РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_poiskovo.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
1.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процесс дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для ребенка важно, чтобы его папа, мама поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребенка – родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи в решении проблем , связанных с развитием поисково – исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считают : во- первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково- исследовательской деятельности. Во-вторых, создать атмосферу для развития поисково- исследовательской деятельности, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в третьих, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по данной теме.
Одним из перспективных методов ,способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог- родители- дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе нужно привлекать родителей по поиску информации и иллюстративного материала, создать познавательно - развивающую среду в группе . С помощью родителей создать мини лабораторию, в которой дошкольникам . в процессе экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Дети будут с интересом экспериментировать , родители принимать активное участие , это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Родители будут познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное ,желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Работа в данном направление совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдения , опыта. Прогулки, путешествия, походы, экскурсии , что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.
В ходе экспериментирования дети будут уметь анализировать , делать выводы, объяснять закономерности в природе, с большим интересом проводить опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создавать условия для проведения исследований , опытов, наблюдений ; У детей возрастет познавательная активность, интерес к миру.
Вся деятельность по реализации поисковой исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательное- образовательный процесс делается плодотворным и интересным. Правы те родители . которые строят свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дети с интересом продолжают экспериментировать дома и радетелям нужно убедить ,что они просто обязаны поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое.
Порой многие родители сами не понимают, что такое поисково- исследовательская деятельность. И если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретные задания. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания, отказа не будет.
Еще можно давать задания на дом с родителями. Провести опыты, описать свои исследования и предоставить по возможности фотоотчеты. Например, опыт с фасолью ( пророщенный и не пророщенный, посадить в грунт). «Пакет с водой», в наполненном водой пакете , вода не прольется если проткнем карандашами, «Плавающее яйца». В простой воде опустится на дно, а в кипящей с солью (4-5 л) будет плавать. Дело в плотности. И т.д. опыты с водой , воздухом и например варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования собственных ситуаций дома.
1.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами . (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается ? Откуда воду легче вылить ? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?
-Это поможет исследовать ребенку и определить характеристику предметов. Развивать наблюдательность.
2.Эксперементировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько по-твоему ,воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь ко дну, а потом отпустишь , что будет?
-Это поможет понимать объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
3.Уборка комнаты ( как ты считаешь с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?
-Подобная ситуация развивает наблюдательность , умение планировать и рассчитывать свои силы.
4.Поливка цветов ( всем ли растениям нужен одинаковый полив?) Почему? Может ли побрызгать все растения водой, а разрыхлить землю у всех растений?
-Это дает знания и поможет воспитать бережное отношение к растениям.
Несколько советов для родителей:
-Воспитание детей – это такое ремесло, где нужно терять время ,чтобы его выигрывать (Ж.Ж,Руссо).
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они Вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
-Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком , игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
-Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса у этому виду деятельности.
-Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а так же неумение его предвидеть последствия своих действий часть приводят к поступкам , которые мы, взрослые , считаем нарушением правил, требований.
-Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому- либо, то это не проступок ,а шалость.
-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность:
-Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив ,связанный с внутренними желаниями узнавать новое , потому что это интересно и приятно , помогать ему в этом своим участием.
-Если у Вам возникает необходимость что-то запретить , то обязательно объясните , почему Вы это запрещаете и помогите определить , что можно или как можно.
-С раннего девства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
-Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях , целях, о том , как добиться желаемого результата ( это поможет осознать процесс деятельности).Расспросите о результатах деятельности , о том , как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
консультация для родителей...
"Экспериментирование - что это такое". Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
Работа о роли семьи в экспериментальной деятельности ребенка....
Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребенка
Рекомендации для папы и мамы...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....
Консультация для педагогов на тему «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...
Роль семьи в поисково-исследовательской деятельности ребенка
"Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам»....