Использование художественного творчества в развитии и психокоррекции детей дошкольного возраста
консультация на тему

Оксана Владимировна Осипова

техники арттерапии: коллаж, рисование солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественного творчества в развитии и психокоррекции детей дошкольного возраста

Внутренний мир ребенка необыкновенно интересен. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 
Что бы решить данную проблему, психологи системы образования стали использовать креативные методы в своей работе, художественное творчество.

Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Психокоррекционные занятия с использованием художественных техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Такой вид терапии снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

 Арт-терапия метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как нетрадиционное рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, создание историй и многое другое.

Этот метод особенно актуален при работе с тревожными, замкнутыми детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Таким образом, арт-терапия в образовательном учреждении – это не просто метод коррекции и развития ребенка посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.

• изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. ;

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

•драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;

•сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

•кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия.

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

 Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности.

Цель работы по изотерапии:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАБОТЕ С ПЕСКОМ (СОЛЬЮ, МАНКОЙ)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как придать цвет соли или манной крупе?»

Для этого мы в стаканчик с манкой добавили немного гуаши, разведенной небольшим количеством воды, и стали осторожно работать пальчиками, смешивая крупу с краской. Воды берется небольшое количество, так как крупа должна получиться сухой и рассыпчатой. Таким образом, мы получили несколько видов необходимой нам крупы. Крупа или соль раскладывается тонким слоем на целлофан и сушится в течение нескольких дней.

Младшие и средние группы.

- Мы сегодня познакомимся с необычными техниками рисования - солью.

Для работы нам понадобится:

-соль крупная разных цветов,

-клей,

-для каждого педагога контурный рисунок.

Приступаем к работе, распределяем равномерно клей по всей картинке и аккуратно посыпаем солью. После того как высохнет картинка, нужно стряхнуть лишнюю соль.

Старшие и подготовительные группы.

- Хочу предложить, вашему вниманию, материал об изготовлении поделки с помощью нетрадиционной техники - рисование манкой.

Материалы, использованные для поделок:

- силуэт лошади из синего или голубого картона;

- манка;

- клей ПВА в тюбиках;

- клеенки;

- подносы.

На силуэте лошади детьми рисуется узор клеем ПВА. На места, где нанесен клей, насыпается поваренная соль. Соль, которая не приклеилась, ссыпается детьми на подносы и потом опять используется для рисования. Узоры, нарисованные солью, очень напоминают морозные.

В подготовительной группе контурный рисунок создается самими детьми (зимний пейзаж, высохшую манку или соль можно раскрасить гуашью.

Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание, технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т. д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.

Как показала практика, занятия с коллажем можно проводить с детьми начиная со среднего дошкольного возраста. Ребенок обычно перегружен впечатлениями, а работа с коллажем, по выбору темы самим ребенком позволяет ему погрузиться в другой мир, быть раскрепощенным, творить, создавать, развивать воображение.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Заключение

Итак, использование методов и приёмов художественного творчества в психокоррекции с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным аспектом для всех детей.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 44»

                                                                                       подготовила:

                                                                                        педагог психолог Осипова О.В.

Омск 2016                                                                                                            

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...

«Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Роль песенного творчества в развитии музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и ра...

«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»

Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напра...

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...