Программа кружка "Веселые ложкари"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Данной программой пользуюсь я сама, ссылки на литературу есть почти в каждом разделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Юринский детский сад «Теремок»
Программа кружка
«Веселые ЛОЖКАРИ»
Срок реализации 2 года
Автор разработки:
Музыкальный руководитель
детского сада Сидорова Е.А.
П.Юрино
2015 г.
Пояснительная записка
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:
- повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,
- помогает преодолевать неуверенность, робость,
- сплачивает детский коллектив.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Веселые ложкари».
Новизной и отличительной особенностью программы «Ложкари» является обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
Цели программы.
- Обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
- Воспитание интереса к истории и культуре родного народа, чувства патриотизма.
- Создание условий для развития музыкальных способностей через овладение инструментом, развитие навыков ансамблевой игры, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.
Задачи программы.
- Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых воспитанников.
- Познакомить детей с богатством и разнообразием народных музыкальных инструментов, историей их создания и использования в различные исторические эпохи.
- Развивать координацию движения и воспитывать чувство ритма.
- Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
- Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
Направления работы:
- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
- Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
- Развитие творческих способностей.
Принципы:
- Творческой направленности.
- Игрового познания.
- Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппами один раз в неделю. В год проводится 25 – 27 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений ребенка. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
- беседа;
- рассматривание подлинных русских народных инструментов;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
- организация фотовыставок;
- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.
Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.
Воспитанник должен уметь:
- применять в ансамбле практические навыки игры на ложках, приобретенные на индивидуальном уроке;
- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, вариации, исполняемые концертмейстером;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;
Формы контроля усвоения материала:
- выступления на детских утренниках;
- концертные выступления;
- конкурсы;
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на два этапа:
1 этап – подготовительный (старшая группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
Задачи:
♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.
♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.
♦ Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.
♦ Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.
♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.
- Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:
- учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);
- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);
- побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;
- учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.
2 этап – подготовительная группа
Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Задачи:
♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:
- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.
♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах.
♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.
♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
- русскими календарными праздниками;
- художественно-прикладными промыслами;
- народным песенным искусством.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр,синтезатор, фотоаппарат, видеокамера и д.р.
Ожидаемый результат:
♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
♦ применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
♦ слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
♦ петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
♦ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
ЛИТЕРАТУРА
- Программа « Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», М., 1979.
- Программа «Музыкальный инструмент» М., 1989.
- Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956.
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979.
- Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.
- Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962.
- Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982.
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983.
- Песни русских композиторов и русские нар.песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"
Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культур...
План работы по программе Веселые ложкари.
материал по программе расположен от простого к сложнму....
программа кружка "Ложкари"
Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на русских народных инструментах...
Дополнительная образовательная программа "Озорные ложкари"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКружок «Озорные ложкари»»Направленность: художественно-эстетическаяВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год...
Опыт по реализации дополнительной программы "Веселые ложкари"
опыт реализации программы "Веселые ложкари"...
Диагностика к программе Веселые ложкари
диагностика для старшей группы...