Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.
статья (старшая группа) на тему
Статья на тему: "Формирование естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Ольга Николаевна,
воспитатель,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области.
Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального в том числе.
Под преемственностью следует понимать построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие воспитанника (учащегося), его успешный переход на следующую ступень образования.
С введением ФГОС изменяются требования к образовательной деятельности, в которой на место учеников – слушателей должны прийти ученики – активные участники в работе над поставленными задачами, что является особенностью системно-деятельностного подхода. В свою очередь основой данного подхода является формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Много лет назад Сухомлинский сказал слова, которые по сей день остаются актуальными: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
А первой такой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Ведь психологи утверждают, что 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап - учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно поэтому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГОС ДО и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.
Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия … благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:
1) познавательные и учебные мотивы
2) учебная цель
3) учебная задача
4) учебные действия и операции
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, ивыступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога учебной деятельности) - к самостоятельной.
В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока.
Всё это касается начального общего образования. В дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
На ступени дошкольного образования формируются предпосылками познавательных логических универсальных учебных действий, предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий, коммуникативных УУД.
Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
умение слушать собеседника.
Коллектив нашего детского сада «Солнышко» с. Борское разработал конспекты непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематических недель по формированию предпосылок УУД у детей подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе.
Этапы НОД | Цели этапа | Вид деятельности | Ключевые фразы | Формируемые УУД |
1. «Вызов интереса» | Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель») | Беседа, сюрпризный момент | - Хотите? - Сможете? | Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы.Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху. Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа |
2. Актуализация имеющегося опыта | Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания | Предметная деятельность, дидактические игры | - Как? - Каким образом? | Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок. |
3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности | Создание условий для преодоления затруднений: 1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий. Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели») | Беседа, разговор, диалог | - Смогли? - Почему не смогли? - Что сейчас вам надо узнать? | Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений. Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения |
4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия) | Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы | Проблемные диалоги | - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? | Познавательные УУД – поиск и извлечение информации. Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации |
5. Включение нового знания (способа действия) в систему. | Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт | Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные | - Что вы сейчас будете делать? - Как будете выполнять | Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию. |
Пошаговая схема формирования предпосылок формирования УУД у воспитанников в условиях НОД
Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своѐ развитие на начальной ступени образования. Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной психологической составляющей образовательного процесса обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей воспитанников, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности
Литература:
1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // -М., 2000.
Яндекс.Деньги
Услуга: | Прочие услуги |
Счет списания: | •••• 6912 [Maestro] руб |
Комиссия: | 0,00 руб. |
Номер счета: | 410012605805794 |
Сумма: | 200.00 руб. |
Исполнен
Самарское головное отделение №6991
БИК:043601607
Корр.Счет: 30101810200000000607
2.08.2016
12.55. Сбербанк ОнЛ@йн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-92195-1355112682.jpg)
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-546899-1431000428.png)
консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...
Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-623791-1464591025.jpg)
"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-179282-1480002671.jpg)
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
в данном материале раскрываются проблемы преемственности ДОУ и начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-179282-1480002671.jpg)
Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»
В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-1381507-1648196910.jpg)
Доклад "Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"
Развитие математических способностей у дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования...