Трудовая деятельность в старшей-подготовительной группе
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Педагогические требования к труду Гигиенические требования Виды трудовой деятельности Продолжительность и содержание Дежурства Инвентарь Методы формирования гендерного поведения в трудовой деятельности Методы стимулирования Предметно-развивающая среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовая деятельность детей 5-7 лет | 160.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогические требования к труду Организация разнообразного по содержанию труда. 2. Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями. 3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения. 4. Трудовая деятельность систематически усложняется. 5. Трудовая деятельность должна быть регулярной.
Гигиенические требования к труду Труд должен быть посильным. Продолжительность труда: старшая гр. 10-25 минут; подготовительная гр. 15-30 минут. Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда. Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим. Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.
Трудовая деятельность ребенка 5-7 лет должна быть: Осмысленной Радостной Творческой Высокий уровень трудовой деятельности возможен при проявлении: Инициативы Товарищеской взаимопомощи Хорошего выполнения работы Доведения порученного дела до конца
Памятка для воспитателя: 1. Любой труд должен быть: - целесообразным; - необходимым; - понятным; - интересным; - выполняться детьми с удовольствием. 2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия. 3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
Памятка для воспитателя: 4. Труд должен быть - посильным - доступным - хорошо организованным - дозированным по объему и во времени. 5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей. 6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.
Виды трудовой деятельности Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд
Самообслуживание Основной особенностью этого вида труда является направленность на себя. Содержание самообслуживания – умение обслужить себя. Общественная значимость – ребенок освобождает других от обслуживания себя. В процессе самообслуживания ребенок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Хозяйственно-бытовой труд Предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке; участие в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Особенность этого вида – общественная направленность – удовлетворение потребностей окружающих.
Труд в природе Требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Этот вид труда характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребностей детей, группы в целом, а с другой – на охрану природы.
Ручной труд Появляется в старшей группе (изготовление атрибутов, подарков и т.д.). Требует умения владеть ножницами, иглой, знания материалов. Этот вид труда наиболее приближен по результатам, использованию инструментов, к социальному труду взрослых. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Самообслуживание Деятельность по самообслуживанию присутствует во всех режимных моментах (гигиенические процедуры – мытье рук, умывание, пользование салфетками и носовыми платками). Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опёку. Главная задача научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.
Хозяйственно-бытовой труд Три формы организации: фронтальная (коллективный труд), подгрупповая (дежурства), индивидуальная (поручения). Дежурства проводятся соответственно режимному моменту (перед занятиями, после занятий, перед приемом пищи и после него); Поручения даются детям в течение всего дня в процессе выполнения режимных процессов; Коллективный труд организуется при уборке помещения (групповой комнаты, раздевалки) – проводиться во второй половине дня; при уборке участка – во время прогулок в первой и второй половине дня.
Коллективный труд Решает нравственные задачи, потому что дети: - договариваются о разделении труда - помогают друг другу (в случае необходимости) - болеют за качество общей, совместной работы. Воспитывает: - чувство локтя - защищённость - взаимопонимание -создаёт положительный эмоциональный настрой
Труд в природе Организуется в виде поручений, дежурств (в уголке природы), коллективного труда (на участке детского сада). Дежурства в уголке природы, в группе проводятся в утреннее время, до завтрака, в это же время выполняются поручения, связанные с трудом в природе. Во время прогулки организуется коллективный и индивидуальный труд в природе: уход за растениями и птицами.
Ручной труд Со старшего дошкольного возраста. Занятия по ручному труду проводятся в первой половине дня (соответственно сетке занятий). Индивидуальная работа и свободная деятельность детей по ручному труду организуется во второй половине дня.
Поручение – это просьба выполнить какое-либо действие Индивидуальные (выполняются одним ребенком). Подгрупповые (выполняются группой детей 5-6 человек). Фронтальные (выполняются всеми детьми группы).
Поручения По продолжительности: Кратковременные (результат сразу после выполнения) Длительные (с отсроченным результатом) По содержанию: Простые (1-2 действия) Сложные (более 2-х действий) Для детей 5-7 лет поручения более сложны по содержанию, выполнению, степени ответственности за результат.
Дежурства Дежурства по столовой: В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и распределять обязанности. В подготовительной группе дежурные уже самостоятельно убирают посуду, подметают пол, принимают участи е в мытье посуды и т.д.
Дежурство по занятиям: В старшей группе дети продолжают учиться, самостоятельно готовиться к занятиям, аккуратно раскладывать материалы и пособия, приготовленные воспитателем и убирать их на место после занятий (моют кисточки, стирают тряпочки и т.д.). В подготовительной группе дежурные помогают воспитателю в подготовке к занятиям (нарезают бумагу, готовят глину и пластилин, разводят и расставляют краски).
Дежурство по уголку природы: Вводится в старшей группе. Дежурные поливают цветы, обрызгивают или обтирают листья растений, рыхлят почву, кормят животных, чистят клетки и т.д. В подготовительной группе дежурные поливают цветы по мере необходимости, ведут календарь погоды.
