Сон, его биологическое значение, механизмы, стадии.
статья на тему
До сих пор некоторые родители не понимают до конца значения и необходимости полноценного сна для своих детей. Уже с трех лет не заботятся о дневном сне для малышей, а если ребенок заснул – готовы ради светских мероприятий разбудить его, не стараются вечером вовремя уложить детей. А потом удивляются, откуда снижение иммунитета, частая заболеваемость, капризы и плохое настроение. Поэтому воспитателю необходимо хорошо понимать, что такое сон и уметь объяснить это родителям. Ведь сон – это основа здоровья, нормальной психики и способности к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_son_glubina_i_prodolzhitelnost_sna.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое сон, глубина и продолжительность сна
Сон - это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Засыпанию способствуют соблюдение режима сна - сон в одно и то же время (циркадианный биоритм), утомление нервных клеток, ослабление активности анализаторов (закрытие глаз, тишина, удобная поза). Человек может спать и во время шума, например шума от автомобилей на улице. Следует, однако, помнить, что шум отрицательно влияет на сон, нарушая его глубину, Поэтому спальню нужно, насколько это возможно, изолировать от внешних раздражителей.
Общая характеристика сна детей. Основная тенденция сна детей - постепенное уменьшение общей его продолжительности и значительное снижение в самом раннем возрасте наводит на мысль, что этот сон, сопровождающийся повышенной активностью нервных клеток играет важную роль в онтогенетическом развитии ЦНС: поскольку грудные дети получают гораздо меньше информации об окружающем мире, чем взрослые, их сновидения обеспечивают внутреннюю стимуляцию, компенсирующую недостаток внешней.
Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес. -15 ч. Естественная потребность во сне с годами уменьшается. К концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 13 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года - 12 ч, - 9 лет-10 ч, 13-15 лет-9ч, 16-19 лет-8 ч в сутки. Характер сна детей - многоразовый. Новорожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного сна возникает уже в конце первого месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительным остается сон в ночное время. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста - одноразовым, как у взрослых.
Частота и продолжительность сна детей от 2,5 месяцев до 7 лет
Возраст | Количество периодов дневного сна | Длительность каждого периода дневного сна | Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном) |
С 2,5 – 3 до 5-6 мес С 5-6 до 9-10 мес С 9-10 мес до 1 года 1 год – 1 год 6 мес 1 год 6 мес – 2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7- лет | 4-3 3 2 2 1 1 1 1 1 1 | 2 ч – 1 ч 30 мин 2 ч – 1 ч 30 мин 2 ч 30 мин – 2 ч 2 ч – 1 ч 30 мин 3ч 2 ч 30 мин 2 ч 20 мин 2 ч 10 мин 1 ч 50 мин 1 ч 45 мин | 17 ч 30 мин – 17 ч 16 ч 30 мин – 16 ч 15 ч – 14 ч 30 мин 14 ч 30 мин – 14 ч 14 ч – 13 ч 30 мин 13 ч 30 мин – 12 ч 30 мин 13ч 20 мин – 12 ч 20 мин 13 ч 10 мин – 12 ч 10 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин |
Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с возрастом изменяется. У грудного ребенка быстрый сон и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка 2-го года жизни быстрый сон занимает 30-40% от общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20-25% - быстрый сон, 75-80% - медленный сон.
Признаки сна у детей и взрослых одинаковые: снижение уровня сознания; зевание; понижение чувствительности анализаторов; урежение сердцебиений и дыхания, снижение секреторной деятельности желёз - слюнных (сухость слизистой оболочки рта), слезных (жжение глаз, слипание век).
Продолжительность сна: взрослые спят 7-8 ч в сутки, дети - до 20 ч в сутки в зависимости от возраста К настоящему времени установлено, что люди, спящие 7-8 ч в сутки, живут дольше при прочих равных условиях.
Сновидения - возникающие во сне образные представления и воспринимаемые как реальная действительность. Детям и взрослым гораздо легче вспомнить содержание только что увиденного сна, если их разбудить человек часто не помнит сновидений.
- Предшествующая сну деятельность (дети продолжают «играть» во сне, исследователь ставит эксперименты и т.д.). Раздражители, действующие на организм во время сна. Так, если приложить горячую грелку к ногам, спящему человеку может присниться сон, что он идет по раскаленному песку.
Снохождение (сомнамбулизм) также нельзя считать патологией. За исключением редких несчастных случаев, оно совершенно безобидно. Снохождение наблюдается в любом возрасте, особенно часто у детей и молодых людей. Глаза сомнамбулы широко открыты, взгляд устремлен вперед - как бы в пустоту. Внешние раздражители не вызывают у него никаких реакций. Движения человека угловатые и неуклюжие. Как уже говорилось, снохождение возникает преимущественно во время глубокого сна, поэтому его нельзя принимать за двигательное проявление сновидений. Сомнамбулизм считают особой формой бодрствования, при которой преобразование сенсорной информации в двигательные акты в общем сохраняется, однако сознание отключено.
Сон обеспечивает отдых организма.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Полагают, что медленный сон способствует восстановлению внутренних органов, поскольку через гипоталамус либерины воздействуют на гипофиз, способствуя освобождению гормона роста (ГР), который участвует в биосинтезе белков в периферических тканях. Напротив парадоксальный сон восстанавливает пластические свойства нейронов головного мозга, усиливает процессы в клетках нейроглии, которые обеспечивают нейроны питательными веществами и кислородом. Долго спящие люди обременены конфликтами и более разносторонни в своих интересах. Предполагают, что потребность в медленном сне для всех относительно одинакова, а потребность в парадоксальном сне различна.
Сон способствует переработке и запоминанию информации. Как уже говорилось, из всех проявлений активности мозга во время сна запоминается лишь последнее сновидение. В то же время сон облегчает закрепление изученного материала. Если какая-то информация заучивается непосредственно перед засыпанием, то спустя 8 ч она вспоминается лучше.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день - ночь). Организм способен заранее приспособиться к ожидаемому воздействию внешнего мира, активность всех систем снижается в определенные часы согласно режиму труда и отдыха. К моменту пробуждения и в начале бодрствования активность органов и систем возрастает и соответствует уровню поведенческих реакций.
Заключение
Значение сна для растущего организма огромно. Задача воспитателя – обеспечить детям полноценный сон и объяснить родителям необходимость обеспечить достаточно продолжительный сон ребенку дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление по стихотворению А.Барто "Стадо"
Театрализованное представление для детей дошкольного возраста....
Стадии развития
Стадии развития...
Стадии психосексуального развития ( З. Фрейд)
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кр...
Стадии развития личности ребенка в рамках психоаналитической теории З.Фрейда
Стадии развития(оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная) по З.Фрейду...
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"
Доклад "Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития ребенка"...