Использование художественного творчества в развитии и психокоррекции детей дошкольного возраста
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Использование художественного творчества в развитии и психокоррекции детей дошкольного возраста
Внутренний мир ребенка необыкновенно интересен. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Что бы решить данную проблему, психологи системы образования стали использовать креативные методы в своей работе, художественное творчество.
Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.
Психокоррекционные занятия с использованием художественных техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Такой вид терапии снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
Арт-терапия метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как нетрадиционное рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, создание историй и многое другое.
Этот метод особенно актуален при работе с тревожными, замкнутыми детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Таким образом, арт-терапия в образовательном учреждении – это не просто метод коррекции и развития ребенка посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.
• изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. ;
• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;
•драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;
•сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
•кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия.
Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста.
Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности.
Цель работы по изотерапии:
1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;
2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;
3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;
4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.
МАСТЕР-КЛАСС ПО РАБОТЕ С ПЕСКОМ (СОЛЬЮ, МАНКОЙ)
Опытно-экспериментальная деятельность: «Как придать цвет соли или манной крупе?»
Для этого мы в стаканчик с манкой добавили немного гуаши, разведенной небольшим количеством воды, и стали осторожно работать пальчиками, смешивая крупу с краской. Воды берется небольшое количество, так как крупа должна получиться сухой и рассыпчатой. Таким образом, мы получили несколько видов необходимой нам крупы. Крупа или соль раскладывается тонким слоем на целлофан и сушится в течение нескольких дней.
Младшие и средние группы.
- Мы сегодня познакомимся с необычными техниками рисования - солью.
Для работы нам понадобится:
-соль крупная разных цветов,
-клей,
-для каждого педагога контурный рисунок.
Приступаем к работе, распределяем равномерно клей по всей картинке и аккуратно посыпаем солью. После того как высохнет картинка, нужно стряхнуть лишнюю соль.
Старшие и подготовительные группы.
- Хочу предложить, вашему вниманию, материал об изготовлении поделки с помощью нетрадиционной техники - рисование манкой.
Материалы, использованные для поделок:
- силуэт лошади из синего или голубого картона;
- манка;
- клей ПВА в тюбиках;
- клеенки;
- подносы.
На силуэте лошади детьми рисуется узор клеем ПВА. На места, где нанесен клей, насыпается поваренная соль. Соль, которая не приклеилась, ссыпается детьми на подносы и потом опять используется для рисования. Узоры, нарисованные солью, очень напоминают морозные.
В подготовительной группе контурный рисунок создается самими детьми (зимний пейзаж, высохшую манку или соль можно раскрасить гуашью.
Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.
Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание, технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т. д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Как показала практика, занятия с коллажем можно проводить с детьми начиная со среднего дошкольного возраста. Ребенок обычно перегружен впечатлениями, а работа с коллажем, по выбору темы самим ребенком позволяет ему погрузиться в другой мир, быть раскрепощенным, творить, создавать, развивать воображение.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Заключение
Итак, использование методов и приёмов художественного творчества в психокоррекции с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным аспектом для всех детей.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 44»
подготовила:
педагог психолог Осипова О.В.
Омск 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»
Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...
«Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован...
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.
Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Роль песенного творчества в развитии музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и ра...
«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»
Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напра...
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...