Трудовая деятельность в старшей-подготовительной группе
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Педагогические требования к труду Гигиенические требования Виды трудовой деятельности Продолжительность и содержание Дежурства Инвентарь Методы формирования гендерного поведения в трудовой деятельности Методы стимулирования Предметно-развивающая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудовая деятельность детей 5-7 лет160.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовая деятельность в старшей – подготовительной группе. Возраст детей 5 – 7 лет .

Слайд 2

Педагогические требования к труду Организация разнообразного по содержанию труда. 2. Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями. 3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения. 4. Трудовая деятельность систематически усложняется. 5. Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Слайд 3

Гигиенические требования к труду Труд должен быть посильным. Продолжительность труда: старшая гр. 10-25 минут; подготовительная гр. 15-30 минут. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.

Слайд 4

Трудовая деятельность ребенка 5-7 лет должна быть: Осмысленной Радостной Творческой Высокий уровень трудовой деятельности возможен при проявлении: Инициативы Товарищеской взаимопомощи Хорошего выполнения работы Доведения порученного дела до конца

Слайд 5

Памятка для воспитателя: 1. Любой труд должен быть: - целесообразным; - необходимым; - понятным; - интересным; - выполняться детьми с удовольствием. 2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия. 3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

Слайд 6

Памятка для воспитателя: 4. Труд должен быть - посильным - доступным - хорошо организованным - дозированным по объему и во времени. 5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей. 6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.

Слайд 7

Виды трудовой деятельности Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд

Слайд 8

Самообслуживание Основной особенностью этого вида труда является направленность на себя. Содержание самообслуживания – умение обслужить себя. Общественная значимость – ребенок освобождает других от обслуживания себя. В процессе самообслуживания ребенок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.

Слайд 9

Хозяйственно-бытовой труд Предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке; участие в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Особенность этого вида – общественная направленность – удовлетворение потребностей окружающих.

Слайд 10

Труд в природе Требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Этот вид труда характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребностей детей, группы в целом, а с другой – на охрану природы.

Слайд 11

Ручной труд Появляется в старшей группе (изготовление атрибутов, подарков и т.д.). Требует умения владеть ножницами, иглой, знания материалов. Этот вид труда наиболее приближен по результатам, использованию инструментов, к социальному труду взрослых. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

Слайд 12

Самообслуживание Деятельность по самообслуживанию присутствует во всех режимных моментах (гигиенические процедуры – мытье рук, умывание, пользование салфетками и носовыми платками). Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опёку. Главная задача научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Слайд 13

Хозяйственно-бытовой труд Три формы организации: фронтальная (коллективный труд), подгрупповая (дежурства), индивидуальная (поручения). Дежурства проводятся соответственно режимному моменту (перед занятиями, после занятий, перед приемом пищи и после него); Поручения даются детям в течение всего дня в процессе выполнения режимных процессов; Коллективный труд организуется при уборке помещения (групповой комнаты, раздевалки) – проводиться во второй половине дня; при уборке участка – во время прогулок в первой и второй половине дня.

Слайд 14

Коллективный труд Решает нравственные задачи, потому что дети: - договариваются о разделении труда - помогают друг другу (в случае необходимости) - болеют за качество общей, совместной работы. Воспитывает: - чувство локтя - защищённость - взаимопонимание -создаёт положительный эмоциональный настрой

Слайд 15

Труд в природе Организуется в виде поручений, дежурств (в уголке природы), коллективного труда (на участке детского сада). Дежурства в уголке природы, в группе проводятся в утреннее время, до завтрака, в это же время выполняются поручения, связанные с трудом в природе. Во время прогулки организуется коллективный и индивидуальный труд в природе: уход за растениями и птицами.

Слайд 16

Ручной труд Со старшего дошкольного возраста. Занятия по ручному труду проводятся в первой половине дня (соответственно сетке занятий). Индивидуальная работа и свободная деятельность детей по ручному труду организуется во второй половине дня.

Слайд 17

Поручение – это просьба выполнить какое-либо действие Индивидуальные (выполняются одним ребенком). Подгрупповые (выполняются группой детей 5-6 человек). Фронтальные (выполняются всеми детьми группы).

Слайд 18

Поручения По продолжительности: Кратковременные (результат сразу после выполнения) Длительные (с отсроченным результатом) По содержанию: Простые (1-2 действия) Сложные (более 2-х действий) Для детей 5-7 лет поручения более сложны по содержанию, выполнению, степени ответственности за результат.

Слайд 19

Дежурства Дежурства по столовой: В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и распределять обязанности. В подготовительной группе дежурные уже самостоятельно убирают посуду, подметают пол, принимают участи е в мытье посуды и т.д.

