Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»
проект (средняя группа)
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Паспорт проекта
Проблема:
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села местным достопримечательностям.
Задачи проекта:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Познакомить детей с достопримечательностями села.
Познакомить с культурой и традициями нашей малой родины
Пробудить в детях чувство любви к Родине, своему селу, уважение к его традициям и обычаям.
Обогатить знания о достопримечательностях родного села.
Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям села. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение, школы, кинотеатра, детского сада, дворца культуры, храма
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села Рождествено.
Расширять представления детей о различных природных объектах.
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании,
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ;
Воспитывать чувства гордости за тружеников села, их успехи.
Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению
истории села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_proekt_2_gruppa.docx | 107.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему:
«Моя малая Родина»
Средний дошкольный возраст
Выполнили воспитатели:
Бородулина И.И
Гришаева Л.Р
пгт. Снегири, 2020 -2021 г.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Паспорт проекта:
Проблема:
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села местным достопримечательностям.
Задачи проекта:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Познакомить детей с достопримечательностями села.
Познакомить с культурой и традициями нашей малой родины
Пробудить в детях чувство любви к Родине, своему селу, уважение к его традициям и обычаям.
Обогатить знания о достопримечательностях родного села.
Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям села. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение, школы, кинотеатра, детского сада, дворца культуры, храма
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села Рождествено.
Расширять представления детей о различных природных объектах.
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании,
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ;
Воспитывать чувства гордости за тружеников села, их успехи.
Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению
истории села.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Тип проекта: групповой, познавательно – речевой,
долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Продукт проекта: Необходимые материалы и оборудование: Книги, иллюстрации, дидактические и развивающие игры, материалы для занятий по рисованию, лепке, аппликации. Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал.
Карта-схема «Главные улицы села Рождествено».
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном селе.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
Дети проявят внимания и уважения к пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии села
Сроки реализации: ноябрь 2020- апрель2021учебный год.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
Беседы с родителями и детьми.
Цель: выявить знания о родном селе, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Мероприятия, направленные на реализацию проекта.
№ п/п Работа с родителями Работа с детьми
3 этап. Завершающий
Оформление галереи семейного творчества «Мое село – мой край родной»
Перспективное планирование работы:
Ноябрь: подбор материала по проекту, подготовка конспектов занятий, бесед и иных видов деятельности
Декабрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4неделя | 5 неделя | Работа с родителями |
Понедельник | Беседы: «Я люблю свою маму | «Моя бабушка самая хорошая» | «Мы – дружная семья», | «Мое родное село» | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Подбор фотографий для оформления альбома, выставки. | |
Вторник | Экскурсия по территории детского сада. | НОД «Сверху пар снизу пар – шипит наш русский самовар».Цель: ознакомить детей с русским самоваром ; с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «сувенир», «гостеприимство» | НОД «Моя Родина – село Рождествено!» Цель: Расширить знания детей о родном селе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким. | Просмотр мультимедийной презентации «Рождествено» | НОД«Наш любимый детский сад» Цель: Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада. Закрепить и уточнить знания детей о своем селе. | |
Среда | Конструирование из счетных палочек «Мой дом».Цель: формировать конкретные представления о строительстве;закреплять знания о рабочих профессиях, строительной технике, строительных материалах. | Чтение стихотворений о селе Рождествено Смирягина К.Д | Рассматривание иллюстрации Достопримечательности села» | Чтение Л. Квитко «Бабушкины руки» | Дидактическая игра «Профессии».Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. | |
Четверг | Экскурсия в музей детского сада «Русская изба». | Чтение книги «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова | Заучивание стихотворение Моё далёкое Рождествено, | Изготовление открыток для наших мам. | Дидактическия игра по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного края. | |
Пятница | Рисование «Моя семья»Цель: учить рисовать характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным. | Рисование «Украшение самовара».Цель: Развивать декоративное творчество детей; совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых. Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида, закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов. | Рисование «Мой дом».Цель: Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родного города, беречь и охранять их. - Продолжать знакомить детей с малой родиной. | Рисование «Моя бабушка»Цель: .Расширить представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. |
Январь | 2неделя | 3 неделя | 4 неделя | Работа с родителями |
Понедельник | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по нашему селу». Цель: Формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному селу. | Беседа» История моего села». | Беседа «Безопасность на дороге» | Папка-передвижка «Люби и знай свой край родной» |
Вторник | НОД «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй. | «Настольная игра по ПДД «На улицах села» .Цель: | НОД«Растительный мир нашего края осенью» Цель:познакомить с растениями, произрастающими в наших краях; - показать красоту растительного мира в осенний период.
