Консультация для воспитателей "Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 5-7 лет".
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Семенова Наталья Сергеевна

В статье раскрыты педагогические условия развития познавательных интересов у детей 5-7 лет. Обозначена важная роль взрослых (воспитателей, родителей) в формировании любознательности и познавательных интересов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 5-7 лет.

        Вопросами развития познавательной сферы дошкольников всегда уделялось особенное внимание.

        Развитие познавательного интереса детей предполагает получение новых знаний и умений. На передачу этих знаний и умений направлены занятия в детском саду. По мнению многих ведущих педагогов, таких как М. И. Лисина, В. И. Логинова, решающим фактором развития и формирования познавательной активности у детей является общение со взрослым – педагогом, родителями.

        Не менее важным условием развития познавательного интереса являются практические и исследовательские действия ребёнка. Причём важное значение имеет завершение таких действий успехом ребёнка. Это ведёт к появлению новых знаний, окрашенных яркими эмоциями.

        Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специально организованных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

        Познавательный интерес у ребёнка не является врождённым, а формируется и развивается в деятельности – познавательной и продуктивной. А для этого необходимо активно поддерживать интерес ребёнка, его склонность к чему-либо. Необходимо создавать такие условия, при которых ребёнок будет чаще соприкасаться с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.

        Не менее важное значение имеет индивидуальный подход к детям. Застенчивые, робкие дети могут не проявлять интереса не потому, что они ко всему безразличны, а потому, что у них не хватает уверенности. И воспитателю необходимо быть особенно внимательным к таким детям: вовремя замечать проявления любознательности и интереса, помогать в достижении успехов. Важно, чтобы найденная воспитателем тактика индивидуального подхода к детям получила своё развитие и в семье и в дальнейшем на этапе школьного обучения детей.

        Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие через привлечение внимания детей, с помощью словесных указаний и наглядного показа способа действий.

        Для воспитателя вопрос ребёнка свидетельствует об определённой направленности его интересов. Умение задавать вопрос показывает, то ребёнок способен заметить то или иное явление, установить связь между явлениями. Способность детей задавать вопросы следует развивать, использовать для воспитания познавательной активности.

        Ответы на вопросы детей не должны носить категоричного характера в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой беседой, помогающей ребёнку глубже присмотреться к предметам и явлениям. Ответ не всегда может быть дан ребёнку в прямой форме: его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через художественный образ.

        Воспитателю важно обращаться с вопросами к детям. Правильно поставленный вопрос активизирует мысль ребёнка, побуждает к сравнению, рассуждениям умозаключениям. А это, в свою очередь, развивает познавательную активность, рождает потребность в новых знаниях.

        Имеющиеся у детей возможности переработки и упорядочения информации ещё не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Большое значение здесь имеет общение со взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

        Познавательное развитие - важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определённой суммы знаний, но, главным образом, развитие психических умственных процессов, познавательных способностей, овладение способами и приёмами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребёнок научится самостоятельно усваивать знания и правильно использовать их на практике.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательных интересов детей младшего возраста.

Создание предметно-развивающей среды, как условие развития познавательных интересов детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО....

" Условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен не только педагогам, но и родителям, в статье подробно изложены условия развития познавательного интереса у детей -дошкольников....

Система наблюдений, как одно из условий развития познавательных интересов у детей 4-5 лет.

Материал помогат развивать позновательный интерес , развитие речи ,ознакомление с окружающим  миром , развивать математические способности у детей 4-5 лет ,...

"Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста"

Презентация по теме "Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...

Консультация для родителей "Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста"

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира....