Самообразование «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Косых Галина Владимировна

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23_god.docx55.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

___________________________________________________________________________________________________________________

663630, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул. Пер. Новый, д.3А

Тел. 8 (39161)78 – 1- 23, Email: checheul2013-dou@yandex.ru 

Принято:                                                                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                                                   заведующим МБДОУ

«Чечеульский детский сад»                                                           МБДОУ«Чечеульский детский сад»

Протокол №        От «        »        2022год                                Н.И. Сергиенко «        » ______2022год

Индивидуальный план по самообразованию

«Формирование экологической культуры через ознакомление детей с

природой родного края»

 Разработала:

                                                                                                              Косых Г.В.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Село Чечеул

2022 год.

Индивидуальный план по самообразованию

Тема:

«Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»

Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Н. Луконин

 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Формирование экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Цель саморазвития: 

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

Задачи:

  • повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создать методические наработки и внедрить  педагогический опыт в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками  по результатам диагностики;
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  4. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  5. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  6. Проведение открытого занятия;
  7. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  8. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  9. Изготовление экологического лэпбука.
  10. Участие в конкурсах.
  11. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

План работы с детьми:

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»; 
  • «Пасха»; 
  • «День Земли»; 
  • «День птиц»; 
  • «День посадки деревьев»;
  • «Всемирный день охраны окружающей среды».
  1. Проведение сезонных выставок поделок;
  2. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  3. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Морские млекопитающие»;
  • «Естественные водоемы Земли»;
  • «Что такое заповедник»;
  • «Путешествие по заповедникам»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  1. Проекты:
  • «Огород на подоконнике»;
  • «Цветущий участок»
  1. Экологические акции:
  • «Птичья столовая»;
  1. Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник» 
  1. Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  1. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  2. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитании

План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по экологии.
  2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  1. Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  • «Экологическое воспитание»;
  • «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • «День посадки деревьев»;
  • «Зеленая весна»;
  • «Всемирный день окружающей среды»
  1. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
  2. Помощь родителей в изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
  3. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  4. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  5. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  6. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
  7. Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»; 
  • «Берегите природу»;
  • «Дикие животные России»
  1. Экологические акции: 
  •  «Птичья столовая».
  1. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
  2. Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность.  Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Литература подлежащая изучению:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Интернет-ресурсы:

1) Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

 http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/9041-ekologicheskoe-vospitanie-detej.html?start=1

2) Методы и приемы экологического воспитания дошкольников http://szabotoi.ru/vospitanie/ekologicheskoe-dlya-doshkolnikov

3) Павлова В.А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ http://festival.1september.ru/articles/601740/

Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея»

Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая»

3.Памятка для родителей : «Синичкин день»

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:  «Покормим птиц зимой»;

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

1.Изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»;

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:

2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

3.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

2.Проведение открытого занятия

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок»

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Июнь

1.Подведение итогов работы по плану саморазвития;

2.Вывод

Июль

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

Август

Разработка плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы.

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкета для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная группа________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

 

 

 

 

Картотека дидактических ИГР

Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.

1.Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,

развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Беседа с детьми«Правила поведения в природе»

Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.

Ход беседы:

Когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.

Обязательно запомните правила, соблюдать которые совсем несложно.

1 Незнакомые растения и цветы ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

2 С грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты.

3 Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья. Возможно, в этот водоем сбрасывали мусор, отходы. Вода в нем неизвестна нам. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем.

4 Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров, отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

5 Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.

6 Если вы собираетесь ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых.

7 В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора — можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотрите прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени — от этого может ухудшиться зрение.

8 Будьте осторожны с огнем. Выберите место для костра с учетом направления ветра. Это место нужно очистить от мусора, сухой травы и веток, окопать его или обложить камнем. Нельзя оставлять костер без присмотра. Уходя, залейте костер водой и засыпьте землей. В случае загорания не теряйтесь, тушите огонь подручными средствами – залейте водой, засыпьте землей, накройте плотной тканью.

9 При купании на воде: не купайтесь в запрещенных местах. Не отплывайте далеко от берега. Не нарушайте правила пользования плавсредствами.

При соблюдении этих нехитрых правил Вы сохраните свое здоровье и обезопасите свою жизнь.

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Программные задачи: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать доказательную, связную речь у детей.

Материал: Юла со стрелкой, Карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ. Эмблемы для команд.

Ход занятия:

В:Дорогие ребята! Сегодня мы проведем экологическую викторину «Знатоки ПРИРОДЫ». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать всё, чтобы не допустить Разминка. Блиц-опрос:

-Что делает ёж зимой? (спит)

- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

-Лось теряет рога каждую зиму? (да)

- Ястреб хищная птица? (да)

-Кукушка хорошая мама? (нет)

- Страус самая большая птица на земле? (да)

-Ёж ест грибы? (нет)

- Камень относится к живой природе(нет)

-Кувшинка растет в лесу? (нет)

- Клёст выводит птенцов зимой? (да).

Конверт № 1: Задание «Подбери слова».

1. Лес может быть густым, а может быть и --- (редким)

2. Волк- зверь большой, а ёж--- (маленький)

3. Лось могучий, т. е. ---(крупный, огромный)

4. Цветы сирени ароматные, т. е. ---(душистые)

5. Весна бывает ранняя, а бывает и---(поздняя)

6. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ---(горькие)

7. Январь год начинает, а декабрь ---(заканчивает)

8. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т. е. ---(вьюга, пурга)

Конверт № 2: задание «Загадки».

