РОЛЬ СЕМЬИ В ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
статья по теме
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
При этом решаются такие задачи как:
- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
- включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.
Организация идет по трем направлениям:
- живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность .
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументирования.
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важная роль семьи в развитии речи ребенка
Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....
Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...
Роль семьи в развитии речи ребенка
Консультация для родителей....
Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Вниманию родителей предлагается консультация о том, что большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение самих родителей к вопросам здорового быта. Пониманию того,...
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста (2-3 года)
Консультация для родителей...
Роль семьи в физ воспитании ребенка.
Роль семьи в физическом воспитании ребенка Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый...
"Роль семьи в физическом воспитании ребенка"
Консультативный материал,который поможент педагогам раскрыть важность примера здорового образа жизни родителей для своих детей....