Патриотическое воспитание дошкольников посредством проекта «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад) в старшей группе.
проект (старшая группа) на тему

Нусова Ольга Владимировна

     Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальная.

     Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других  национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_proekt.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проекта «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад) в старшей группе.

План

  1. Предисловие
  2. Актуальность темы
  3. Гипотеза
  4. Цель проекта
  5. Задачи проекта
  6. Предполагаемый результат
  7. Реализация проекта через разные виды деятельности
  8. Литература
  9. Приложение 1: Анкета для родителей
  10.  Приложение 2: Диагностика детей
  11.  Приложение 3: Фотоколлаж  

Предисловие

     Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальная.

     Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других  национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

     Всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечёркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребёнку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего, по отношению к матери.

     Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда. Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, позаботиться о них, облегчить их страдания.

     Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду видит и слышит одно, а дома – другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьёй в области патриотического воспитания детей требует серьёзного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Проект «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад).

     Проект долгосрочный (1год), групповой, исследовательский, творческий.

     Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, специалисты.

Актуальность темы

     Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребёнка к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитанная, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.

     В настоящее время семья переживает не лучшее времена. Стремясь заработать на хлеб насущий, родители всё меньше внимания уделяют детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

     Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.

Гипотеза

     Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Цель проекта

     Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи проекта

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Учить детей принимать участие в обсуждении семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  •   Соблюдать права ребёнка на труд, на досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый  результат

     Наличие у детей знаний о семье и её истории; сформированы знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, чувства ответственности, гордости, любви, привязанности к родному дому, семье. Проявление  сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Привлечение детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому и несение ответственности за их выполнение.

     Наличие у детей знаний о детском саде, его сотрудниках, иметь представление о значимости их труда, проявление интереса к деятельности работников учреждения, желание им помогать и выполнять посильные трудовые поручения. Расширение представлений ребёнка о себе как о члене коллектива, умение взаимодействовать со сверстниками и с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщение к мероприятиям, проводимым в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).  

     Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 Реализация  проекта через разные виды деятельности

Разделы программы

Виды детской деятельности

1.

Учебная деятельность

1. Познавательные занятия: «Я и моя семья», «Работа моих родителей», «Мои друзья», «Детский сад – моя вторая семья», «Кто нас воспитывает?», «Правила на всю жизнь».

2. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и моё тело», «Наши имена и фамилии», «Домашний адрес, квартира, моя комната».

3. Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, что плохо?»

4. Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты, группы, детского сада, участка.

2.

Речевое развитие

1. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка и дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Моё любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».

2. Занятие: «Моя семья», «Давай построим с Кузей дом».

3. Сочинение стихотворений: «О маме», «О семье», «О друге».

4. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.

3.

Художественная литература

1. Чтение: С.Капутикян «Моя бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», Ю.Яковлев «Мама», Н.Носов «Заплатка», А.Барто «Грипп», «Прививка», С.Маршак «О мальчиках и девочках», К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», К.Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», Е.Алябьева «Дружбу нельзя купить», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», Я.Аким «Моя родня».

2. Заучивание стихотворений: Я.Аким «Мама», Г.Виеру «Мама, почему?», «Мамин день», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Л.Квитко «Бабушкины руки», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Вот какая мама», «Посидим в тишине».

3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

4. Пословицы и поговорки о семье.

4.

Игровая деятельность

1. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».

2. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Моё имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Назови ласково», «Полное и неполное имя».

3. Коммуникативные игры: «Я расту …», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».

5.

Изодеятельность и дизайн

1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой любимый детский сад».

3. Изготовление праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.

4. Коллективное рисование газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия».

5. Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Встреча гостей», «Мой дом», создание генеалогического древа «Моя родословная».

6.

Трудовая деятельность

1. Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

2. Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд.

3. Трудовые поручения в группе и дома.

7.

Социальное развитие

1. Выпуск семейной газеты: «В здоровом теле – здоровый дух».

2. Создание альбомов.

3. Газеты: «Мой детский сад», «Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт».

4. Видеотека: «Семейные праздники», «Отдых», «Труд на даче», «Праздники в детском саду».

8.

Здоровье и физическое развитие

1. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан», «Как устроено наше тело», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».

2. Дидактические игры: «опасно – неопасно», «Полезная и вредная еда».

3. Совместно с детьми разработать «Правила чистюли».

4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.

5. Физкультурные досуги: «Зимние забавы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дружно в здравнице живём».

6. Познавательное занятие: «Подружись с зубной щёткой».

7. Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.

9.

Музыка

1. Проведение праздников: «Мамин день», «День защитников Отечества», «День рождения группы».

2. Разучивание песен: о детском саде, доме, маме.

3. Прослушивание аудиозаписей.

10.

Взаимодействие с родителями

1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

2. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»

3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4. Создание интересной и содержательной жизни ребёнка в семье.

5. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд.

6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».

7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

    Реализация проекта проводилась в течение года. Участниками проекта были воспитатели группы, специалисты детского сада, дети и их родители.

    Мы совместно с родителями способствовали формированию у детей представлений о семье, воспитанию любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду. А также создавали эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми были построены на основе доброжелательности и самоуважения, где ребёнок  чувствует себя желанным и защищённым.

