Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр.
материал (младшая группа) на тему

Кинешова Дария Михайловна

Кинешова Дария Михайловна

Сенсорное развитие воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр.  

Развивающая предметно пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности.  Поэтому свою работу мы начали с создания такой среды.

    Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия формы, цвета и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.); шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Есть пособия, выполненные нашими руками («Солнышко», «Облачка», «Елочки», «Машинки», «Сделай бусы», «Разноцветные домики», «Разноцветные флажки», «Воздушные шарики», «Цветные волчки», «Разноцветные коврики», «Разноцветный сарафан») они полностью соответствуют возрастным нормам и эстетическим требованиям.

 На первом этапе мы знакомим детей  с предметами ближайшего окружения, их свойствами формой, цветом,  размером. Основной метод: обследование и наблюдение.

      Успешное, на наш взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Мы считаем, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, мы чаще использовали сравнение (такой - не такой формы цвета), соотнесение (такой же).

 На втором этапе мы активизируем обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Сначала учили детей различать форму, величину и цвет, подбирая тождественные.  Развивали у ребят память, внимание, наглядно – действенное мышление, речь. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по корзиночкам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».  Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразила дидактический материал. Использовали игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мишку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Разноцветная каруселька» регулируемая по высоте и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

            Каждую дидактическую игру по формированию представлений о форме, цвете, мы проводили один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.

 На третьем этапе основная цель: группировать предметы по тому или иному качеству. Учитывая особенности восприятия детьми формы, мы сначала учили круг, потом квадрат, потом треугольник. При восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Воздушные шарики», «Цветные волчки», «Разноцветные коврики», «Разноцветный сарафан», «Солнечные косички», Петрушка с разноцветными ленточками, цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Солнечные косички» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Цель четвертого этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

         Формировать представления о цвете, форме, размере мы старались в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращали внимание на цвет одежды ребенка: - «Аня, какая на тебе красивая зеленая футболка, а игрушка есть такого цвета в нашей группе. А ты, Илюша, сегодня в желтой футболке. А у кого еще сегодня одежда такого же желтого цвета.

       В утренние часы, когда в группе один - два ребенка обязательно проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр.

 Просили ребенка называть его цвет, форму, но не требовали, если он отказывался. Во время режимных моментов обращали внимание детей на цвет, размер полотенец, салфеток и пр.

В сюжетно – отобразительных играх также обращали внимание детей на цвет предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Какого цвета конфету дадим кукле?».        

  Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, тянули воспитателя за руку к сенсорному уголку, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.

       Трудности возникали при необходимости выполнить орудийные действия с предметом: посадить цветочки на полянки, насадить волчок на палочку, прикрепить иголки к ёлочке, лучику к солнышку и т.д. Таким детям оказывалась индивидуальная помощь.

 Важно также взаимодействие с родителями. Формы работы представлены на экране. Привлекла родителей беседа об особенностях сенсорного развития их детей и возрастных нормах. Понравилось участие в конкурсе «Очумелые ручки» по изготовлению игр и пособий по сенсорному воспитанию. И в группе появилась сенсорная гусеница, разнообразные самодельные бусы, разноцветные тарелочки, корзиночки и т.д.

Большой интерес у родителей вызвал видеосюжет по работе с детьми по сенсорному воспитанию в организованной деятельности и в повседневной жизни.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

Через интересные игры, деятельность ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии и желание взаимодействовать со сверстником, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

 Перспективы   нашей работы следующие:

Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей

Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию и предложить оформить семейные опыты по сенсорному воспитанию детей

Обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом по сенсорному воспитанию (многофункциональные скатерти).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами игр с использованием нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование для сенсорного развития детей раннего возраста...

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"...

Консультация для родителей "Взаимодействие с родителями по сенсорному развитию воспитанников раннего возраста"

Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. В.А. Сухомлинский «Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том с...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...

Опыт работы по сенсорному развитию воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта  малыша.    Важн...