"Современные формы обеспечения информационной открытости дошкольного образования" , консультация для воспитателей Яковлевой Ильсеяр Мухаметовны
консультация по теме
Современные формы обеспечения информационной открытости дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные формы обеспечения информационной открытости дошкольного образования | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур и прежде всего, для родителей. Образовательное учреждение всё более заинтересовано в выстраивании диалога с родителями. Такой диалог не может состояться без создания системы информирования о деятельности ДОУ всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности.
Информационная открытость является ключевым условием развития демократических отношений в образовании и формирования партнерских отношений между образовательным учреждением и социумом. Необходимость информационной открытости учреждения находит свое отражение в нормативных документах современного образования. Так в ст. 29 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «..Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет"».
В ФГОС ДО в части 3 говорится о требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в частности, выделены требования к созданию образовательной среды, которая… обеспечивает открытость дошкольного образования. В пункте 3.2.8. говорится о том, что организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней.
Организационные подходы предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов, родителей. Для этого применяются такие фоpмы совместной деятельности как : дни открытых дверей, споpтивные и семейные праздники, выставки совместных работ, встречи со специалистами различного профиля, лектории, индивидуальные и групповые консультации.
Педагоги нашего дошкольного учреждения находится в поиске новых технологий, нетрадиционных форм, а также использования современных средств коммуникации во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей. На сегодняшний день построение открытого образовательного процесса для педагогов одним их важных направлений деятельности. Все воспитатели нашего детского сада обеспечены ноутбуками. В условиях бурного развития информационных технологий появилась хорошая возможность для создания открытого образовательного пространства.
Взаимодействие воспитателей с родителями, это: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие. Поддерживая ежедневный контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Зачастую эта связь укрепляет семейные отношения, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день. И самое главное - возможность реализации единой образовательной программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
В 2014 году, в Сентябре, в нашем детском саду родилась новая группа детей младшего дошкольного возраста под названием «Росток». В группу вошли дети, которые ранее не посещали детский сад и это событие стало сложным периодом как для самих малышей, так и для их родителей, испытывающих постоянное беспокойство и тревогу за своих детей. Именно в этот период, когда очень важна совместная работа воспитателя с родителями, педагог задается вопросом: Как сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса? Как организовать доступность образовательной системы для родителей?
Практика показывает, что проблемой отсутствия взаимодействия семьи и образовательного учреждения, является неинформированность родителей. Наряду с вышеизложенными индивидуальными и совместными формами взаимодействия с родителями в нашем детском саду появились новые возможности для повышения качества информационного обмена. На одном из первых родительских собраний поступило предложение создать Группу в социальной сети « В Контакте». Так в конце Сентября появилась страничка « 12 группа РОСТОК», целью которой является: реализация единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Вот некоторые из задач, которые были поставлены нами на начальном этапе создания Группы:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- укрепление внутри семейных связей;
В процессе общения с родителями было выявлено, что в первую очередь их интересует информация о жизни детей в детском саду. А именно:
- Любопытные, неординарные проявления ребенка
- Любимые занятия детей в детском саду
- Успехи в образовательной деятельности
- Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
Результатом выявленной потребности стало появление рубрик:
- Отражение проектов и тем, выбранных детьми;
- Новости;
- Объявления;
- Обсуждения;
- Фотоотчеты и комментарии с занятий кружков дополнительного образования;
- Аудиозаписи наших песен и других музыкальных произведений для музыкально-эстетического развития;
- «Вечерние рисовалочки»: « моментальное фото» рисунков детей на пластиковых досках, с помощью которых родители, не уходя со страницы Группы, имеют возможность, при необходимости, обратиться за консультацией к педагогу или другому специалисту детского сада.
В администрацию Группы входят: воспитатели гуппы, Заведующая детским садом,
медицинский работник ДОУ, музыкальный руководитель, хореограф.
За первый месяц существования Группы количество участников выросло до 25 человек, а к концу 2014 года нас стало 42 человека! Поначалу интерес родителей был направлен на просмотр фотографий и музыкальных страничек. По мере появления большего количества разнообразной информации на страничках нашей Группы интерес со стороны родителей стал увеличиваться. Первыми положительными вестниками стали фотографии, которые размещают сами родители на страничках Группы о своих детях. Находящиеся на больничном режиме дети, имеют возможность, с помощью родителей, наблюдать за жизнью группы, принимать участие в образовательном процессе и даже похвастаться своими достижениями в той или иной области. Родители стали активно принимать участие в обсуждениях тем, которые волнуют их больше всего. Это позволило выявить те или иные проблемы, которые их волнуют, а именно: Как питается ребенок? С кем играет? Принимает ли участие в образовательном процессе? Благодаря этому, родители сами становятся авторами тем для ежемесячных встреч родителей и педагогов. Проблема участия отцов в образовательном процессе также проходит «красной нитью» на страничках нашей Группы. Обращение к папам в сообществе находит живой отклик. Они охотно принимают участие в жизни группы, что непременно находит отражение на ее страницах.
Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Итак, можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение информационной открытости деятельности учреждения в условиях группы
Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ для всех заинтересованных общественных групп, организаци...
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
"Специфика детского творчества в дошкольном образовании" консультация для воспитателей
В дошкольном образовании выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей; детское экспериментирование. Воображение является основ...
Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС дошкольного образования: консультация для воспитателей
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельно...
Справка эффективности работы по обеспечению информационной открытости деятельности дошкольной образовательной организации
Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности СПДС для всех заинтересованных общественных групп, организац...
День открытых дверей как способ обеспечения информационной открытости ДОУ в условиях ФГОС
День открытых дверей как способ обеспечения информационной открытости ДОУ в условиях ФГОС...