"Воспитание экологической культуры на основе знакомства с природой родного края"
статья на тему
Данная статья знакомит с понятием "экология" -как наука, раскрывает решение задач экологического воспитания в системе педагогического воздействия.Раскрывает один из важнейших методов обучения в дошкольном образовании- метод наблюдения, который проходит через все возрастные группы, а так же знакомит и с другими методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание экологической культуры на основе знакомства с природой родного края | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры дошкольников на основе знакомства с природой родного края.
Чичина Елена Эйновна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска «Детский сад №162.»
В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Экология
– наука комплексная . Существует три основных направления экологии:
- биологическая – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- социальная – рассматривает взаимоотношения общества и природы;
- прикладная экология, или охрана природы;
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
Соответственно цель экологического образования – формирование человека, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Опыт показывает, что основные идеи экологии хорошо адаптируются к уровню знаний дошкольников. Конкретные примеры жизни растений, животных и человека из ближайшего окружения ребенка при соответствующей организации педагогического процесса с большим интересом воспринимаются детьми. Дошкольники с интересом вникают в конкретный материал, они хотят знать , почему зимой медведь спит, почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются, почему рыбы не тонут, почему листья осенью опадают, а весной распускаются.
Однако, работая с детьми дошкольного возраста, можно увидеть, что дети часто не замечают красоту окружающего мира, не понимают взаимосвязь природных явлений, не думают о последствиях своих поступков. Гуляя на улице, на природе, дети часто слышат : « Не подходи к собаке, она укусит!», «Не трогай кошку, она поцарапает!», « Не бери ветку, она грязная, не бегай, не прыгай, не лезь – запачкаешься!». Такое поведение взрослых приводит к отрицательному восприятию детьми окружающего мира, к агрессивному отношению ко всему, что вокруг них.
Среди пробелов в воспитании современных дошкольников можно выделить следующее :
1.Узкий экологический кругозор детей,
2.Задержка психического и речевого развития.
3.Агрессивное поведение.
В связи с этим, работая над данной проблемой, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Расширить кругозор детей в области природы и окружающей действительности;
- Формировать такие личностные качества ребенка, как доброжелательность, умение сопереживать, нивелировать агрессию;
- Расширить словарь детей.
Для решения данных задач была выбрана следующая система педагогического воздействия:
1.Организованное обучение: экскурсии, занятия, наблюдения:
2.Совместная деятельность взрослого с ребенком: игры, целевые прогулки, беседы, рассказы, рассматривание картинок, опыты, поисковая деятельность, труд в уголке природы, экологические досуги и праздники, дидактические игры.
В работе использовались разнообразные методы обучения и воспитания: игровой, словесный, наглядный, соревновательный, метод наблюдения и другие.
Тема моей работы –«Воспитание экологической культуры дошкольника на основе изучения природы родного края» - является сквозной , рассчитанной на все возрастные группы, и включает в себя такие подтемы, как «Растительный мир Прибайкалья», «Животный мир Сибири», «Байкал-жемчужина Сибири». Одна из подтем моей работы - «Перелетные, зимующие и кочующие птицы Приангарья». Для знакомства детей с этой темой была проведена большая работа. При этом наиболее эффективным методом ознакомления дошкольников с природой оказался метод наблюдения, так как он позволяет наиболее полно сформировать у детей конкретные представления.
Наблюдение за птицами прошло через все возрастные группы, претерпевая некоторые изменения.
Во второй младшей группе (3-4 года) – это первое восприятие птицы как живого существа, которому для жизни требуется пища и вода, ее внешних особенностей, позволяющих выделить птицу среди других животных и предметов,главные из которых- наличие крыльев и клюва. дети должны осознать , что кормление -одно из главных условий для жизни птицы, и если птица живет в неволе , то ее жизнь зависит от людей. Эти первоначальные знания об условиях жизни птицы, конечно невелики, но они сразу формируют правильное отношение к живому, и поэтому их можно назвать экологическими.
