Нейропсихология для дошкольников. успешное воспитание до школы.
консультация (подготовительная группа)
Нейропсихология для дошкольников: что это и почему она так важна
Трудности в обучении, странное поведение, возбудимость, ранимость ребенка — часто эти и другие особенности связаны с механизмами работы мозга и нервной системы. Справиться с ними детям помогают нейропсихологические методы. Что это такое и как встроить нейропсихологию в повседневные дела ребенка — разбираемся с психологом-логопедом
Нейропсихология изучает, например, как мозг и нервная система влияют на поведение человека — и наоборот: как ощущения в теле влияют на те же мозг и нервную систему. Это значит, что если намеренно вызывать определенные ощущения в теле, можно сознательно и в комфортной обстановке управлять состоянием ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologiya_dlya_doshkolnikov.docx | 437.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихология для дошкольников: что это и почему она так важна
Трудности в обучении, странное поведение, возбудимость, ранимость ребенка — часто эти и другие особенности связаны с механизмами работы мозга и нервной системы. Справиться с ними детям помогают нейропсихологические методы. Что это такое и как встроить нейропсихологию в повседневные дела ребенка — разбираемся с психологом-логопедом Марией Болоховой, экспертом направления «Начальное и дошкольное обучение» онлайн-школы «Фоксфорд».
Нейропсихология изучает, например, как мозг и нервная система влияют на поведение человека — и наоборот: как ощущения в теле влияют на те же мозг и нервную систему. Это значит, что если намеренно вызывать определенные ощущения в теле, можно сознательно и в комфортной обстановке управлять состоянием ребенка.
Применение методов нейропсихологии особенно важно в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка активно развивается и создается фундамент работы нервной системы. Если не заниматься подготовкой как следует, незаметные пока особенности поведения повлияют на жизнь ребенка в среднем и старшем школьном возрасте, когда корректировать восприятие будет гораздо сложнее. Психологическая подготовка к первому классу предполагает развитие внимания, восприятия, эмоциональной сферы, памяти, мышления, речи и функций самоконтроля, повышение усидчивости, выносливости и работоспособности. Нейропсихологические игры и упражнения не только помогут подготовить ребенка к школе, но и легко встроятся в повседневную жизнь, занятия или обычные игры.
Фитбол и балансировочные доски
Существует связь между работой вестибулярного аппарата и навыками речи, эмоциональной стабильностью и учебными успехами. За работу вестибулярного аппарата отвечает мозжечок, а его стимулируют упражнения на фитболе и балансировочных досках. Чтобы встроить такие упражнения в обычные занятия, замените в начале урока привычный стул на фитбол на 5–7 минут — это вызовет интерес у ребенка и поможет дополнительно сконцентрироваться на необходимости удерживать тело. Проделайте то же самое во второй половине занятия, если заметили усталость дошкольника. Предложите ребенку попружинить на фитболе и с помощью взрослого выполнить на большом мяче разные двигательные упражнения на спине, на животе.
Разминки-физкультминутки
Удачно встраиваются в обычные занятия ребенка небольшие разминки-физкультминутки. Есть целая группа упражнений на удержание равновесия, которые вовлекают в игру и также стимулируют работу мозжечка.
Разложите на полу веревочку и предложите детям пройти от одного конца к другому, наступая только на веревочку.
Попросите ребенка попрыгать или постоять на одной ноге. Чередуйте левую и правую ногу и одновременно закрепляйте понятия «лево-право».
Предложите ребенку постоять на одной ноге, не качаясь, с закрытыми глазами под разнообразную музыку, постепенно увеличивая длительность упражнения от занятия к занятию.
На детской площадке попросите детей походить по бревнышкам, узким дорожкам, обязательно помогите им.
Качели и карусели
Качели и карусели — больше чем просто развлечение. Когда ребенок катается, у него работают разные зоны головного мозга, в том числе мозжечок. Используйте это: улыбайтесь, закрепляйте позитив, просите во время катания рассказать трудно запоминаемое стихотворение, проговорить четко проблемные звуки, посчитать прохожих, деревья. Так вы укрепляете положительные нейронные связи между образовательной деятельностью и интересным занятием, формируете мотивацию к изучению цифр, букв, проговариванию разных звуков.
Упражнения на взаимодействие между полушариями мозга
Чтобы успешно развивать интеллект, важно активизировать оба полушария головного мозга. В этом помогают одновременные или последовательные движения разными частями тела. Выполнять активности можно стоя, сидя или даже лежа.
Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.
Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.
Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.
Как сочетать нейропсихологические игры с обычными занятиями
В нейропсихологии важен комплексный подход. Старайтесь задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.
Вот пример такого подхода при изучении цифры 4:
покажите яркий рисунок цифры — это развивает зрительный анализатор и зрительную память;
попросите ребенка нарисовать четыре предмета — это также задействует зрительный анализатор, правое полушарие у левшей;
предложите написать цифру прописью — это развитие моторики пальцев;
попросите ребенка поприседать 4 раза, хлопнуть в ладоши 4 раза, подпрыгнуть 4 раза — это поможет снять физическую усталость, повысить мышечный тонус, развить уровень осознания частей тела и вестибулярного аппарата;
предложите ребенку с закрытыми глазами угадать, какие цифры вы нарисовали пальцем на руке, на спине, на ладошке — это развивает тактильную чувствительность, осознание разных частей тела, передает нервные импульсы от кожных покровов в головной мозг, создает эмоциональную привлекательность нового знания;
слепите вместе с ребенком цифру 4 из пластилина — так развивается зрительное восприятие, тактильное восприятие пальцами рук, которое напрямую связано с мозговой активностью;
спойте вместе песню про цифру 4 или произнесите нараспев слово «четыре» — работает слуховая память, фонематическое восприятие, ритмика;
нарисуйте пальцами цифру 4 на песке, в манке, в воздухе — опять же тактильные ощущения и зрительная память;
на ощупь с закрытыми глазами в мешочке ищем именно фигуру 4 среди других цифр — тактильные ощущения и успокоение нервной системы.
Выполняя такие упражнения, ребенок не утомляется, проводит время весело и интересно, а главное — качественно усваивает каждую тему благодаря образованию крепких многочисленных нейронных связей. Развивайте мозг ребенка с помощью несложных нейропсихологических игр, это поможет комплексно подготовить нервную систему к новому жизненному этапу — школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»
Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...
Доклад «Успешный дошкольник – успешный ученик. Качество дошкольного образования – залог успеха ребенка в школе»
Представляю подготовленное мной, как методистом и педагогом-психологом, выступление с презентацией на общешкольном итоговом педсовете в 2016 г....
Воспитание усидчивости-одно из важнейших условий успешной учёбы в школе.
Воспитание усидчивости-залог успешного обучения в школе....
Консультация для родителей "Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе".
Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе....