, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., Изд-во ГНОМиД, 2005.

12. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – АРКТИ, 2003.

13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста - СПб.: «Детство – Пресс», 2008.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация опытно – экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ»

Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и дошкольный ...

Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Чудесная вода».

Занятие способствует выявлению свойств воды опытно-экспериментальным путем,формированию предпосылок экологического сознания,развитию исследовательского интереса детей, их познавательной активности,вос...

Проект «Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности»

Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...