статья "Успешный дошкольник-успешный ученик"
статья на тему
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnyy_doshkolnik.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Беребенюк А.Г. Педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское» Забайкальский край |
Успешный дошкольник-успешный ученик.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее. Часто успешные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.
Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком- либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей.
В дошкольном учреждении в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, имеющими трудности в развитии.
Чаще всего активных и успешных детей просто ставят в пример, не развивая их способности. И со временем они угасают.
Поэтому в нашем детском саду мы разработали систему поддержки успешных детей с различным проявлением способностей и индивидуально-ориентированные планы сопровождения для них.
Педагог-психолог, специалисты и воспитатели групп проводят диагностику, выявляя особенности развития познавательной, социально-эмоциональных сфер и творческих способностей детей. С целью выявления таких детей собран комплекс методик, дающих возможности исследовать данные воспитанников и проследить динамику их развития.
В основе планирования занятий — детское дело: мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем за месяц зрительно воспринимаемый результат – выставка, проект, игра (сюжетно-ролевая игра, режиссерская), спектакль, фотоальбом и т.д. Инициатива в выборе дел идет как от педагога-психолога, так и от детей.
Условия для создания ситуации успеха.
1. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения детей. Оно способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание ситуаций переживания успеха.
2. Условием создания ситуаций успеха является словесные поощрения,
подбадривающие ребенка, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога.
3. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-
психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды, в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в ДОУ, тем больше возможностей у ребѐнка развивать склонности и способности.
Работа с родителями
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей.
Изучаются запросы родителей через опросники, анкеты. Важно привлечение родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах.
Систематически демонстрируются результаты детской деятельности в Дни открытых дверей.
Алгоритм создания ситуации успеха:
1.Необходимо создать (пробудить) интерес к занятию или иному виду деятельности с помощью интересных методов и приемов.
2.Важно постоянно подбадривать ребенка, одобрять его действия, даже если он идет к цели не тем путем, который показан. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико- пластическими) средствами.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Для того чтобы сформировать у ребенка положительную «Я-концепцию»
необходимо:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ;
- создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки;
- доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность приносила
ребенку радость
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами – неумеха, у тебя все равно ничего не получится. - понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству;
- всегда быть уверенным – «Ребенок хорош, плох его поступок».
- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности .
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивный досуг для детей старшей группы и учениками первого класса "Джунгли зовут"
Спортивный досуг для детей старших групп детского сада и учениками первого класса "Джунгли зовут"ЦЕЛЬ- учить детей сохранять и укреплять свое здоровье, формировать привычку ...
Спортивный праздник для детей подготовительной группы с участием школьников, учеников 1-го класса « Слёт туристов»
МДОУ « Детский сад комбинированного вида №35 « Алёнушка».Саратовская область город Ершов.Инструктор по физической культуре Разумова А А. Задачи: 1Способствовать формированию у дошколь...
Публикации моих учеников
Мы любим с сказками дружить....
Родительское собрание «Здоровый дошкольник-успешный ученик».
Родительское собрание Подготовительная к школе группа Тема: «Здоровый дошкольник-успешный ученик»....
Доклад «Успешный дошкольник – успешный ученик. Качество дошкольного образования – залог успеха ребенка в школе»
Представляю подготовленное мной, как методистом и педагогом-психологом, выступление с презентацией на общешкольном итоговом педсовете в 2016 г....
Нейропсихология для дошкольников. успешное воспитание до школы.
Нейропсихология для дошкольников: что это и почему она так важнаТрудности в обучении, странное поведение, возбудимость, ранимость ребенка — часто эти и другие особенности связаны с механизмами р...
Консультация для родителей: «здоровый дошкольник – успешный ученик»
Консультация для родителей: «здоровый дошкольник – успешный ученик» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундаментафизического и психического здоровья. Именн...