«Предметно – развивающая среда как условие позитивной социализации ребёнка»
материал (старшая группа) на тему
Всё о создании предметно-развивающей среды в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
145_sad_proekt.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
ДЕТСКИЙ САД № 145
Инновационный проект
«Предметно – развивающая среда как условие позитивной социализации ребёнка»
Авторский коллектив:
Жукова Ю.В старший воспитатель
Романова В.В. воспитатель
г. Иркутск 2016
Название проекта | «Предметно – развивающая среда как условие позитивной социализации ребёнка» |
Полное и краткое название организации, где выполняется проект | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №145 (МБДОУ города Иркутска детский сад №145) |
Адрес организации | г. Иркутск, ул. Мира, 64 |
ФИО руководителя Телефон факс | Занина Лариса Иннокентьевна 8 (3952) 32-82-93 |
Исполнители проекта Творческая группа | Жукова Юлия Владимировна Романова Виктория Валерьевна |
Предназначение проекта | Создание алгоритма педагогической деятельности, направленной на формирование предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении. |
Год начала проекта | 2016год |
Год окончания | 2017 год |
Паспорт инновационного проекта
- Проблема, на решение которой направлен
инновационный проект
Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, напрямую связана с реализацией и внедрением основных принципов дошкольного образования, которые прописаны в п. 1.4. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Соблюдение основных принципов дошкольного образования не только указывает направления педагогической работы, но и пути решения поставленных перед дошкольным образованием задач.
Семантическое содержание каждого принципа взаимно перекликается, дополняя и расширяя диапазон понятийности.
Полноценное проживание и амфликация детского развития, учет индивидуальных особенностей ребенка, поддержка детской инициативы, сотрудничество детей и взрослых, формирование познавательных интересов, приобщение детей к социокультурным нормам, возрастная адекватность дошкольного образования, учет этнокультуры – все эти принципы Стандарта направлены на развитие ребенка [1]. Принципы стандарта определяют задачи, которые стоят перед педагогом, большинство из которых указывают на необходимость создания условий для реализации того или иного направления педагогической деятельности.
Российская система дошкольного образования считается одной из самых передовых в мире, но, в настоящий период инновационные процессы, которые происходят в системе российского образования вообще, требуют определенных изменений и в системе дошкольного образования. Развитие личности ребенка берет начало в период Детства. Именно на этом этапе закладываются основы поведения, нравственные нормы и личностные ориентиры, закладывается вера в возможность преодоления трудностей, происходит становление самодостаточности.
Органами государственного управления разработан ряд Стратегий, которые направлены на улучшение положения семей, семей с детьми. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025, Национальная стратегия действий в интересах детей (до 2017). Кроме этого, само введение образовательного стандарта осуществляется с целью повышения качества образовательных услуг, направленных на ребенка.
На практике же нередко возникают проблемы с реализацией принципов, так как и педагоги и воспитатели насторожено относятся к преобразованию развивающей среды. Надо признать тот факт, что нередко предметно-развивающая среда в группе не обладает статусом зоны свободного доступа, а, скорее, является компонентом выставочной композиции, показательными элементами украшения интерьера. Изменения, требуемые стандартом, вызывают озабоченность педагогов, которая во многом объясняется трудностями финансирования. Анализ оснащения групп и зонирования указывает на определенную узость восприятия педагогами понятия развивающей среды. То есть, зачастую, предметно-развивающая среда обладает определенной двойственностью. В этом случае существует два варианта: один выставочно-показательный, другой рабоче-производственный. Педагоги свою позицию аргументируют необходимостью сохранности и сложностями пополнения материальной базы группы. Также высказываются опасения по поводу затратности при оснащении группы, излишняя осторожность отрицательно влияет на сложившуюся ситуацию.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии конкретного алгоритма действий педагога при создании предметно-развивающей среды. На разрешение данной проблемы направлен инновационный проект.
- Описание инновационного проекта
2.1. Актуальность инновационного проекта определяется требованиями времени. Задачи российского образования ставят проблему формирования развивающей среды на передний план. Сама система российского дошкольного образования напрямую связана с процессами обеспечения государственных гарантий и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, обеспечение вариативности и разнообразия содержания, учет потребностей и способностей каждого ребенка - все то, о чем идет речь в задачах дошкольного образования, требует наличия развивающего пространства.
Создание развивающего предметно-игрового пространства позволяет осуществлять ребенку свободный выбор деятельности, деятельности, которая будет основана на личных потребностях и предпочтениях ребенка. Игровая, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная и другие виды деятельности по выбору ребенка могут быть реализованы только при наличии развивающего пространства.
ФГОС ДО дает определение развивающей предметно-пространственной среды - «это часть образовательной среды, представленная социально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа детства, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции их недостатков». Предметное содержание, его пространственная организация, изменение во времени представляют собой единство трех компонентов, образующих концептуальную модель развивающей предметно- пространственной среды.
Предметное содержание включает в себя:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок может действовать и самостоятельно, и в совместной с педагогом или сверстниками деятельности;
- пособия учебно-методического плана, используемые педагогом в процессе обучения детей;
- оборудование для осуществления деятельности детей.
Предметное содержание должно иметь определенную пространственную организацию, способную обеспечить его максимальную эффективность.
Для стимулирования детской активности и учета происходящих в ребенке возрастных изменений необходимы временные изменения предметного содержания.
Единство этих трех компонентов не только составляют успешный фундамент образовательной среды любой группы, но и способствуют реализации индивидуальных способностей ребенка.
Сама по себе деятельность педагога является достаточно сильным инструментом воздействия на личность ребенка, а имея опору в виде развивающего пространственного наполнения, качество работы возрастет в разы. При всем при этом необходимо принимать во внимание принципы образовательного стандарта, исходя из которых ребенка необходимо ценить безусловно, но нельзя оценивать. Возможности дошкольного учреждения позволяют пересмотреть подход к созданию условий для развития способностей ребенка.
