Консультация для воспитателей " Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно — ориенированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения « Не рядом, а вместе».Цель взрослого содействовать становления ребёнка как личности. Это предполагает решения следующих задач:
* Обеспечить чувство психологической защищённости
* Формирование начал личности
* Развитие индивидуальности ребёнка
* Знание, умение, навыки рассматривается не как цель, как средство полноценного развития личности
* Способы общения- понимание, признание, принятие личности ребёнка
* Тактика общения. Позиция взрослого исходит из интересов ребёнка
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади. Личностно- ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- принцип дистанции. Первоочередным условием личностно- ориентированной модели является установление контакта. Задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы. Важно установить верную психологическую дистанцию с каждым ребёнком и с группой в целом. Но важно понимать ,что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой « короткой» дистанции, другие на более «длинной».
- принцип активности. Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
- принцип стабильности .В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем.
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижения детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: Абстрактном, реалистическом, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начало специфики жанров.
- принцип открытости. Может быть представлен в нескольких аспектах:
* это открытость природе, создание комнат природы из зелёных зон.
* это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению « лучших» образцов общечеловеческой культуры — образцов искусства и предметов декоративно- прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно- прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом .Всё это будет способствовать формированию представлений о « маленькой родине» и чувства любви к ней.
- принцип учёта возрастных особенностей детей.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"...
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды....
Консультация для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физическ...
консультация для воспитателей "Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей"
Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах...
Консультации для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Консультации для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"...
Консультация для педагогов. Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольног...
Консультация для воспитателей: «Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе»
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольног...