Конспект ООД "Золотая хохлома" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Огаркова Елена Ивановна

Занятие о народных промыслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие о народных промыслах116.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОО «Художественное творчество»

Конспект ООД

 с детьми старшей группы

« Золотая хохлома»

Воспитатель: Огаркова Е.И.

https://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=a3f6fc356e9affaf647790e54d2a7920&n=33&h=201&w=480

Конспект ООД

«Золотая хохлома»

старшая группа

Образовательная область: «Художественное творчество»

Цель: формирование первичных представлений об особенностях хохломской росписи; её производстве, истории

Задачи приоритетной образовательной области

  • упражнять детей в самостоятельном составлении узора на бумажных силуэтах  и с небольшой помощью взрослого.
  • продолжать учить детей рисовать знакомые элементы хохломской

на бумажных силуэта.

  • упражнять в технике рисования кистью(всем ворсом, концом кисти),
  • тампоном, спичкой.
  • развивать чувство композици, умение находить удачное сочетание цветов.
  • упражнять детей самостоятельно выбирать материал для рисования,

планировать деятельность, достичь результата и оценивать его.

  • Задачи интеграционных образовательных областей:
  • «Речевое развитие»
  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
  • обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни
  • развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор)
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых
  • Способствовать развитию творческих способностей детей
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру(искусству, предметам быта)
  • «Познавательное развитие»
  • воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (людям, предметам)

Активизировать словарь: центральная  линия, осочка, завиток,

травинка, капелька, листок.

Словарная работа: активный словарь(хохломская роспись, осочки травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки).

Пассивный словарь: ярмарка, мастерская, промысел, хохлома, лавка, сладил. Работа над пословицами.

Система работы включала:

  • обогащение предметно- развивающей среды в группе: пополнение

«уголка творчества» предметов с хохломской росписью(доска разделочная, кувшин, ложки, солонка, чашка, полотенце, книг

с иллюстрациями декоративно- прикладного искусства).

  • рассматривание  альбома «Хохломская роспись».
  • образцы бумажных силуэтов посуды , выполненных воспитателем.
  • чтение книги « Кисть из солнечных лучей».
  • лепка декоративной пластины с элементами хохломской росписи.
  • Практическая работа (поэтапное рисование элементов хохломской росписи.
  • рассматривание иллюстраций в книгах.

Литература: журнал «Д\В №2-2002г стр.52-57

-рабочая тетрадь «Хохломская роспись»

-Т. Емельянова «Золотые травы России»

-С. Жегалова «Росписи  Хохломы»

-Е. Осетров «Краса ненаглядная»

- Е. Кулышев «Кисть из солнечных лучей».

- А. Абрамова «Нарисуй».

Раскраска «Народные промыслы»

Материал: образцы бумажных силуэтов с хохломской росписью, мольберт, записи русских народных мелодий, бумажные силуэты посуды, гуашь, ватные палочки, спички, другие изделия с хохломской росписью, четыре стула( три из них хохломской росписью), «перо».

Ход ООД:

Перед занятием мы с детьми идём в гости к детям другой группы. Когда дети возвращаются в свою группу, издалека они слышат р. н мелодию и, зайдя в группу, видят новое убранство группы.

        Воспитатель: - Ребята, вы заметили, какие-то изменения в моём внешнем облике? Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа?(ответы)

- Что её так украсило?(рисунки, красивая посуда, салфетки, полотенца, фартук и т.д). – Да, мы словно попали на выставку.

- Посмотрите, внимательно и ответьте, чем похожи эти предметы?(предметы украшены хохломской росписью).

Воспитатель: - Сегодня, я вас приглашаю в свою художественную мастерскую. Посмотрите, сколько здесь хохломской посуды, назовите её?

(разделочная доска, кувшин, солонка, декоративная тарелка).

- Чем похожи эти предметы?(все сделаны из дерева и украшены хохломской росписью).

- Назовите, какие элементы хохломской росписи вы видите?(осочки, травинки, капельки, листочки, завитки, ягодки).

- Вспомните, какие цвета используются в хохломской росписи?(красный, жёлтый, зелёный, чёрный).

-На каком фоне рисуют хохломскую роспись?(на красном, жёлтом, чёрном).

- Вот сейчас мы об этом и поговорим. Вы помните, где начали изготовлять посуду?(в селе Хохлома, в нашей Нижегородской обл.).

- Как изготовляют эту посуду?(сначала изделие точат из дерева на специальных станках, покрывают её слоем жидкой глины, промазывают льняным маслом, посыпают алюминевым порошком ; потом изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придаёт изделию золотистый цвет).

Воспитатель: - Как ещё называют роспись?(золотой)

Воспитатель: - Я вам предлагаю сесть на коврик и послушать мой рассказ.

«Издавна в маленьких заволжских  деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо да чашки – ложки?» - А их спрашивали: « Откуда посуда?» мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая  Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома! Стали посуду называть Хохломской».

Воспитатель: - А, как же начинался этот удивительно красивый промысел? Об этом у нас знает Лена и она сейчас об этом расскажет.