Слайд 20

Дежурство по занятиям: В старшей группе дети продолжают учиться, самостоятельно готовиться к занятиям, аккуратно раскладывать материалы и пособия, приготовленные воспитателем и убирать их на место после занятий (моют кисточки, стирают тряпочки и т.д.). В подготовительной группе дежурные помогают воспитателю в подготовке к занятиям (нарезают бумагу, готовят глину и пластилин, разводят и расставляют краски).

Слайд 21

Дежурство по уголку природы: Вводится в старшей группе. Дежурные поливают цветы, обрызгивают или обтирают листья растений, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т.д. В подготовительной группе дежурные поливают цветы по мере необходимости, ведут календарь погоды.

Слайд 22

Инвентарь в уголке дежурных: Здесь должны находиться все необходимые атрибуты деятельности дежурных (фартуки, косынки, метелки и совочки, тряпочки для столов – для дежурства по столовой; фартуки, косынки, тряпочки, лейки, пульверизаторы, лопатки для рыхления земли, и т.д. – для дежурства в уголке природы; необходимые материалы для дежурных по занятиям).

Слайд 23

Инвентарь для работы на участке, на огороде и в цветнике: Лопаты для перекопки земли. Лоток лопаты: 15-13 см Длина ручки: 75 см Деревянная лопата для расчистки снега: Длина: 80 см- 1 м Лоток: 12-14 см Диаметр ручки: 2 см. Грабли деревянные для сгребания листьев. Грабли железные для рыхления почвы, выравнивания гряд. Количество зубьев – 7 Высота зубьев – 5 см Длина гребенки – 20-22 см Длина граблей – 100 – 110 см Диаметр ручки – 2-3 см. 5. Метелка для очистки участка, веранд от сора и сухих листьев. Длина – 1 м. Диаметр – 2-3 см.

Слайд 24

6 . Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев Длина - 20-25 см Ширина – 20 см Высота бортика – 3-4 см Длина с ручками – 100-110 см. 7. Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев. Высота бортов - 20 см Длина с ручками – 100 см Диаметр колес – 12 см. 8. Трамбовка для снега 9. Движок для сгребания снега 10. Скребки металлические 11. Санки, корзины, ящики для перевоза снега на санках. 12. Ведра - 1,5-2 л. 13. Лейки – до 2 л. 14. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы. Длина лотка – 10 см Ширина – 7-8 см Длина совка -16-20 см. 15. Ручные цапки «кошки» для рыхления земли.

Слайд 25

Методы формирования гендерного ( полоролевого ) поведения в трудовой деятельности приём моделирования положительных образцов гендерного поведения упражнение активное привлечение детей к деятельности в быту с целью освоения опыта гендерного поведения требование требования - совет, требования - просьба приучение эффективен при формировании культурно-гигиенических навыков, культуры взаимоотношений между полами поручение с помощью поручений детей приучают к положительным поступкам воспитывающие ситуации предусмотренные ситуации, с целью предупреждения у мальчиков и девочек проявлений маскулинный / феминный черт в поведении ситуации «непринуждённой принудительности » детям предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению

Слайд 26

Методы стимулирования поощрение должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка соревнование в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой сравнение сравнение поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, которые происходят с окружающими детьми и взрослыми

Слайд 27

Методы стимулирования поощрение должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка соревнование в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой сравнение сравнение поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, которые происходят с окружающими детьми и взрослыми Установки для детей: «Мальчики - будущие мужчины»; «Мальчики - будущие рыцари»; «Мальчики - будущие отцы»; «Мальчики - защитники слабых, их помощники»(девочек, женщин, стариков ) «Девочки - будущие женщины»; «Девочки - будущие хозяюшки»; «Девочки - будущие мамы»; «Девочки - маленькие принцессы».

Слайд 28

совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу « взаимодополнения » при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д.

Слайд 29

При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в детском саду определённые условия - отдельную комнату для труда девочек и мальчиков, или если нет такой возможности, то отдельный уголок с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений.

Слайд 30

Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в трудовой деятельности связана и с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков по­добрать различные конструкторы, технические игрушки, инструменты для сюжетно-ролевых игр. Для девочек нужно оборудовать кукольный уголок, расположить предметы, карточки, для домашнего труда, одежду для кукол. В книжном уголке предлагается сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе». В уголке природы разместить карточки-указатели поручений для мальчиков и поручений для девочек. Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. Предметно-развивающая среда

Слайд 31

При построении пространственно-предметной развивающей среды учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка. Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин.

Слайд 32

Таким образом, дети в течение всего времени пребывания в детском саду вовлечены в трудовую деятельность. И для формирования у дошкольников положительно отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план индивидуальной работы с детьми), а так же создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – все это является необходимым условием гендерного воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада

Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада значительно расширяется и в большей мере, чем в средней, принимает коллективный ...

Конспект по трудовой деятельности во второй младшей группе по ФГОС

Тема «"Поможем кукле Тане, помыть посуду"» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»Задачи: Формируем навыки д...

Консультация для родителей. Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...