Благодаря выделяемому финансированию в виде субвенции на каждого ребенка, дошкольная организация в настоящее время располагает средствами для пополнения предметно-развивающей среды, приобретению пособий, необходимых для занятий. Конечно, данная сумма является недостаточной, но при грамотном анализе необходимого наполнения, в совокупности с творческим подходом со стороны родителей и педагогов, задачи по наполнению развивающего пространства могут быть успешно реализованы.
Дошкольное детство – период познания мира, усвоения норм взаимоотношения между людьми. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях отмечали, что знание верного эталона поведения не является гарантией следования ему. Прежде всего, любое действие и любой поступок должен иметь осмысление его последствий.
А. Асмолов отмечает не только полезность дошкольного детства, он рассматривает его значимость гораздо шире, справедливо считая дошкольное детство одной из важнейших составляющих культуры. Развитие ребенка происходит в деятельности, имеющей практическую направленность. Деятельность должна осуществляться в условиях, максимально приближенных к естественным. Приближение к естественным условиям не исключает более разнообразного насыщения, что служит побуждающим звеном в активной познавательной деятельности детей.
Таким образом, проблема развертывания развивающей предметно-пространственной среды как инновационный ресурс создания условий для творчества детей в свете принятия самоценности имеет многоаспектный характер. Решить ее можно при эффективном объединении усилий педагогического коллектива и родителей (их законных представителей).
2.2. Инновационная идея проекта в создании прецедента по организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в короткие сроки с минимальными финансовыми затратами, при котором наполняемость среды определяется событийностью.
Данная идея может быть реализована только при условии плодотворного сотрудничества родителей и педагогов.
Основные цели и задачи инновационного проекта
Цель создание предметно – развивающей среды как условия позитивной социализации ребенка.
Задачи инновационного проекта:
- Способствовать организации предметно-развивающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Обеспечить целостность компонентов концептуальной модели развивающей среды дошкольного учреждения.
3. Приобщать семьи воспитанников (родителей и их законных представителей) к совместной деятельности по созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в группе.
- Этапы выполнения инновационного проекта.
Содержание деятельности на этапах реализации
инновационного проекта
1 этап (январь 2016 г. – март 2016 г.) - подготовительный. Изучение нормативно-правовых документов и анализ практики в решении проблемы защиты прав детей; разработка критериев и показателей, обеспечивающих достижение цели и задач; осмысление и содержательное наполнение монопроектов; поиск единомышленников, заинтересованных в формировании развивающей среды группы при минимальных финансовых затратах.
Основные результаты: разработка проекта, его обсуждение, проведение внутренней и внешней экспертизы; тиражирование и продвижение инновационной идеи проекта.
2 этап (апрель2016 г. – январь 2017 г.) - основной. Выполнение комплекса мер, направленных на выполнение цели и задач проекта; информационное, правовое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение педагогов, родителей и социальных партнеров дошкольных образовательных организаций в реализации принципов ФГОС ДО.
Основные результаты: распространение опыта создания развивающей среды в 18 группах дошкольного учреждения.
3 этап (январь 2017 г. – май 2017 г.) - обобщающий. Подведение итогов реализации проекта; научное системное осмысление результатов инновационной деятельности; обобщение и позиционирование алгоритма действий педагога при реализации принципов развивающей среды.
Основной результат: повышение педагогической компетентности в вопросах оптимизации развивающего пространства.
Механизмы реализации инновационного проекта
Реализация цели и задач инновационного проекта осуществляется с помощью 2-х взаимосвязанных монопроектов. Каждый монопроект представляет собой самостоятельный компонент, объединенный целевыми установками. При этом все монопроекты тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры:
1.Монопроект «Развивающая среда за один месяц»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога при организации развивающей среды.
- Монопроект «Патриотизм берет начало в детстве»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей при определении событий социального окружения.
5. Критерии и показатели эффективности инновационного проекта:
- наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему;
- проведение плана мероприятий по инновационному проекту;
- мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта;
- положительная динамика показателей личного роста дошкольников.
Литература
1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. – М: ТЦ «Сфера», 2014.
3.Бережнова О.В. Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. – М: «Цветной мир», 2014.-143 с.
4.Бережнова О.В. Проектирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Современный взгляд на проблему// Школа управления образовательным учреждением. – 2013. № 08 (28). – С. 20 -24
5.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет.-М.:Мозаика – Синтез,2014. – 80 с. .
6.Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7.Кирьянова Р.А. Проектирование предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2007.
8.Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. / И.В Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2012. – 112 с.: ил.
9.Огдонова Ц.Ц.Основы науки о языке: материалы дистанционного курса:учебное пособие / Ц.Ц.Огдонова.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2008.-253с.
Руссо, Ж.- Ж. Эмиль, или О воспитании. Пед. соч. В 2 т. Т.1./ Ж. – Ж. Руссо.- М.:1981.- С. 183.
10.Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. / О. А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 2009. – 128 с.
11.Тимофеева, Л.Л., Корнеичева, Е. Е.,Грачева, Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Методическое пособие /Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н.И. Грачева. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 320 с.
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».
Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА
Межокружной форум...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА»
Цель: содействие в развитии познавательных интересов, творческой активности участников, развитии навыков четкого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию. Задачи: Выявить уровень професс...
Консультация для родителей "Взаимодействие с семьёй при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка"
Консультация составлена для работы с родителями....
Консультация для родителей "Взаимодействие с семьёй при создании предметно- развивающей среды, как условия развития личностных качеств ребёнка"
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной.Актуальной,потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое,а трудной,потому что все ро...
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....