Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".
консультация на тему
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация развивающей
предметно-пространственной среды в ДОУ
для детского экспериментирования»
Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Детское экспериментирование - это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его на долго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Элементарность опытов заключается: 1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; 2)в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; 3) в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
В результате организации детского экспериментирования :
- У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково - исследовательской деятельности.
- Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Основная задача ДОУ поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями , предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. При оборудовании центров экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей ;
- достаточность;
-доступность расположения.
В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
Материалы, находящиеся в центре экспериментирования, распределяются по разделам : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Младший дошкольный возраст.
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
-коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки», (зимы, весны, осени), «Ткани».
-песок, глина,
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители (гуашь, акварельные краски и др.)
- лупы, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», «Ящик ощущений» (чудесный мешочек).
- бросовый материал :верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
-семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалом, доступные детям младшего возраста;
-персонажи ,наделенные определенными чертами ( «зайчик –любознайчик», «почемучка»). От имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст.
- книги познавательного характера для среднего возраста,
-тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»(зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- Мини-музей (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.)
-Песок-глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители (гуашь, акварельные краски и др.)
-семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
-Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, « ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,
- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами;
-персонажи ,наделенные определенными чертами («утенок- удивленок», «почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки- схемы проведения экспериментов(заполняются воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст.
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;
- мини-музеи (Например: «Часы бывают разные», «Изделия из камня»,
- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
- природный материал: камни, ракушки, спил, листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и др.;
- разные виды бумаги: обычная ,картон, наждачная, копировальная, и т.д.
- красители (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла , сито, воронки,, половинки мыльниц, формы для льда;
-приборы помощники: увеличительные стекла, песочные часы, микроскопы, лупы,;
-клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
- мини- стенд «О чем хочу узнать завтра?»;
-карточки- подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «что можно- что нельзя»;
- персонажи наделенные определенными чертами («почемучки») от имени которого моделируется проблемная ситуации.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004г.
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. / Под.ред. Л.Н. Прохоровой М.,АРКТИ 2004г.
- Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД 2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...
Консультация для воспитателей: "Развивающая предметно-пространственная среда"
Консультация для воспитателей...
консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...
Консультация для родителей: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в п...
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"
Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС» ВоспитательКоролёва марина Игоревна Болхов, 2017В со...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...