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)

2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

3. Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки (мышка)

4. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса)

5. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)

6. Вьется веревка, на конце головка (змея)

7. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает (весной).

Конверт № 3: задание «Нарисуй с закрытыми глазами»

- Из команды по одному участнику. Команде «ЭП» нужно нарисовать- медведя, а команде «ЗС» нужно нарисовать ёжика.

исчезновения ни одного вида растений и животных:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и листва,

Горы, воздух и трава,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг ПРИРОДА.

- Итак, мы начинаем нашу викторину. У нас две команды: «Экологический патруль», и «Зеленые спасатели»

Победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. У каждой команды своя эмблема. Для определения очередности выполнения задания у нас есть юла со стрелкой, где стрелочка остановится, то и задание и выполняется. Задания выполняются двумя командами поочередно или совместно на время.

Конверт № 4: задание «Под музыку изобрази животное»

- Команда «ЭП»- Лягушку; команда «ЗС»- Зайца.

Конверт № 5: задание «Ответь на вопросы»

1. У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна)

2. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)

3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весна)

4. Лев- дикое или домашнее животное? (Дикое)

5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осень)

6. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)

7. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цвет ствола)

Конверт № 6: Конкурс «Экологический»

- Что будет, если прольется нефть в реку или в море….

- Что будет, если вырубить лес….

- Что будет, если уничтожить хищных птиц….

- Что будет, если осушить водоемы…

Конверт № 7: задание «Угадай от кого объявление»

- Мы получили лесную газету. Но почему- то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)

3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)

4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).

Воспитатель:

Все, что "нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш - земной природный дом!

Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета-это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Конспект мастер-класса «Самая красивая кормушка»

Цель: Формировать представление у детей о кормушке для птиц.

Задачи:

1. Воспитывать доброе отношение к птицам и к природе родного края.

2. Расширять представление о птицах: воробьях, синицах и снегирях.

3. Учить детей отчетливо произносить слова и фразы.

4. Вызвать радость от наблюдения за живым объектом, желание оберегать птиц и ухаживать за ними.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок о зимующих птицах: воробьях, синицах и снегирях.

Рассказ по картине "Птицы прилетели к кормушке"

Чтение стихов о птицах.

Подвижные игры "Воробей", "Совушка - сова".

Оборудование и материалы:

Кормушка для птицкорм для птиц; деревья; птицы.

Ход занятия:

- Ребята, как называется наш город? (Ответы детей)

- Да, наш город называется - Елабуга. В нашем городе много высоких домов, школ, магазинов и детских садов. Наш город очень красивый.

- Ребята, а сейчас какое время года? (Дети отвечают)

- Да, сейчас зима. Выпало очень много снега. На улице холодно. Мы с вами каждый день ходим в детский сад. Здесь растет очень много деревьев.

- Ребята, посмотрите кого вы видите на деревьях? (Ответы детей)

- Смотрите, как птички сидят тихо, печально, не прыгают, не поют, редко летают. Почему они грустные? (Ответы детей)

- Да, им холодно, и они хотят есть. Когда зимой на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм.

- Ребята, давайте, сделаем подарок нашим маленьким друзьям. Взрослые ребята, которые уже ходят в школу, принесли нам очень красивый домик для птичек. Этот домик называют кормушкой. У кормушки есть одно дно, куда насыпают корм. Есть крыша, она укрывает от снега, от дождя. Есть веревки, за которые её подвешивают на дерево.

- Давайте покормим птичек. Хлебные крошки нужно размять руками, чтобы они были маленькими, так как у птиц маленький тоненький клюв.

Воспитатель с детьми высыпают крошки хлеба, семечки, зернышки.

- Ребята, посмотрите - воробьи. Послушайте, как они чирикают.

- Чик-чирик, чик-чирик.

- А вот ещё и синички прилетели. Какого они цвета? (Дети отвечяают)

Повторяем вместе "Синицы"

- Смотрите, а на том дереве сидят очень красивые птицы. Их называют снегири.

Дети повторяют "Снегири".

- Какого они цвета? (Дети отвечают)

-Да, у них красивые, красные грудки, а голова и крылья черные.

- Ребята, посмотрите, у птиц есть две лапки, два крыла, хвост и клюв. Клювом они клюют зернышки, они радуются и говорят нам: "Спасибо за угощения".

- Ребята, птицы приносят большую пользу природе. Они оберегают деревья и кусты от гусениц и других насекомых.

- А теперь, давайте, поиграем.

"Красногрудый снегирек

Прилетел к нам на денек.

А за ним синички -

Желтые сестрички

Птичек мы пугать не будем,

Потому что очень любим.

Мы им зернышек насыплем

Пусть они клюют.

Никогда их не обидим

Пусть они поют".

- Ребята, а вам понравились наши друзья - птицы(Дети отвечают)

В нашем городе будет красиво и весело, если птицы будут прилетать к нам, петь и чирикать. Мы будем очень рады нашим гостям, и будем заботиться о них.

- А мы все вместе скажем: "Прилетайте к нам каждый день, мы вас будем ждать и кормить"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."

Воспитание у детей с раннего  детства  ответственности за судьбу родной природы  ,привлечение к посильной помощи в охране природы   ,экологическое воспитание всего населения,а особ...

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...

Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России»

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление  детей с природой России»...

Презентация РМО "Формирование экологической культуры через ознакомление с природой родного края"

Цель:ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы, особенностями взаимоотношения человека  с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....