Консультация для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
консультация на тему
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rpps.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно-насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• вариативной
• доступной
• безопасной
Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей, содержанию Программы
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: • от образовательной ситуации,
• от меняющихся интересов детей,
• от возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)
Вариативность среды предполагает: • наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
• разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования обеспечивающих свободный выбор детей
• периодическую сменяемость игрового материала стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
• появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности исправность и сохранность материалов и оборудования
Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
(изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования)
предполагают наличие специальных:
• архитектурных условий
• методических пособий
• дидактических материалов
• спортивного оборудования
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
РППС группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
РППС организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок театрализованной деятельности;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для экспериментирования;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Консультация для педагогов....
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"...
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды....
Консультации для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Консультации для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"...
Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...
Консультация для воспитателей " Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ через познавательно- исследовательские способности".
Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды на летней веранде»
https://cloud.mail.ru/public/VAYu/HyWojPtd9...