Лена:- Говорят, будто давным- давно поселился в лесу за Волгой мужичок - --умелец. Звали его Степан. Избу поставил , стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу. И птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела, как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар- птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.

Воспитатель: - В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили: « Маленький, да удаленький», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Воспитатель: - Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Будете как настоящие художники расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Выберите себе один силуэт  и сядьте на своё место . А, я вам расскажу одну маленькую историю. Сегодня Жар- птица пролетала мимо нашего дет. сада и оставила золотое перо. Сейчас я коснусь этим  пером ваших силуэтов посуды, чтобы оно помогло вам в работе. Прежде чем рисовать, вспомните, какая линия важна в росписи, чтобы получился красивый узор?(центральная линия).(дети приступают к работе под музыку. (оранжировку) по краям формы. Воспитатель  следит за правильным размещением центральной линии, за различным изображением элементов, за правильным подбором средств для изображения узора, за правильностью посадки и держания кисточки.

- А, сейчас, мы с вами поиграем. А рисунки пока подсохнут.

Игра «Хохломские стулья».

Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, умение находить свой стул с хохломской росписью.

Ход игры:

Четыре стульчика стоят в кругу (три из них с хохломской росписью). Дети выполняют танцевальные движения под музыку. По окончании музыки- занимают стулья с хохломской росписью.

После игры дети и воспитатель рассматривают рисунки.

При анализе работ предложить выбрать: самую красивую работу; самую аккуратную, работу с интересными завитками; с правильностью изображения  узора; самая яркая работа с красивым сочетанием всех элементов узора.

Воспитатель:  Резные ложки и ковши

                         Ты разгляди-ка, не спеши.

                          Там травка вьётся и цветы

                            Удивительной красы.

Блестят они, как золотые

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

- Как красивые работы получились, постарались на славу мастера!

                     

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

Конспект ООД

с детьми старшей группы

« Хорош квасок, коль сшибает в носок…»

                      Воспитатель: Огаркова Е.И.

https://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=31c917e0785bfe62634aa39b50b97614&n=33&h=215&w=215

Конспект ООД

«Хорош квасок, коль сшибает в носок…»

старшая группа

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: продолжать знакомить детей с «Русской избой», с народными обычаями, национальном напитке (квасе), блюде  русского народа (окрошке).  Воспитывать качества гостеприимных хозяев

Задачи приоритетной области:

  • воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские отношения  со сверстниками.
  • развивать положительную самооценку, добрые чувства, эмоциональную отзывчивость
  • обогащение представлений о семье, семейных традициях 
  • обогащать словарь пословицами, поговорками.

«Речевое развитие»

  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей

«Познавательное развитие»

  • рассказать историю кваса и его изготовления
  • .учить детей готовить окрошку
  • дать представление о растениях приправах к различным блюдам: смородине, мяте, малине, землянике.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • развивать представления  об особенностях литературы: о родах (фольклор), виде (пословицы загадки о русском национальном напитке-квасе, блюде -окрошке)

Предварительная работа:

  • беседа с детьми и родителями о домашнем опыте употребления кваса
  • беседа с детьми об истории возникновения русского кваса
  • рассматривание иллюстраций
  • разучивание поговорок, пословиц о русском квасе
  • ознакомление с ягодными культурами: малиной, смородиной, мятой
  • наблюдение за мятой на участке детского сада

Словарь: квас, квасник, закваска, солод, ботвинья, окрошка, толкушка

Организация и материал: занятия проводится в «Русской избе».

  • русские народные мелодии;
  • посуда для приготовления кваса, миски, ложки, ножи, кастрюля; белые фартуки и колпаки для детей и взрослых;
  • картинки с изображением кустов малины, черной смородины, мяты, земляники; свежие или сухие листья этих растений;
  •  ингредиенты для приготовления кваса: гуща подбитая (закваска, сухой хлебный квас, солод ( кипяченая вода для окрошки ,квас, вареные продукты: картофель в мундире, мясо, яйца, свежие огурцы, зеленый лук, укроп, петрушка); миски, толкушки;
  •  бокалы на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми и родителями о домашнем опыте употребления кваса
  • беседа с детьми об истории русского кваса
  • рассматривание иллюстраций
  • разучивание поговорок, пословиц о русском квасе.
  • ознакомление с ягодными культурами: малиной, смородиной, к                   клубникой и земляникой.

Ход ООД:

Дети входят в «Русскую избу», их встречает хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, милости просим! Я гостям всегда рада. Походите по моей избе, посмотрите и про все расскажите!

Дети рассказывают о назначении вещей, с которыми познакомились на других занятиях(прялка, сундук, сито, печь, самовар, посуда).

Хозяйка: Молодцы! Все-то вы знаете! Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили угощать пряниками, пирогами. Вас я тоже угощу. Напитком необыкновенным, питательным и ценным! (Предлагает в бокалах на подносе квас.) Сейчас жарко, и он будет ух как кстати!

Дети: (Пробуют). Этот напиток - квас.

