«Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка на тему
Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования.
Быть счастливым, удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах бывает очень трудно. На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить.
Профилактика эмоционального выгорания в настоящее время приобретает такое же значение, как и профессиональная подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Слайд 1. «Профилактика эмоционального выгорания»
Дата проведения: 16.04.2015
Ведущий: Букаркина Ольга Александровна, педагог – психолог, МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
Форма проведения: мастер - класс
Участники мероприятия: педагоги
Цель работы: Формировать умение справляться с психоэмоциональным состоянием
Задачи:
– обнаружение и осознание негативных, дискомфортных проявлений;
– определение причин;
– определение способа дальнейшего действия – противостояния;
– применение способов дальнейшего действия.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы: компьютер, проектор, мягкая игрушка.
Продолжительность проведения мероприятия: 20 минут.
Ход проведения мероприятия:
- Здравствуйте, уважаемые жюри, гости, участники!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Да или нет?
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? Да или нет?
Я вас понимаю…
Как быть нам друзья?
Проблемы детей решать нужно нам? Нет или да?
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? Да или нет?
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или да?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания».
Вхождение в тему.
Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования.
Быть счастливым, удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах бывает очень трудно. На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить.
Профилактика эмоционального выгорания в настоящее время приобретает такое же значение, как и профессиональная подготовка.
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки (отказывает система обеспечения).
Слайд 2. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа.
Слайд 3. Упражнение «Симптомы выгорания»
Передавая цветок, назовите по одному симптому (условие: не повторяться).
Психологические симптомы (сигналы, красные флажки):
– раздражительным;
– циничным;
– неудовлетворенным;
– безразличный;
– усталый;
– истощенный;
– дезорганизованный;
– тяжелые чувства: гнев, обида, вина;
– изменение веса;
– частые головные боли;
– головокружение;
– боли в спине и мышцах;
– снижение иммунитета;
– плохое самочувствие;
– чрезмерная потливость;
– дрожь;
– проблемы с аппетитом и сном;
– болезни сердечно-сосудистой системы;
– чувство неудачи и неуверенность в себе;
– безразличие;
– потеря мотивации и профессиональных перспектив;
– негативное восприятие своей профессиональной подготовки;
– чувство беспомощности и безнадежности;
– эмоциональное истощение;
Слайд 4. А как обстоят деле у вас? Давайте ответим на тест.
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция:
Прочитайте утверждения и выберите ответ, который наиболее подходит Вам. Посчитайте баллы.
Слайд 5.
Утверждение | Часто | Редко | Никогда |
| 0 | 1 | 2 |
| 0 | 1 | 2 |
| 2 | 1 | 0 |
| 0 | 1 | 2 |
| 0 | 1 | 2 |
| 2 | 1 | 0 |
| 2 | 1 | 0 |
| 2 | 1 | 0 |
| 2 | 1 | 0 |
Слайд 6. Обработка результатов:
0 – 3: вы умеете владеть собой и, вполне счастливы.
4 – 7: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно взять некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более: вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать эффективные методы, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.
Чтобы не перейти за точку, из которой «нет возврата» т. е. проблемы со здоровьем (психосамотические заболевания, необходимость лечения, депрессия)
Слайд 7. Надо определить причины, которые вызывают выгорание и найти выходы из ситуации.
Упражнение «Причины выгорания педагогов»
Передовая по кругу цветок, назовите по одной причине (условие: не повторяться, если нет причины, участник говорит: «Согласен»). Скажите была ли в этом упражнении неназванная причина?
Причины выгорания:
– слабая методическая подготовка;
– отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения;
– ответственность перед администрацией, коллегами, обществом, родителями за результат своего труда;
– неумение регулировать собственное эмоциональное состояние;
– жесткие временные рамки деятельности;
– не отрегулированость организационных моментов (нагрузки, расписания, морального и материального вознаграждения;
– невозможность самореализации;
– потери дорогих людей;
– моральное и физическое одиночество;
– завышенные требования к себе и окружающим;
– слишком быстрый ритм жизни;
– житейские неудачи;
– отсутствие четкой связи между процессом обучения и получением результатов, несоответствие результатов затраченным силам.
Слайд 8. Выход из ситуаций
Игры «Ситуации» (попробуем найти выходы из ситуаций)
Слайд 9. Ситуация 1
Завалили работой. Причём самой рутинной, да еще и постоянно приходится заменять заболевших коллег. Отказать не могу, потому как недавно устроилась. В коллективе никто помогать не собирается, стажисты отработали в своё время.
Слайд 10.
Вариант 1. Уволиться.
Вариант 2. Пойти на конфликт.
Вариант 3. Молча работать в поте лица, тогда:
- либо оценят;
- либо еще сильнее на шею сядут;
- либо сгоришь на работе.
