Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.
методическая разработка (средняя группа)
Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвоовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность).
Актуальность: музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Объект исследования: дети 1 группы среднего возраста.
Предмет: использование музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и определить их эффективность для развития музыкальности детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
- Определить особенности методики проведения музыкально-дидактических игр с детьми 4-5 лет.
- Исследовать влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: состоит в предположении, что систематическое включение музыкально-дидактических игр в работу с детьми 4-5 лет будет существенно влиять на развитие музыкальности.
При подборе музыкально-дидактических игр я разделила их на 4 вида:
- Игры, развивающие у детей звуковысотный слух: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы».
- Игры, развивающие ритмическое чувство: «Лесные гости», «Весёлые дудочки», «Кто как идёт», «Петушок, курочка и цыплёнок».
- Игры, развивающие тембровый слух: «Узнай свой инструмент», «Угадай на чём играю».
- Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо».
При формировании музыкальности детей младшего дошкольного возраста мной была выбрана следующая методика обучения:
- в музыкально-дидактических играх на развитие звуковысотного слуха учить детей различать выразительные возможности музыкальных интервалов: октавы, септимы, сексты, квинты.
- в музыкально-дидактических играх на развитие ритмического чувства учить различать звучания простых ритмических рисунков.
- в музыкально-дидактических играх на развитие тембрового слуха учить различать выразительные звучания контрастных инструментов: колокольчик, дудочка, пианино.
- в музыкально-дидактических играх на развитие динамического слуха учить различать выразительные возможности двух динамических оттенков: громко, тихо.
Использование музыкально-дидактических игр для развития
у детей 4-5 лет музыкальности.
Для исследования влияния музыкально-дидактических игр на музыкальность детей я взяла 2 среднюю группу в количестве 20 человек. В течении трёх месяцев я вводила в образовательную деятельность музыкально-дидактические игры, которые подобрала специально для развития музыкальности.
Развитие певческих способностей является одной из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогли мне научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Использование приёма исполнения песни подгруппами или с солистом оказывало мне помощь в работе. Так, Моргунова Влада очень любила петь. Она знала много песен. Дети всегда с большим желанием слушали её. На образовательной деятельности области «Музыка» после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все сразу поворачивались в сторону Влады. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но моя задача – научить петь каждого ребёнка, поэтому я обращала внимание на малоактивных, застенчивых детей. И я решила музыкально-дидактическую игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом все дети старались подражать пению Моргуновой Влады. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Моргунова Влада.
Своё исследование я начала с самых простых игровых приёмов по развитию музыкального слуха. Сначала определила конкретные задания. Иллюстрации из «Музыкального букваря» я увеличивала и использовала на занятии в качестве демонстрационно-игрового материала. Прослушав попевку «Качели», Гончарова Маша получила задание – определить по одному, где находятся качели (внизу или вверху), и показать на картинке. Она справилась с этим заданием с первого раза, все дети ей захлопали. Для определения звуков по высоте я использовала и такую игру.
Сначала дети слушают мелодии, характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку, затем определяли характер музыки, соответствующий определённому персонажу и ставили соответствующую игрушку на определённую ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Таким образом, игровая форма задания дала возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков. Дети часто обращаются к песне с целью выразить через неё своё настроение. Мама Евтушенко Олега заметила, что её сын, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытался её петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поёт, Олег ответил: «Это «Походный марш», с этим маршем можно идти в бой». При исполнении песен я учу детей правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо.
Музыкальный звуковысотный слух – широкое целостное понятие. Развитие способностей детей различать звуки по высоте формируется в течение всего дошкольного периода. Особенно это прослеживается при прослушивании музыкальных произведений и в пении. В процессе слушания музыки я знакомила детей с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, я обратилась к музыкально-дидактическим играм. Во время слушания музыки я использовала различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, выполнять музыкально-ритмические движения. Всё это способствовало лучшему восприятию материала, его осмысления и запоминания. Например; в «чудесный мешочек» я спрятала игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Затем проигрывала знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Медвежата» М. Красева. Щербаков Женя, Герасимова Соня, Усенова Ясмина, Костоломов Прохор сразу же узнали мелодии, и после этого игрушки доставала из «чудесного мешочка». Но Липин Егор, Рябова Лера, Треньков Саша затруднялись с первого раза узнать мелодии. Постепенно благодаря таким играм дети научились распознавать, различать музыкальные произведения.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки я использовала музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Я увидела, что детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по её содержанию. Зацарная Маша и Омельченко Саша затруднялись в выборе картинки, а Шишулина Вика, Чепурненко Дима, Юнина Таня готовы были помочь им в выборе.
Музыкально-ритмические движения – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. Основной задачей я ставила формирование у детей восприятия образов и способности выражать их в движении. Для формирования чувства ритма у детей я использовала в музыкально-образовательной деятельности дидактические игры. Игровая форма разучивания движений помогла мне добиваться от детей правильного выполнения ритмического рисунка. Я старалась развивать в детях стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку. В этом большую помощь мне оказывали музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел: медведь, лиса, заяц, но и передать движением неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайца. Каждый ребёнок по-своему применял своё творчество в передаче образа.
Проведя сравнительную диагностику за время исследования, я получила следующие данные:
Начало исследования | Конец исследования | ||||||
Восприятие высоты звуков | Восприя-тие ритма | Восприя-тие динамики | Восприятие тембра | Восприятие высоты звуков | Восприятие ритма | Восприятие динамики | Восприятие тембра |
66,7% | 68,1% | 73,6% | 72,2% | 80,6% | 83,3% | 82,0% | 86,1% |
Итого, прирост составил:
Конец исследования | |||
Восприятие высоты звуков | Восприятие ритма | Восприятие динамики | Восприятие тембра |
13,9% | 15,2% | 8,4% | 13,9% |
Диаграммы по результатам в начале и в конце исследования.
Начало исследования:
Конец исследования:
Итак, после проведённых музыкальных мероприятий в конце эксперимента высокому показателю музыкальности соответствует 75% всей группы, группы, среднему показателю – 25%, а низкому – 0%.
По результатам моего исследования видно: музыкальность формируется в процессе систематических занятий благодаря использованию на них музыкально-дидактических игр. Доля детей с высоким уровнем развития музыкальности увеличилась с 55% до 75%, доля детей со средним уровнем развития музыкальности уменьшилась с 31,2% до 25%, а доля с низким уровнем – уменьшилась с 13,8% до 0%.
Вывод по результатам исследовательской деятельности.
Я убедилась в том, что применение музыкально-дидактических игр положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
В своём исследовании я пришла к выводу, что музыкально-дидактическая игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для развития музыкальности детей 4-5 лет.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «музыкально-дидактическая игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Музыкально-дидактические игры, используемые в образовательной деятельности области «Музыка», организуют внимание детей, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-222848-1375372725.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Материалы для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-710555-1447701141.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834270-1476947015.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-275482-1673929928.jpg)
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-815474-1476112634.jpg)
"Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему "Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста" с фотоматериалом...