Программа "Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом"
проект (младшая группа) на тему
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Ознакомление с цветом».
Программу разработала: воспитатель Соловьева Н.В.
МБДОУ №30 пос. Незамаевский
1. Пояснительная записка
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. Ведь когда маленький человек появляется на свет, он уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребёнок в раннем возрасте начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Мир простых вещей воспринимается малышом как чудесный, еще неведомый и прекрасный. Главным средством познания и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Согласно общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30, разработанной с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, позволяет формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному. Проводимая мной работа направлена на накопление сенсорных представлений, которое предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом.
В раннем возрасте у ребёнка развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое внимание я уделяю играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие и систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем необходимым требованиям.
Цели и задачи раздела.
Цель: последовательное ознакомление детей с цветом.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность
- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.
- изготовить и приобрести дидактические игры по ознакомлению детей раннего возраста с цветом;
- знакомство с цветом для развитие художественно- творческих способностей ребенка
Психолого-педагогическое обоснование.
Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Именно в раннем возрасте дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета.
Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима
- Индивидуальная работа;
-Работа с родителями ;
НОД по ознакомлению с цветом в детском саду должны быть систематизированы и последовательны.
- Игры и игровые упражнения, содержание которых направлено:
- на активизацию познавательной деятельности.
- на развитие цветового восприятия.
- Совместная деятельность педагога и ребенка в режимных моментах;
- Проектный метод.
Ожидаемые результаты раздела программы.
- Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов (действия по подражанию).
- Дети выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
- Дети овладевают умением определять цвет и называть его (действия по словесному указанию).
Используемые методы, приёмы, формы организации деятельности детей.
Принципы:
• доступности и индивидуальности;
• последовательности и систематичности;
• связи с жизненным опытом.
Методы: игровой, словесный, наглядно-действенный, практический.
Приёмы: объяснение, вопросы, упражнения, сравнения, демонстрация наглядного материала, сюрпризные моменты и др.
2. Организационный раздел
Создание условий для реализации раздела программы.
Для реализации программы созданы в условия:
- Санитарно-гигиенические;
- Продолжительность НОД согласно СанПиН;
- Дифференцированный подход к проведению НОД;
- Индивидуальная работа в ходе НОД;
- Совместная деятельность педагога и ребенка;
- Материально – техническое обеспечение педагогического процесса;
- Развивающая среда.
Контроль и коррекция результатов.
Тематический контроль:
- Наблюдение и анализ деятельности детей в процессе НОД.
По результатам контроля, коррекция дальнейшей работы:
1. Индивидуальная работа с детьми;
2. Работа с родителями;
3 Содержательный раздел
Перспективное планирование раздела.
Месяц, № занятия | Тема занятия | Задачи занятия | Материал к занятию |
Ноябрь Занятие №1 | «Бегите ко мне!» | Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотношение); развивать внимание. | Флажки разных цветов. |
Декабрь Занятие №2 | «Наряди кукол». | Учить детей подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу. | Куклы и наборы одежды к ним; коробка.
|
Январь. Занятие №3 | «Разложи по коробочкам» | Учить находить предмет определенного цвета по образцу, закреплять знания цветов. | Небольшие предметы различных цветов, мисочки. |
Февраль. Занятие №4 | «Найди пару по цвету» | Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
| Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета, коробка или шляпа. |
Март Занятие № 5 | «Веселый поезд» | Познакомить с плоскими геометрическими формами, учить подбирать нужные формы разными методами. Через игру способствовать совершенствованию умения соотносить разнородные предметы по цвету. | Плоские геометрические формы разного размера и цвета. |
Апрель Занятие№ 6 | «Колобочек-колобок» | Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом. Способствовать развитию умения соотносить предметы по размеру и цвету. | Кубики и шарики разного размера и цвета. |
Май Занятие№ 7 | «Почтовый ящик» | Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать формы определенного размера и цвета. | Деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры разного цвета. |
Список используемой литературы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой;
- Е.А.Янушко « Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
- Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета
В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....
Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.
"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.
Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...
Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Консультация для воспитателей...