| Выставка совместного творчества: «Наше село – глазами детей и родителей» |
Среда | Рассматривание иллюстраций «Дикие животные, проживающие в нашей местности» | Настольно-дидактическая игра «Вежливый разговор по телефону» Цель: Формирование навыков вежливого разговора по телефону. | Чтение и заучивание стих-ние С. Михалков «Моя улица» | |
Четверг | Аппликация «Транспорт на улицах моего села».Цель: развитие творческих способностей детей | «Строим дом» (аппликация)Цель: Цель:Учить создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Из геометрических фигур создать несложную композицию. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур | Ч.ХЛ .Букашкина Т.В. «Есть город на земле...» - учить определять настроение героев. | |
Пятница | Рисование «Транспорт на улицах моего села». Цель: развитие творческих способностей детей | Народная подвижная игра «Горелки» Цель:упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.
| Музыкально-хороводная игра «Мы играем в оркестр народных инструментов. Цель: Закрепление знаний о русских народных инструментах |
Февраль | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя | Работа с родителями |
Понедельник | НОД «Природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой)» Мастер- класс «Птичья столовая»+ Конкурс среди семей «Кормушка нашего двора»- проявление заботы и бережного отношения к окружающей природе. | Беседа о людях – героях. | НОД «Наша Армия». | Беседа «Мы православные» Рассматривание иллюстраций и фото с изображением храма нашего поселка . | Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». |
Вторник | НОД Развлечение для пап «Есть такая профессия – Родину защищать. Цель: Формирование представления у детей о Российской армии, о военных, которые стоят на защите Родины. | Мультимедийная презентация «Героический край» — знакомство с героическим прошлым Истринского района. | НОД «О многонациональности нашей Родины» Рассматривание иллюстраций и фото с изображением народностей в национальных костюмах. | выходной | |
Среда | Конструирование: «Собери герб» - развивать образное впечатление, умение составлять целостное изображение из частей. | .Рассматривание иллюстрации на тему «23 февраля » | Прослушивание музыкальных произведений: русские народные песни, заклички, приговорки. | Разучивание наизусть С. Маршак «Пограничник» | |
Четверг | Аппликация «Поздравительная открытка к 23 февраля для пап и дедушек» Цель: развитие творческих способностей детей | ЧХЛ.С. Капутикян; «Мой дедушка», | Дидактические игры по краеведению: «Собери картинку». Цель: Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей; закреплять знания детей о достопримечательностях города | Ч.ХЛ З. Александрова «Родина» - развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик. | Папка-передвижка «Как русский народ к Масленице готовится |
Пятница | Празднично украшенный дом» Учить передавать впечатления от праздничного города. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в д./с. стр. 78 | ЧХЛ. Л.Кассиль «Твои защитники» | Рисование «Открытка для папы».Цель: оспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о защитниках Отечества, | Народная подвижная игра «Перетяни веревку» |
Март | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | Работа с родителями |
Понедельник | Беседа «Народные умельцы» | выходной | Беседа о народной традиции встречи «Масленицы, как вестницы весны» | Беседа о стране Родной». Цель:Продолжать формировать представление о государственных символах - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине | Дидактическая игра.»Кто в какой стране живет». Цель: акрепить государственные символы России (флаг, герб), формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. | Папка-передвижка «Как русский народ к Масленице готовится |
Вторник | НОД "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. | НОД «Традиции и обычаи Масленицы»Цель: Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через формирование интереса к народной культуре, традициям и обычаям проведения Масленицы. | НОД «Народные умельцы» - знакомство с промыслами Истринского района, с умельцами села Рождествено.Цель: ормирование представлений о многообразии народных промыслов России. познакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Мезенская роспись, Палехская роспись); - развивать образное мышление; - воспитывать эстетический вкус. | НОД«Народно – прикладное искусство России» Цель: ормирование этнической культуры дошкольников на основе лучших народных традиций и народно-прикладного искусства. | Ч.Х.Л. С. Маршак; «Мой додыр» | |