Хозяйка: Молодцы! А я знаю, что вы с воспитателями беседовали о квасе, рассматривали картинки и иллюстрации. Кто мне расскажет, что это за напиток? Чем он полезен? Какой квас бывает? (Ответы детей).

Знаете ли вы пословицы, поговорки про квас?

Дети:- Русский квас Россию спас.

-Ешь щи с мясом, а не так хлеб с квасом.

-Хорош квасок, коль шибает в носок.

Хозяйка: Ай да молодцы! Как много вы знаете! С помощью кваса можно приготовить русское национальное блюдо - окрошку. Кто из вас знает, что это за блюдо? Из чего готовят окрошку? (Ответы детей.) Я угостила вас квасом, а сейчас научу делать квас и окрошку. Хотите научиться? А ваши мамы или бабушки дома делают квас? А вы помогаете готовить окрошку мамам, бабушкам? (Ответы детей).

 Хозяйка: Ну а сейчас вы станете моими помощниками. Для этого нам нужно вернуться в группу.

Дети с хозяйкой идут в групповую комнату, где на столах подготовлена посуда и все необходимое для приготовления окрошки.

Хозяйка: Чтобы сделать окрошку, надо сначала приготовить квас. Кто знает, из чего его делают?

Дети рассказывают, хозяйка и воспитатель помогают.

Хозяйка с помощью детей наливает в кастрюлю кипяченую воду и кладет в нее все необходимое для приготовления кваса: сахар, дрожжизакваску. Показывает картинки с изображением растений - вкусовых добавок. Уточняет их названия, дает понюхать листья растений, говорит, что в квас можно положить какую-нибудь одну добавку (квас с мятой или со смородиной). Дети выбирают добавку, хозяйка кладет листья в кастрюлю, накрывает ее и ставит в холодное место на 12-15 часов.

Хозяйка: А у меня уже есть квас, готовый к употреблению (показывает бутылки с квасом). Будем делать окрошку - холодный летний суп с квасом. Что нужно для окрошки? (Ответы детей). У нас есть картошка, вареное мясо, соль, сметана, зеленый лук, яйца - окрошка получится вкусной.

(Дети и взрослые надевают фартуки, колпаки, встают за столы).

Хозяйка: Ну а сейчас мы с вами будем готовить нашу окрошку. У вас на столах стоят уже готовые ингредиенты. Их нужно все положить вместе и помешать. Хозяйка и воспитатели помогают детям положить в миски яйца, мясо, огурцы, зелень. (Звучат русские народные мелодии в записи). Дети заканчивают работу, Готовую окрошку разливают в тарелки.

Хозяйка: Какие вы ребятушки молодцы! Хорошо справились с заданием, а теперь я приглашаю всех к столу! добавьте в готовую окрошку сметану и откушайте русское блюдо.

.

ОО «Познавательное развитие»

Конспект ООД

для детей старшей группы

«Экскурсия в музей «Русская изба»

Воспитатель: Огаркова Е.И

https://im1-tub-ua.yandex.net/i?id=95c829f147e81ae8cc7597a795cfdce1&n=33&h=215&w=314

Конспект ООД

«Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

старшая группа

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом, обычаями гостеприимства, с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи, к русскому фольклору

Задачи приоритетной образовательной области:

  • развивать представление детей о России, родном посёлке, вызвать эмоциональный отклик
  • поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности
  • обогащать  представления детей  о правилах взаимоотношения взрослых и детей

Задачи интеграционных образовательных областей:

«Речевое развитие»

  • Развивать соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
  • Обогащать  словарь детей за счёт расширения представлений

           о явлениях социальной жизни

« Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость
  • Воспитывать культуру поведения в общении
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • Обогащать «читательский» опыт детей за счёт произведений жанров фольклора (пословицы, загадки, закличками)
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание русской народной музыки, песен.

Обогащение словаря: миска. ухват, чугунок, веретено

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание хороводных песенрусских народных игр, танцев.

Ход ООД:

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашей группы, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол - избы.

-А для чего она нужна? (ответ детей).

-Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы.

- О печи в старину говорили так«Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

- В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Вот какую загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете?(Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак)был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.(Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок).

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

- Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия: - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашей группы «Русская изба».

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Используемая литература: Вахрушев А. А «здравствуй мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по хохломе.

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе«Золотая хохлома»...

НОД «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» старшая группа и подготовительная к школе группа Подмосковье.г.Красногорск 2015г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197624","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]          Открытый просмотр НОД п...

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла

Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...

Конспект «Золотая хохлома» Старшая группа

закрепить знания о происхождении хохломской росписи. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью и приемами ее выполнения.Воспитывать любовь к народному творчеству, изобразительному искуству.Восп...

Конспект зянятия в старшей группе Золотая хохлома

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.Программные задачи: Обучающие:Продолжать знакомить детей с народным искусство...

Конспект занятия по аппликации «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....

Конспект НООД в старшей группе "Золотая хохлома"

Конспект занятия по народно прикладному искуству. Обучение детей хохломской росписи....