СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ДОУ Литовченко Э.В. МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки
статья на тему

Литовченко Элина Валерьевна

Статья о роли игры в жизни детей. Классификация игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.33 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ДОУ

Литовченко Э.В.

МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки

«Игра – это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование

их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям

самого ребенка»

 Л. С. Выготский

Одно из важнейших мест, если не центральное, в жизни дошкольника занимает игра. Игра является преобладающим видом самостоятельной деятельности детей. С самых первых лет жизни ребенок стремится к общению, и, исходя из этого, можно сказать, что игра социальна по своему происхождению. Именно в игре, подражая действиям старших, он творит, сопереживает, радуется и огорчается, строит догадки, выдвигает гипотезы и, таким образом, приобщается к окружающей его жизни.

Игры весьма многообразны по характеру, организации, содержанию, проявлению чувств детей, воздействию на ребенка и т.д., в связи с этим, точной классификации игр нет. Но для удобства игры условно подразделяют на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Подробнее остановимся на сюжетно-ролевых играх.

Сюжетная игра является для дошкольного возраста самой привлекательной игрой. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. В сюжетно-ролевой игре все условно, она не требует от ребенка реального, ощутимого продукта.

Сюжетно-ролевые игры придумывают сами дети. В этих играх дети отражают свои впечатления об окружающем мире, а также социальные отношения между людьми. Правила в сюжетно-ролевой игре также создают сами дети, либо диктуются самой игрой или взрослыми. Цели игр постепенно меняются. Изменение целей зависит от приобретения новых знаний и впечатлений, от возраста. И постепенно, дети переходят от подражательных целей к обдуманным и мотивированным.

Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективно ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить важное место игре и в педагогическом процессе детского сада.

Очень важное значение в сюжетно-ролевой игре имеет стимулирующая функция среды. Если среда для ребенка представляет интерес, подвигает его к действиям, исследованию, только тогда она развивает ребенка. Если среда не интересна для ребенка, то она не только не развивает его, а даже отрицательно влияет на ребенка. Мобильность и динамичность – вот главные критерии развивающей среды. При развитии развивающей среды  педагог должен учитывать «зону ближайшего развития», а также возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания как традиционных, так и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности то простых ее форм к более сложным.

Педагогу важно владеть знаниями о принципах, на основе которых происходит организация предметно-пространственной среды. Эти знания необходимы для того, чтобы правильно организовать развивающую среду. Под руководством В.А. Петровского и С.Л. Новоселовой были разработаны проекты организации развивающей среды. В этих проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды и рассматриваются ее основные принципы.

Так же, сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру. В структуру сюжетно-ролевой игры включают: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, и, конечно же, результат.

В основном, в содержании сюжетно-ролевых игр прослеживаются действия и отношения взрослых к предметам, содержание труда взрослых, отношение и общение людей в быту, труде и т.д.

Основой сюжетно-ролевой игры является роль. Беря в игре на себя какую-либо роль, ребенок сопоставляет себя с тем человек, чью роль он взял на себя, он действует от лица этого человека, использует те или иные предметы.

Д.Б. Эльконин посвятил свои статьи проблеме роли в игре. На основе своих исследований  он сделал вывод о том, что центром сюжетно-ролевой игры является-таки роль, которую берет на себя ребенок. По мере развития ребенок меняет осознание своей роли, ролей товарищей по игре, изменяется и содержание роли.

Так же в сюжетно-ролевой игре выделяются игровой замысел и правила.

Определение того, как будут играть дети и есть игровой замысел.

В целом в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две составляющие: это совместная игра воспитателя с детьми, в процессе данной игры у детей формируются новые умения, а также самостоятельная игра детей, в данную игру воспитатель непосредственно не включен, он просто обеспечивает необходимые условия для успешного протекания игры. Данные составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе.

Однако, несмотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры, она все дальше вытесняется из системы дошкольного образования.

Р режиме дня дошкольных образовательных учреждений на свободную игру выделяется очень мало времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Посредствам этого уровень игры современных дошкольников значительно снижается.

Причины того, что игра постепенно уходит из дошкольного детства очевидна. Мы считаем, что основной причиной такого отношения к игре является непонимание развивающего действия игры на ребенка. В нашей обществе взрослые считают, что игра- это бесполезная трата времени, которая ребенка ничему не учит, а ведь учение – превыше всего. Приоритет знаний и учебной деятельности постепенно вытесняет игру из жизни дошкольников.

Еще одной из причин ухода игры становится маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формирует установку на потребление. Игрушки постепенно перестают быть средством игры, они становятся просто товаром, приобретаемым взрослыми для детей.

Также в нынешнее время доминирующим занятием для детей стало просматривание мультфильмов. А развивающий потенциал мультфильмов весьма сомнителен. Это занятие также вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что важно помнить, что игра в любом случае игра является не средством обучения, а видом деятельности ребенка, а значит, предполагает активность ребенка, самостоятельность и инициативность. Взрослый может и должен стимулировать игру, участвовать в игре, но только не руководить игрой и не контролировать действия детей в игре.

Список литературы

  1. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 6(48)/2014.
  2. Н. Михайленко, Н. Короткова, Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд.; испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 – 96 с.
  3. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова, Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.
  4. Н.В. Нищева, Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Сюжетно - ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры  детей дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение в воспитании и развитии личности дошкольника....

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКАИгра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка.  И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы гл...