Перспективное планирование по ФЦКМ (по Соломенниковой)
рабочая программа (средняя группа) на тему
ерспективное планирование по ФЦКМ (по Соломенниковой) для средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Протокол № 9 Председатель: __________ М.А. Колегова «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ Светлолобовским детским садом № 7 «Сказка»: ____________М.А. Колегова Приказ № ___ «29» августа 2016 г. «_____»_____________201 г. |
Перспективное планирование
по формированию целостной картины мира (ФЦКМ)
в средней группе
(образовательная область - ПОЗНАНИЕ)
(по О.А. Соломенникова)
Составила:
Воспитатель – Новикова О.М.
Светлолобово, 2016
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Развивать умение детей замечать изменения в природе.
Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, ) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли : абочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши
Календарно-тематическое планирование по ФЦКМ
в средней группе
№ | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | |||
1 неделя | Что нам осень принесла? | Расширять представления об овощах фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 28. |
2 неделя | У медведя во бору грибу, ягоды беру… | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 30. |
3 неделя | Моя родословная | Расширить представление о семье (у семьи есть своя история). Закрепить знание имен и отчеств родителей. Формировать умение называть имена и отчества дедушек и бабушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра) | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 55 |
4 неделя | Дом, в котором я живу | Расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту. Познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 64 |
Октябрь | |||
1 неделя | Прохождение экологической тропы | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 33. |
2 неделя | Знакомство с декоративными птицами | Дать представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать за растениями и животными. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 36. |
3 неделя | Кто нам хлеб растит | Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80 |
4 неделя | Наша одежда | Закрепить знания о сезонной одежде и обуви. Уточнить название одежды, дать ее классификацию. объяснять, почему различается сезонная одежда; заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по сезону | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 72 |
Ноябрь | |||
1 неделя | Осенние посиделки | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 38. |
2 неделя | Беседа о диких животных в лесу | Дать представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 41. |
3 неделя | Семейные традиции | Расширить представление о семье. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39 |
4 неделя | История моего города (села) | Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 88 |
Декабрь | |||
1 неделя | Дежурство в уголке природы. | Показать детям особенности дежурства. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 43. |
2 неделя | Почему растаяла Снегурочка? | Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45. |
3 неделя | Уют в нашем доме | Познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник. Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не включать электрические приборы | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 139 |
4 неделя | Новый год у ворот | Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146 |
Январь | |||
1 неделя | каникулы | ||
2 неделя | Народные праздники на Руси. Рождество | Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155 |
3 неделя | Стайка снегирей на ветках рябины. | Расширять представления о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду Стр. 48. |
4 неделя | В гости к Природоведу. | Расширять представления об изменениях в природе зимой. Наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 50. |
Февраль | |||
1 неделя | Рассматривание кролика. | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 53. |
2 неделя | Посадка лука. | Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 54. |
3 неделя | Наши защитники | Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 215 |
4 неделя | О дереве и деревянном | Расширить представление о материале. Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 223 |
Март | |||
1 неделя | Мир комнатных растений. | Расширять представления о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 57. |
2 неделя | В гости к хозяйке луга. | Расширять представления о разнообразии насекомых. Закреплять знаний о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 59. |
3 неделя | Народные праздники на Руси. Масленица | Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. |
4 неделя | Опасности вокруг нас | Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помощи», пожарной службы и милиции. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. |
Апрель | |||
1 неделя | Поможем Незнайке вылепить посуду. | Расширять представления о свойствах природных материалов. Сравнивать свойства песка и глины. Закреплять умения лепить из глины. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 57. |
2неделя | Экологическая тропа весной. | Расширять представления и сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Показать объекты экологической тропы в весенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 59. |
3 неделя | Песня колокольчика | Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305 |
4 неделя | Шурупчик и его друзья | Расширять представления о свойстве и качестве материала, из которого сделан предмет. Познакомить со свойствами металла. Развивать умение самостоятельно определять материалы. Анализировать их свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами. | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 296 |
Май | |||
1 неделя | Этот День Победы | Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316 |
2 неделя | Государственные символы России | Познакомить с гимном России. Закрепить знания: о Москве - столице нашей Родины; о гербе и флаге | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326 |
3 неделя | В гостях у парикмахера | Расширять представления о профессиях. Познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера. Подвести к пониманию целостного облика человека. Развивать эмоциональное отношение к нему | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 338 |
4 неделя | О дружбе и друзьях | Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними | Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 346 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ФЦКМ (подготовительная группа)
Перспективное планирование по ФЦКМ (подготовительная группа)...
Перспективное планирование: Познание (ФЦКМ): (природное окружение), (явления общественной жизни)
Перспективное планирование:Познание (ФЦКМ): (природное окружение), (явления общественной жизни)...
Перспективное планирование по ФЦКМ
в старшей группе «Гномики» по программе Н. Вераксы «От рождения до школы»...
Перспективное планирование по ФЦКМ
Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие» ФЦКМ....
Перспективное планирование по ФЦКМ в подготовительной группе.
Перспективное планирование по ФЦКМ в подготовительной группе....
Перспективное планирование по ФЦКМ-ФЭЭП в младшей группе.
Перспективное планирование по ФЦКМ-ФЭЭП в младшей группе....
Перспективное планирование по ФЦКМ/ФЭЭП в подготовительной группе.
Перспективное планирование....