Инвентарь в уголке дежурных: Здесь должны находиться все необходимые атрибуты деятельности дежурных (фартуки, косынки, метелки и совочки, тряпочки для столов – для дежурства по столовой; фартуки, косынки, тряпочки, лейки, пульверизаторы, лопатки для рыхления земли, и т.д. – для дежурства в уголке природы; необходимые материалы для дежурных по занятиям).
Инвентарь для работы на участке, на огороде и в цветнике: Лопаты для перекопки земли. Лоток лопаты: 15-13 см Длина ручки: 75 см Деревянная лопата для расчистки снега: Длина: 80 см- 1 м Лоток: 12-14 см Диаметр ручки: 2 см. Грабли деревянные для сгребания листьев. Грабли железные для рыхления почвы, выравнивания гряд. Количество зубьев – 7 Высота зубьев – 5 см Длина гребенки – 20-22 см Длина граблей – 100 – 110 см Диаметр ручки – 2-3 см. 5. Метелка для очистки участка, веранд от сора и сухих листьев. Длина – 1 м. Диаметр – 2-3 см.
6 . Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев Длина - 20-25 см Ширина – 20 см Высота бортика – 3-4 см Длина с ручками – 100-110 см. 7. Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев. Высота бортов - 20 см Длина с ручками – 100 см Диаметр колес – 12 см. 8. Трамбовка для снега 9. Движок для сгребания снега 10. Скребки металлические 11. Санки, корзины, ящики для перевоза снега на санках. 12. Ведра - 1,5-2 л. 13. Лейки – до 2 л. 14. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы. Длина лотка – 10 см Ширина – 7-8 см Длина совка -16-20 см. 15. Ручные цапки «кошки» для рыхления земли.
Методы формирования гендерного ( полоролевого ) поведения в трудовой деятельности приём моделирования положительных образцов гендерного поведения упражнение активное привлечение детей к деятельности в быту с целью освоения опыта гендерного поведения требование требования - совет, требования - просьба приучение эффективен при формировании культурно-гигиенических навыков, культуры взаимоотношений между полами поручение с помощью поручений детей приучают к положительным поступкам воспитывающие ситуации предусмотренные ситуации, с целью предупреждения у мальчиков и девочек проявлений маскулинный / феминный черт в поведении ситуации «непринуждённой принудительности » детям предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению
Методы стимулирования поощрение должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка соревнование в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой сравнение сравнение поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, которые происходят с окружающими детьми и взрослыми
Методы стимулирования поощрение должна быть положительная оценка действий с учётом пола ребёнка соревнование в соревновании дети быстро осваивают опыт гендерного поведения, для дошкольников следует соревнования смягчать игрой сравнение сравнение поведения конкретного ребенка в реальной его жизненной ситуации с аналогичными ситуациями, которые происходят с окружающими детьми и взрослыми Установки для детей: «Мальчики - будущие мужчины»; «Мальчики - будущие рыцари»; «Мальчики - будущие отцы»; «Мальчики - защитники слабых, их помощники»(девочек, женщин, стариков ) «Девочки - будущие женщины»; «Девочки - будущие хозяюшки»; «Девочки - будущие мамы»; «Девочки - маленькие принцессы».
совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу « взаимодополнения » при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д.
При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в детском саду определённые условия - отдельную комнату для труда девочек и мальчиков, или если нет такой возможности, то отдельный уголок с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений.
Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в трудовой деятельности связана и с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков подобрать различные конструкторы, технические игрушки, инструменты для сюжетно-ролевых игр. Для девочек нужно оборудовать кукольный уголок, расположить предметы, карточки, для домашнего труда, одежду для кукол. В книжном уголке предлагается сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе». В уголке природы разместить карточки-указатели поручений для мальчиков и поручений для девочек. Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. Предметно-развивающая среда
При построении пространственно-предметной развивающей среды учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка. Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин.
Таким образом, дети в течение всего времени пребывания в детском саду вовлечены в трудовую деятельность. И для формирования у дошкольников положительно отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план индивидуальной работы с детьми), а так же создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – все это является необходимым условием гендерного воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада
Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада Трудовая деятельность детей в старшей группе детского сада значительно расширяется и в большей мере, чем в средней, принимает коллективный ...
Совместная трудовая деятельность детей в старшей группе «Уборка в игровых уголках»
Конспект совместной трудовой деятельности....
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе
Трудовая деятельность...
Конспект по трудовой деятельности во второй младшей группе по ФГОС
Тема «"Поможем кукле Тане, помыть посуду"» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»Задачи: Формируем навыки д...
Консультация для родителей. Трудовая деятельность в первой младшей группе детского сада
В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей/подготовительной логопедической группе по теме «Наша кожа»
Уточнение и углубление представлений детей о свойствах кожи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей-подготовительной группы « Волшебное электричество.»
конспект занятия для детей о пользе электричества...