Конспект ООД "Золотая хохлома" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОО «Художественное творчество»
Конспект ООД
с детьми старшей группы
« Золотая хохлома»
Воспитатель: Огаркова Е.И.
Конспект ООД
«Золотая хохлома»
старшая группа
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование первичных представлений об особенностях хохломской росписи; её производстве, истории
Задачи приоритетной образовательной области
- упражнять детей в самостоятельном составлении узора на бумажных силуэтах и с небольшой помощью взрослого.
- продолжать учить детей рисовать знакомые элементы хохломской
на бумажных силуэта.
- упражнять в технике рисования кистью(всем ворсом, концом кисти),
- тампоном, спичкой.
- развивать чувство композици, умение находить удачное сочетание цветов.
- упражнять детей самостоятельно выбирать материал для рисования,
планировать деятельность, достичь результата и оценивать его.
- Задачи интеграционных образовательных областей:
- «Речевое развитие»
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
- обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни
- развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор)
- «Социально-коммуникативное развитие»
- формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых
- Способствовать развитию творческих способностей детей
- «Художественно-эстетическое развитие»
- активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру(искусству, предметам быта)
- «Познавательное развитие»
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (людям, предметам)
Активизировать словарь: центральная линия, осочка, завиток,
травинка, капелька, листок.
Словарная работа: активный словарь(хохломская роспись, осочки травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки).
Пассивный словарь: ярмарка, мастерская, промысел, хохлома, лавка, сладил. Работа над пословицами.
Система работы включала:
- обогащение предметно- развивающей среды в группе: пополнение
«уголка творчества» предметов с хохломской росписью(доска разделочная, кувшин, ложки, солонка, чашка, полотенце, книг
с иллюстрациями декоративно- прикладного искусства).
- рассматривание альбома «Хохломская роспись».
- образцы бумажных силуэтов посуды , выполненных воспитателем.
- чтение книги « Кисть из солнечных лучей».
- лепка декоративной пластины с элементами хохломской росписи.
- Практическая работа (поэтапное рисование элементов хохломской росписи.
- рассматривание иллюстраций в книгах.
Литература: журнал «Д\В №2-2002г стр.52-57
-рабочая тетрадь «Хохломская роспись»
-Т. Емельянова «Золотые травы России»
-С. Жегалова «Росписи Хохломы»
-Е. Осетров «Краса ненаглядная»
- Е. Кулышев «Кисть из солнечных лучей».
- А. Абрамова «Нарисуй».
Раскраска «Народные промыслы»
Материал: образцы бумажных силуэтов с хохломской росписью, мольберт, записи русских народных мелодий, бумажные силуэты посуды, гуашь, ватные палочки, спички, другие изделия с хохломской росписью, четыре стула( три из них хохломской росписью), «перо».
Ход ООД:
Перед занятием мы с детьми идём в гости к детям другой группы. Когда дети возвращаются в свою группу, издалека они слышат р. н мелодию и, зайдя в группу, видят новое убранство группы.
Воспитатель: - Ребята, вы заметили, какие-то изменения в моём внешнем облике? Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа?(ответы)
- Что её так украсило?(рисунки, красивая посуда, салфетки, полотенца, фартук и т.д). – Да, мы словно попали на выставку.
- Посмотрите, внимательно и ответьте, чем похожи эти предметы?(предметы украшены хохломской росписью).
Воспитатель: - Сегодня, я вас приглашаю в свою художественную мастерскую. Посмотрите, сколько здесь хохломской посуды, назовите её?
(разделочная доска, кувшин, солонка, декоративная тарелка).
- Чем похожи эти предметы?(все сделаны из дерева и украшены хохломской росписью).
- Назовите, какие элементы хохломской росписи вы видите?(осочки, травинки, капельки, листочки, завитки, ягодки).
- Вспомните, какие цвета используются в хохломской росписи?(красный, жёлтый, зелёный, чёрный).
-На каком фоне рисуют хохломскую роспись?(на красном, жёлтом, чёрном).
- Вот сейчас мы об этом и поговорим. Вы помните, где начали изготовлять посуду?(в селе Хохлома, в нашей Нижегородской обл.).
- Как изготовляют эту посуду?(сначала изделие точат из дерева на специальных станках, покрывают её слоем жидкой глины, промазывают льняным маслом, посыпают алюминевым порошком ; потом изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придаёт изделию золотистый цвет).
Воспитатель: - Как ещё называют роспись?(золотой)
Воспитатель: - Я вам предлагаю сесть на коврик и послушать мой рассказ.
«Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо да чашки – ложки?» - А их спрашивали: « Откуда посуда?» мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома! Стали посуду называть Хохломской».
Воспитатель: - А, как же начинался этот удивительно красивый промысел? Об этом у нас знает Лена и она сейчас об этом расскажет.