В средней группе (4-5 лет) – проводится и общее знакомство с птицей , и детальное рассмотрение всех ее внешних особенностей. В наблюдениях эти особенности подвергаются «математическому» анализу – дети выясняют, сколько у птиц крыльев, ног, перьев, глаз и т.д. .Дети уточняют функции уже известных им частей тела птиц -ног и крыльев. Называя действия , которые птица производит ногами и крыльями, дети уточняют, что они являются многофункциональными органами передвижения по земле и по воздуху. Дети узнают, что это парные органы- с одним крылом не улетишь, на одной ноге далеко не ускачешь. В этой возрастной группе углубляются представления детей об условиях жизни птиц. Они знакомятся и с условиями комфортного проживания птицы в неволе: просторная клетка, корм, вода, узнают для чего это им нужно, как отсутствие чего-либо может отразиться на самочувствии птицы.
В старшей группе (5-6 лет) продолжается уточнение представлений о внешнем строении птицы, о функционировании некоторых ее органов, которые позволяют птице ориентироваться в окружающей обстановке. Наблюдения позволяют установить, что у птиц есть шея, что птица хорошо слышит, следовательно, у нее есть уши, хотя их и не видно. Дети знакомятся с особым строением ног разных птиц – утки, воробьи, вороны, голуби.
В подготовительной к школе группе(6-7 лет) - знакомятся с особенностью строения перьев, узнают, какие перья для чего предназначены. Здесь же учатся узнавать птиц по голосу.
Дети знакомятся с новыми понятиями , расширяется пассивный и активный словарь.
Кроме наблюдения использовались другие методы и формы педагогического воздействия.
1.Рассматривание картинок, фотографий, просмотр фильмов, что доступно для детей самого раннего возраста.
2.Целевые прогулки на природе, экскурсии в лес, в парк позволяют уточнить представления детей о знакомых птицах, об условиях их жизни, дети могут научиться в естественных условиях , по голосу определять какая птица поет на ветке.
3.Тематические, дидактические игры. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, проходящее на ее фоне будет особенно эффективным..«Отгадай, какая птица», «Птичья столовая»- помогают детям в игровой форме ближе познакомится с жизнью птиц, их повадками, условиями питания.
4.Рассказы воспитателя наиболее доступный способ формирования у детей представлений о птицах. И приводят детей к пониманию причинно-следственных связей перелета птиц на юг, и условий их обитания.
5.Беседы с детьми строятся на системе вопросов, которые позволяют выявить знания детей и познакомить их с новыми понятиями.
6.Различные виды изобразительной деятельности. На занятиях кружка «Умелые ручки», совместно с детьми мастерим поделки из природного, бросового и подручного материала. Эти занятия закрепляют знания детей о внешнем виде птиц, их характерных особенностях. Дети делают панно из шерсти, спичек, ткани с изображением разных птиц .
8.Создание книг – самоделок помогает детям самостоятельно обобщить свои знания и в любой приемлемой для них форме отобразить их на бумаге. Например – книга «Сорока –белобока» , созданная группой детей старшего возраста ,включает в себя изображения внешнего вида , места проживания и знакомит, чем питается эта птица.
9.Заучивание стихов, отгадывание загадок, чтение детской художественной литературы по теме не только знакомят детей с птицами, но и расширяют их словарный запас, развивают речевые навыки и приобщают к богатой русской детской литературе, воспитывающей доброжелательность и желание детей заботится о птицах.
Проводимая нами работа очень нравилась детям. Они с интересом рассматривали картинки фотографии, смотрели фильмы. На занятиях дети с радостью учили стихи ,отгадывали загадки. С удовольствием рисовали, лепили, вырезали, наклеивали. Занятия очень им нравились , часто самые шумные и неусидчивые ребятишки по долгу сидели, изготавливая свои работы.
Когда зимой совместно с детьми сделали кормушки для зимующих птиц, дети уже точно знали, какую еду и для каких птиц туда надо положить и с интересом наблюдали за ними у кормушки, Они радостно следили, какой воробей самый веселый, а какая синичка самая шустрая. У детей изменилось отношение к птицам и ко всему живому. Дети стали добрее относится и друг к другу. им уже не хотелось прогнать птиц, бросить в них камень.
Таким образом при создании определенной развивающей среды, необходимом оборудовании, творческом подходе мы можем, изменив свое мировоззрение, воспитать новое поколение с новым экологическим мышлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
Становление мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период ...
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа
Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...
Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....
Самообразование «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина это...
Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы , поэтому приобре...