    Реализация проекта началась с оформления в группе «уголка семьи», содержанием которого были фотографии, генеалогическое дерево «Моя родословная», альбомы, рукоделие родителей. И в течение года пополнялся рисунками детей на тему «Моя семья», «Выходные в семье», плакатами «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Встреча гостей», «Мой дом». С целью формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, а также воспитания желания заботиться о близких и  развитию чувства гордости за свою семью, проводились познавательные занятия «Я и моя семья», «Работа моих родителей»; беседы «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома»; чтение художественной литературы  Ю.Яковлев «Мама», С.Капутикян «Моя бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», а также были разучены наизусть стихотворения Я.Аким «Мама», Л.Квитко «Бабушкины руки», Е.Благинина «Не мешайте трудиться», «Посидим в тишине». Для закрепления знаний о семье, о родственниках детям были предложены сюжетно – ролевые игры «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей», дидактические игры «Моя семья, моя родословная», «Что такое хорошо, что такое плохо».

    Познавательные занятия «Детский сад – моя вторая семья», «Кто нас воспитывает» способствовали воспитанию у детей уважения к сотрудникам детского сада, желанию им помогать, доставлять радость, вызвали положительные эмоции о семье, о детском саде. Для расширения  представлений о детском саде и воспитании интереса к деятельности работников учреждения была проведена экскурсия по детскому саду, на которой дети наблюдали за работой персонала: психолога, инструктора по физвоспитанию, повара, медсестры, дворника и др. Внимание детей обращалось на то, как взрослые заботятся о детях, что они для них делают.   В группе  были созданы условия (игрушки, атрибуты) для воплощения детьми в игровой деятельности увиденного во время наблюдений, а также чтение художественной  литературы о жизни детей в детском саду. Для приучения детей к труду в детском саду и дома была организована совместная деятельность (уборка игрушек, уход за животными и растениями, дежурство по столовой и на занятиях, оказание помощи взрослым). А также дети вместе с родителями принимали участие в «Трудовом десанте» помощь детскому саду.

    С целью  пропаганды здорового образа жизни, приобщения детей и семьи к физкультуре и спорту, воспитания смелости, взаимовыручки, сплочённости семьи проводились следующие мероприятия: физкультурный досуг «Дружно в Здравнице живём», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

    В ходе проекта у детей формировали духовно – нравственное отношение  и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Продолжали воспитывать добрые отношения ко всем членам своей семьи. Помогли каждому ребёнку осознать, что в жизни их группы «Одуванчик» принимают участие не только воспитатели и дети, но и члены их семей. А также познакомили детей с сотрудниками детского сада и показали их необходимость и значимость в жизни детей. В течение года привлекали родителей к активному участию в жизни группы и детского сада, что способствовало обеспечению единства воспитательного процесса в детском саду и семье.

    Патриотическое воспитание детей носило комплексный характер, пронизывало все виды деятельности, осуществлялось в повседневной жизни и на занятиях. Наличие таких занятий было непременным условием для полноценного патриотического воспитания,  осуществляемого только в системе. В противном случае знания детей оставались бы путаными, отрывчатыми, неполными.

    Патриотизм определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличием у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.  

     Прежде чем работать в этом направлении, в начале старшей группы, было проведено анкетирование родителей. (Приложение 1) Меня интересовало их отношение к проблеме патриотического воспитания в детском саду. Затем провели анкетирование в начале года в  подготовительной группе. Стало ясно, что после совместных усилий и многочисленных мероприятий, проведённых в группе, у многих родителей значительно изменилось отношение к этой проблеме. Они стали более заинтересованы в дальнейшей работе по этому направлению. Родители стали активнее участвовать в совместной работе, которая принесла им много нового в общении со своими детьми, они увидели результаты этой работы.

     Так же два раза в год проводилась диагностика детей, чтобы выяснить уровень полученных знаний по определённым параметрам, с учётом возраста. Обследование показало и доказало тот факт, что знание детей в данном направлении и по данной тематике стали довольно глубокие и обширные. Таким образом, количество детей с высоким уровнем развития данных качеств увеличилось на протяжении всего времени проведения работ, что видно из графика. (Приложение 2)  

     Анализируя проделанную работу по развитию патриотизма у детей, а самое главное, видя её результаты можно смело сказать, что у детей сформировалась потребность в активной деятельности, исследовательское отношение к окружающему, что в свою очередь формирует их познавательные чувства: любопытство, любознательность. У детей возник интерес к явлениям окружающего их мира, потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, беречь родную природу, ощущать себя её частью, частью своей малой Родины.

     В процессе моей работы дети получили достаточный объём знаний, которыми они обладают и которые помогли развивать и формировать их нравственные качества: отзывчивость, сочувствие, справедливость, коллективизм. У детей появилось умение договариваться, считаться с интересами товарищей, проявлять дружелюбие, анализировать свой поступки и поступки других людей. Появилось желание помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками, заботиться о малышах, родителях. А самое главное то, что у детей формируются духовно – нравственные отношения и чувство сопричастности к семье, родному дому, родному городу, стране.  

       

Литература

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю.Александрова и др.- Волгоград: 2007г.
  2. С чего начинается Родина?/ под ред. Л.А. Кондрыкинской, 2005г.
  3.  «Дошкольная педагогика»№ 2, 2009г.
  4. «Дошкольная педагогика» № 4, 2008г.
  5.  «Воспитатель ДОУ» № 6, 2007г.
  6. «Воспитатель ДОУ» № 1, № 4, № 6, № 11, № 12, 2008г.
  7. «Воспитатель ДОУ» № 3, 2009г.
  8. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», методические рекомендации.
  9. Н.В. Микляева «Проблемы современного нравственно – патриотического воспитания».
  10.  Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» старшая группа, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ПРОЕКТ: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (семья, дом, детский сад).

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.ПРОЕКТ:«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»(семья, дом, детский сад)....

Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста...

Проект "Моя малая Родина" ((семья, дом, детский сад), средняя группа

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционал...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.      ...

Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Основы патриотизма начинают формироватьс...

Долгосрочный проект: Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной

Основы патриотизма ничнают формироваться в дошкольном возрасте. Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать виспитание любви к своей Отчизн...