Лена:- Говорят, будто давным- давно поселился в лесу за Волгой мужичок - --умелец. Звали его Степан. Избу поставил , стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу. И птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела, как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар- птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.
Воспитатель: - В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили: « Маленький, да удаленький», «Маленькое дело лучше большого безделья».
Воспитатель: - Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Будете как настоящие художники расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Выберите себе один силуэт и сядьте на своё место . А, я вам расскажу одну маленькую историю. Сегодня Жар- птица пролетала мимо нашего дет. сада и оставила золотое перо. Сейчас я коснусь этим пером ваших силуэтов посуды, чтобы оно помогло вам в работе. Прежде чем рисовать, вспомните, какая линия важна в росписи, чтобы получился красивый узор?(центральная линия).(дети приступают к работе под музыку. (оранжировку) по краям формы. Воспитатель следит за правильным размещением центральной линии, за различным изображением элементов, за правильным подбором средств для изображения узора, за правильностью посадки и держания кисточки.
- А, сейчас, мы с вами поиграем. А рисунки пока подсохнут.
Игра «Хохломские стулья».
Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, умение находить свой стул с хохломской росписью.
Ход игры:
Четыре стульчика стоят в кругу (три из них с хохломской росписью). Дети выполняют танцевальные движения под музыку. По окончании музыки- занимают стулья с хохломской росписью.
После игры дети и воспитатель рассматривают рисунки.
При анализе работ предложить выбрать: самую красивую работу; самую аккуратную, работу с интересными завитками; с правильностью изображения узора; самая яркая работа с красивым сочетанием всех элементов узора.
Воспитатель: Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
- Как красивые работы получились, постарались на славу мастера!
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
Конспект ООД
с детьми старшей группы
« Хорош квасок, коль сшибает в носок…»
Воспитатель: Огаркова Е.И.
Конспект ООД
«Хорош квасок, коль сшибает в носок…»
старшая группа
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: продолжать знакомить детей с «Русской избой», с народными обычаями, национальном напитке (квасе), блюде русского народа (окрошке). Воспитывать качества гостеприимных хозяев
Задачи приоритетной области:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками.
- развивать положительную самооценку, добрые чувства, эмоциональную отзывчивость
- обогащение представлений о семье, семейных традициях
- обогащать словарь пословицами, поговорками.
«Речевое развитие»
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
«Познавательное развитие»
- рассказать историю кваса и его изготовления
- .учить детей готовить окрошку
- дать представление о растениях приправах к различным блюдам: смородине, мяте, малине, землянике.
«Художественно-эстетическое развитие»
- развивать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор), виде (пословицы загадки о русском национальном напитке-квасе, блюде -окрошке)
Предварительная работа:
- беседа с детьми и родителями о домашнем опыте употребления кваса
- беседа с детьми об истории возникновения русского кваса
- рассматривание иллюстраций
- разучивание поговорок, пословиц о русском квасе
- ознакомление с ягодными культурами: малиной, смородиной, мятой
- наблюдение за мятой на участке детского сада
Словарь: квас, квасник, закваска, солод, ботвинья, окрошка, толкушка
Организация и материал: занятия проводится в «Русской избе».
- русские народные мелодии;
- посуда для приготовления кваса, миски, ложки, ножи, кастрюля; белые фартуки и колпаки для детей и взрослых;
- картинки с изображением кустов малины, черной смородины, мяты, земляники; свежие или сухие листья этих растений;
- ингредиенты для приготовления кваса: гуща подбитая (закваска, сухой хлебный квас, солод ( кипяченая вода для окрошки ,квас, вареные продукты: картофель в мундире, мясо, яйца, свежие огурцы, зеленый лук, укроп, петрушка); миски, толкушки;
- бокалы на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- беседы с детьми и родителями о домашнем опыте употребления кваса
- беседа с детьми об истории русского кваса
- рассматривание иллюстраций
- разучивание поговорок, пословиц о русском квасе.
- ознакомление с ягодными культурами: малиной, смородиной, к клубникой и земляникой.
Ход ООД:
Дети входят в «Русскую избу», их встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, милости просим! Я гостям всегда рада. Походите по моей избе, посмотрите и про все расскажите!
Дети рассказывают о назначении вещей, с которыми познакомились на других занятиях(прялка, сундук, сито, печь, самовар, посуда).
Хозяйка: Молодцы! Все-то вы знаете! Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили угощать пряниками, пирогами. Вас я тоже угощу. Напитком необыкновенным, питательным и ценным! (Предлагает в бокалах на подносе квас.) Сейчас жарко, и он будет ух как кстати!
Дети: (Пробуют). Этот напиток - квас.
Хозяйка: Молодцы! А я знаю, что вы с воспитателями беседовали о квасе, рассматривали картинки и иллюстрации. Кто мне расскажет, что это за напиток? Чем он полезен? Какой квас бывает? (Ответы детей).
