"Специфика детского творчества в дошкольном образовании" консультация для воспитателей
консультация на тему
В дошкольном образовании выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей; детское экспериментирование. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_detskogo_tvorchestva_v_doshkolnom_obrazovanii.zip | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 118
Специфика детского творчества в дошкольном образовании
Консультация для воспитателей
Подготовили воспитатели: Рудакова Е.Ю.
Маркелова Т.К.
г. Воронеж
2018
В дошкольном образовании выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование.
Под реализмом воображения и умения видеть целое раньше частей подразумевается, что реализм воображения и умение видеть связаны друг с другом и рассматривают в едином ключе. Распространён взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлёт от неё. И чем дальше этот «отлёт», тем более творческими по своей оригинальности считаются образы воображения.
Детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые, - вплоть до не видимых лучей, порождаемых энергией органов чувств. Для того чтобы постичь реальное значение предмета, ребёнок должен его вообразить, взглянуть на него с необычной и парадоксальной точки зрения. Воображение повторяет ребёнку путь вхождения в человеческую культуру. Посредством воображения он осваивает значение тех предметов, которые составляют её исторически развивающееся содержание. Например, овладеть нормами родного языка ребёнок не сможет без свободного экспериментирования с материальным телом слова, без того, что называется детским словотворчеством. Выполняя эту функцию в психическом развитии ребёнка, воображение выступает не отдельным психическим процессом, а всеобщим свойством сознания, универсальным корнем всех его основных духовных проявлений.
При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфика для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу воображение и творчество - непроизвольное «впитывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это её достраивание в согласии с особенностями объекта.
Творчество в дошкольном образовании понимается как выбор альтернатив в ложных и неопределённых условиях. Само наличие ситуации выбора считается ключевой предпосылкой свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе». Человек, развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Но выбирая, он либо отдаёт предпочтение какой-либо из тех альтернатив, в формировании которых сам принимал участие, либо добавляет к ним новое. Проведённый эксперимент с историей про гномиков показал, что дети не всегда используют дарованную им взрослыми «свободу выбора» из готовых альтернатив. Нередко идут по пути сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставит перед нами, мир взрослых. Показатель творческого развития человека не умение осуществлять выбор, а продление диктата выбора, создание конструктивной альтернативы самому выбору.
Выделяют ещё одну универсальную характеристику творчества - детское экспериментирование. Экспериментирование - как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Экспериментирование представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребёнка. Обычно различают реальный и мысленный эксперимент. У дошкольников обе эти формы экспериментирования слиты друг с другом. Только где-то к концу дошкольного детства происходит относительное выделение мысленного эксперимента в самостоятельный вид деятельности. Путём экспериментирования ребёнок производит перенос и включение свойств знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает возможные трансформации данных свойств в этом контексте.
В процессе развёртывания своей экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешне эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные внутренние, ключевые характеристики.
Иногда ему бывает трудно создать «экспериментальный» условия, в которых природа вещи проявилась бы наиболее полно и ярко. В таких случаях решение этой задачи берёт на себя взрослый. Ребёнок может активно вмешиваться в ход изменения условий. В результате особенности «экспериментального поведения» предметы получают своё чувственное обобщение в образах детского воображения.
Специфика детского творчества состоит, чтобы создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний и умений) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются субъективные отношения. Это происходит с развитием её мотивов, особенно социальных, общественно направленных с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. Таким образом, ребёнок как субъект деятельности включён в систему общественных отношений через содержание деятельности. Кроме того, возникают субъект-субъективные отношения ребёнка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке и т.п.). Другими словами, процесс освоения деятельности ребёнком есть процесс развития ребёнка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребёнка.
Со стороны педагогов под творчеством мы понимаем деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Особое место занимает изобразительное творчество ребёнка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека.
Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребёнка. В процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им самим; огорчается, если что-то не удалось. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию.
Особое внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только изобразительной). Общими процессами являются: воображение, восприятие, образное представление и мышление, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству. Ребёнок испытывает разные чувства, выражает отношение к ним. Отношение имеет как эмоционально положительный, так и отрицательный характер, связанный с чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими.
Детское воображение развивается относительно независимо от интеллектуальной сферы и недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление её богатства. Опыт ребёнка мал, а значит детское воображение беднее взрослого. В то же время Л.С. Выготский отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональность насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.
Так Л.С. Выготский, силу творчество, видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. Благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Данный автор указывает что, творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством. Продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребёнка. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Используемая литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1966.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника изобразительной деятельности. – М.: Педагогика, 2000.
3. Гуркина А.П. Формирование личности ребёнка в детском саду. – М.: Просвещение, 1980.
4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.
5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...
«Развитие детского творчества детей дошкольного возраста через разнообразные виды искусств»
«Художественно - эстетическое развитие творчества дошкольников через продуктивные виды деятельности и музыку.»...
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте
Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельнос...
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду....
Индивидуальный педагогический опыт Тема: «Тестопласика – лепка из соленого теста, как средство развития детского творчества в дошкольном возрасте»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенн...
МАЙ 2023. ФЕСТИВАЛЬ "СОЛНЫШКО В ЛАДОШКАХ" детского творчества детей дошкольного возраста.
12.05.2023 г. В Малокурильском Доме культуры прошёл муниципальный фестиваль детского творчества детей дошкольного возраста "Солнышко в ладошках" МО "Южно-Курильский городской...