Среда | Фотоколлаж «Милее мамы нет на свете | Конструирование «Наше село».Цель: | Знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором. Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности | Заучивание стихотворений: Л. Квитко; «Мама, почему?» | Заучивание стихотворений: ,«Вот так мама», Е. Благинина. | Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей
|
Четверг | Аппликация «Подарок маме своими руками» Цель: развитие творческих способностей детей | Спортивные игры : «Мы веселые ребята» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. | Д/и «Узнай наш флаг» Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран. | Лепка дымковской игрушки. Цель: учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки, | ||
Пятница | Рисование «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Цель: Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности (деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии). | Рисование «Русская матрешка» Цель: Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. | Народная подвижная. игра «Веселые музыканты» | Ч.Х.Л.А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мой додыр», «Айболит», К. Чуковский; |
Апрель | 1неделя | 2неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | Работа с родителями |
Понедельник | Беседа «Я живу в поселке Рождествено», Рассматривание иллюстраций и фото с изображением нашего поселка, зданий магазинов, детского сада, школы, библиотеки, аптеки, Дома культуры. беседа с презентацией. | Беседа на тему: « Главная улица нашего села» | Целевая прогулка по территории детского сада. (рассмотреть первоцветы мать - и -мачеха) | Беседа "Какие цветы растут только в нашем краю?" | Консультация с родителями «Освоение традиционной семейной культуры в работе с дошкольниками» | |
Вторник | НОД «Герб и флаг нашего села». Цель: Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края. | Презентация дошкольникам карты-схемы «Главные улицы села Рождествено». | НОД «Красота родного края»- презентация о доме отдыха «Снегири» Цель: Воспитывать у детей дошкольного возраста положительное отношение к природе, дать экологические знания, учить детей любить и беречь природу, бережно относиться ко всему окружающему, развивать речевые и коммуни-кативные навыки. | НОД «Ознакомление с картой Московской области». Цель:
| ||
Среда | Расматривание карты-схемы «Главные улицы села Рождествено | Конструирование из счетных палочек «Дом, в котором я живу».Цель: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику. | Заучивание потешки: «Наш козёл» | Сказка о волке и семерых козлятах на новый лад» Цель: Предложить детям изменить конец сказки, познакомить с новой версией сказки, драматизация сказки. | Беседа «Люблю тебя, мой край родной». | |
Четверг | Изготовление карты-схемы «Главные улицы села Рождествено | Дидактическая игра «Разрезные картинки «Кто здесь живет?». Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. | Дидактическая игра«Назови музыкальный инструмент», этюд «Радость». Цель: закрепление представлений о музыкальных инструментах. Развитие слухового восприятие, логического мышления - учить различать звучание различных музыкальных инструментов, классифицировать их по группам. | Ч.Х.Л.рассказа Р.Зернова «Как Антон любил ходить в детский сад» | ||
Пятница | Русская подвижная народная игра «Золотые ворота». | Рисование "Цветы весной" Цель.учить детей рисовать подснежники, используя метод примакивания кистью. | Рисуем героев сказок. Цель: развитие творческих способностей детей | Создание альбома «Мое родное село». |
3 этап. Завершающий
Оформление галереи семейного творчества «Мое село- мой Родной край
Список используемых источников:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Проект реализован в средней группе «Подсолнушки»...
«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»
Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...
Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста
Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — КРЫМ» с использованием ИКТ для детей подготовительного к школе возраста...
Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Основы патриотизма начинают формироватьс...
Проект "Поликультурное и патриотические воспитание дошкольников старшего возраста . Наша малая Родина - Сибирь"
проект "Поликультурное развитие и патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста" тема: "Наша малая Родина -Сибирь"...