Знаете ли вы пословицы, поговорки про квас?
Дети:- Русский квас Россию спас.
-Ешь щи с мясом, а не так хлеб с квасом.
-Хорош квасок, коль шибает в носок.
Хозяйка: Ай да молодцы! Как много вы знаете! С помощью кваса можно приготовить русское национальное блюдо - окрошку. Кто из вас знает, что это за блюдо? Из чего готовят окрошку? (Ответы детей.) Я угостила вас квасом, а сейчас научу делать квас и окрошку. Хотите научиться? А ваши мамы или бабушки дома делают квас? А вы помогаете готовить окрошку мамам, бабушкам? (Ответы детей).
Хозяйка: Ну а сейчас вы станете моими помощниками. Для этого нам нужно вернуться в группу.
Дети с хозяйкой идут в групповую комнату, где на столах подготовлена посуда и все необходимое для приготовления окрошки.
Хозяйка: Чтобы сделать окрошку, надо сначала приготовить квас. Кто знает, из чего его делают?
Дети рассказывают, хозяйка и воспитатель помогают.
Хозяйка с помощью детей наливает в кастрюлю кипяченую воду и кладет в нее все необходимое для приготовления кваса: сахар, дрожжи, закваску. Показывает картинки с изображением растений - вкусовых добавок. Уточняет их названия, дает понюхать листья растений, говорит, что в квас можно положить какую-нибудь одну добавку (квас с мятой или со смородиной). Дети выбирают добавку, хозяйка кладет листья в кастрюлю, накрывает ее и ставит в холодное место на 12-15 часов.
Хозяйка: А у меня уже есть квас, готовый к употреблению (показывает бутылки с квасом). Будем делать окрошку - холодный летний суп с квасом. Что нужно для окрошки? (Ответы детей). У нас есть картошка, вареное мясо, соль, сметана, зеленый лук, яйца - окрошка получится вкусной.
(Дети и взрослые надевают фартуки, колпаки, встают за столы).
Хозяйка: Ну а сейчас мы с вами будем готовить нашу окрошку. У вас на столах стоят уже готовые ингредиенты. Их нужно все положить вместе и помешать. Хозяйка и воспитатели помогают детям положить в миски яйца, мясо, огурцы, зелень. (Звучат русские народные мелодии в записи). Дети заканчивают работу, Готовую окрошку разливают в тарелки.
Хозяйка: Какие вы ребятушки молодцы! Хорошо справились с заданием, а теперь я приглашаю всех к столу! добавьте в готовую окрошку сметану и откушайте русское блюдо.
.
ОО «Познавательное развитие»
Конспект ООД
для детей старшей группы
«Экскурсия в музей «Русская изба»
Воспитатель: Огаркова Е.И
Конспект ООД
«Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
старшая группа
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом, обычаями гостеприимства, с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи, к русскому фольклору
Задачи приоритетной образовательной области:
- развивать представление детей о России, родном посёлке, вызвать эмоциональный отклик
- поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности
- обогащать представления детей о правилах взаимоотношения взрослых и детей
Задачи интеграционных образовательных областей:
«Речевое развитие»
- Развивать соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
- Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений
о явлениях социальной жизни
« Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость
- Воспитывать культуру поведения в общении
- «Художественно-эстетическое развитие»
- Обогащать «читательский» опыт детей за счёт произведений жанров фольклора (пословицы, загадки, закличками)
- Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы
- Чтение художественной литературы
- Слушание русской народной музыки, песен.
Обогащение словаря: миска. ухват, чугунок, веретено
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок.
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Ход ООД:
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Мы находимся в музее нашей группы, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол - избы.
-А для чего она нужна? (ответ детей).
-Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим:
«Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы.
- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).
- В чугунке варили кашу, щи.
- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Вот какую загадку загадаю, послушайте:
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете?(Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка:
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак)был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.(Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
- Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Итог занятия: - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашей группы «Русская изба».
- Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе по хохломе.
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе«Золотая хохлома»...
НОД «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» старшая группа и подготовительная к школе группа Подмосковье.г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197624","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]] Открытый просмотр НОД п...
Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла
Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...
Конспект «Золотая хохлома» Старшая группа
закрепить знания о происхождении хохломской росписи. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью и приемами ее выполнения.Воспитывать любовь к народному творчеству, изобразительному искуству.Восп...
Конспект зянятия в старшей группе Золотая хохлома
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.Программные задачи: Обучающие:Продолжать знакомить детей с народным искусство...
Конспект занятия по аппликации «Золотая хохлома» (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....
Конспект НООД в старшей группе "Золотая хохлома"
Конспект занятия по народно прикладному искуству. Обучение детей хохломской росписи....