Вариант 4. Учиться, дома осваивать те инструменты (программы, документы, механизмы), с помощью которых выполнять рабочие поручения будет быстрее (т.к. при опытном пользовании чего-либо время пользования сокращается).
Вариант 5. Планировать следующий день, но учитывать то, что могут еще что-то сверху подкинуть.
Вариант 6. Научиться отказывать.
Слайд 11 (после названия упражнения)
Упражнение «Учимся говорить «нет»
Задать простой вопрос-просьбу. Выслушав просьбу, в спокойной и уверенной манере отказать, независимо от того, готова ли выполнить просьбу. (Пример: дай списать конспект.)
Слайд 12. Ситуация 2
Воспитателя раздражает поведение напарницы, которая постоянно выясняет отношения, перестала нормально разговаривать, только кричит и очерняет ее в глазах коллег и администрации.
Слайд 13.
Вариант 1. Довести до конфликта.
Вариант 2. Использовать дыхательные техники.
(Существуют стрессоры, которые нам не подвластны: гроза, чужое поведение, которое мы не в состояние изменить, стоит ли из – за них нервничать).
Вариант 3. Жаловаться коллегам. («Жертва»).
Вариант 4. Освобождаться от отрицательных эмоций (приемлемым способом: рвать газету, резкими движениями чиркать на листе).
Вариант 5. Самоустраниться (переложить проблему на администрацию).
Слайд 14. (после названия техники)
Сделайте глубокий вдох животом на счет от 1 до 6, задержите дыхание. Сделайте глубокий выход на счет от 1 до 6.
Слайд 15. Ситуация 3
Родители дома не занимаются, не выполняют рекомендации специалиста. При встречах жалуются, что нет времени заниматься, так как есть еще маленький ребенок. При этом контролируют посещаемость ребенком занятий специалиста, если ребенок пропустил детский сад, просят провести занятие в другое время. Специалист проводит занятия согласно заявленному расписанию и нормам нагрузки. Динамика развития ребенка положительная.
Слайд 16.
Вариант 1. Пойти на конфликт.
Вариант 2. Молча работать в поте лица, тогда может заметят и оценят.
Вариант 3. Заняться аутотренингом. (Поверить в собственные силы. Уверенность мне к лицу! С каждым днем. Везде и во всем. Мои дела идут все лучше и лучше.)
Вариант 4. Жаловаться коллегам на родителей.
Вариант 5. Начать ходить в тренажерный зал, бассейн.
Слайд 17. (после названия аутотренинга.)
Аффирмации: «С каждым днем, везде и во всем, мои дела идут все лучше и лучше». «Уверенность мне к лицу!» Что – то используете свое.
Слайд 18. Ситуация 4
В группу 6-7 лет в середине учебного года поступает ребенок, не посещающий до этого образовательное учреждение. Ребенок не выполняет требования педагога, проявляет агрессивность по отношению к детям, принимает нецензурную брань, дерется, царапается, кусается, кидает стулья. Родители не реагируют на рекомендации воспитателя, обвиняют его в педагогической не компетенции.
Слайд 19.
Вариант 1. Уволиться.
Вариант 2. Попроситься работать на другую группу.
Вариант 3. Самоустраниться (переложить проблему на администрацию, специалистов).
Вариант 4. Изменить отношение к ситуации (Могло быть и хуже; хорошо, что он пришел в середине года; хорошо что один такой ребенок, а не 2 – 3; что ни делается все к лучшему!)
Вариант 5. Снимать напряжение (Упражнение «Полка»).
Слайд 20.
Упражнение «Полка».
«Представь себе, что ты сидишь в комнате. Рядом с тобой полка. Собери свое внимание на том, что тебя очень тревожит, что вызывает беспокойство? Представь, что это чувство раздражения, страха или обиды сейчас покидает твое тело и повисает в воздухе. Поймай его обеими руками и вылепи из него какую-нибудь форму: слепи из него мяч или палку, или сделай его плоским как блин. Положи его на полку. Сделай глубокий вдох и тихо скажи себе: «Я чувствую себя хорошо».
Дополнительно:
(А теперь представь, что ты делаешь то же самое с другими плохими чувствами и эмоциями, которые возникают у тебя время от времени. Придай им также какую-либо форму и положи на полку, каждый раз говоря: «Я чувствую себя хорошо». Посмотри на свою полку. Как ты себя чувствуешь сейчас? Сделай глубокий вдох. Открой глаза и посмотри вокруг».)
Запомни эту технику, чтобы могли пользоваться ею в трудной ситуации.
Рефлексия. Скажите какая-то из ситуаций вам близка? Какая техника или прием вам запомнился и будете ли вы ее применять?
Слайд 21. Итог: мы научились определять симптомы, причины выгорания. Определять способ дальнейшего действия и можем это применять.
Слайд 22.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"
В статье обобщен опыт работы с педагогами....
Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинн...
- Мне нравится (1)