Рекомендация Проведение индивидуальной работы с детьми в физическом воспитании
консультация по физкультуре
Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника учитывает разные стороны его двигательного развития. Он включает в себя комплекс методов и приемов, устанавливающих взаимосвязь между содержанием двигательного материала и индивидуальными особенностями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
рекомендации
Проведение индивидуальной работы с детьми в физическом воспитании
Диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей является основой индивидуального подхода в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
В физическом воспитании дошкольников критериями создания таких групп выступают разные показатели:
- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
- уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
Проведение руководителем физического воспитания индивидуальной работы с детьми на основе результатов диагностики физической подготовленности планируется во второй половине дня 2 раза в неделю.
Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья
На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I—II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы — больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.).
Дети второй и третьей групп (ослабленные) нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих процедурах.
Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности.
В систему индивидуальной работы с детьми в процессе их физического воспитания включается учет особенностей физической подготовленности. По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.
Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнений и страхи при выполнения упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручении.
Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризует неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазание и т.п.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения. А некоторые дети проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.
Дети третьей группы с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеют низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают определенную активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
Индивидуальная работа с детьми планируется во второй половине дня и предполагает учет индивидуальных особенностей их двигательного развития. Детям, отличающимся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков (кружковая работа с моторноодаренными детьми). Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (игры-соревнования, упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.).
В работе с детьми, имеющими средний и низкий уровень физической подготовленности, наряду с совершенствованием техники основных видов движений им могут предлагаться специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств, которые у них недостаточно развиты, способствующие общему физическому развитию (для детей с низким уровнем физической подготовленности). Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой физического воспитания. На прогулке особое внимание следует уделять развитию основных видов движений, для чего необходимо соединить условия для игр с движениями, чаще проводить, игры, во время которых все дети выполняли бы одинаковые упражнения с установкой на их качественное выполнение.
Осознанному выполнению детьми движений способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности. Для детей среднего и высокого уровня в объяснении нужно подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений.
Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором в характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.
Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования.
Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности
Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что даже при обычном наблюдении можно выделить детей средней, большой и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, четкие, целенаправленные.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя, и составляют от общего числа детей примерно четвертую-пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.
Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность — фактор риска для ребенка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.
Для детей разной подвижности имеются свои направления и методы коррекции. При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на "саморегуляцию", которая у них проявляется достаточно ярко.
Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше — важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча, отбиванию его от пола. Полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске). Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки — разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она был для детей интересной, непринужденной. Помогут в этом разнообразные физкультурные пособия, игрушки-двигатели. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот снимает утомление, активизирует память, мышление.
Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника учитывает разные стороны его двигательного развития. Он включает в себя комплекс методов и приемов, устанавливающих взаимосвязь между содержанием двигательного материала и индивидуальными особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический блокнот для педагогов «Познавательно-речевые рифмовки для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста». (картотека)
Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.Предложенные в статье логопеди...
Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...
Конспект проведения индивидуальной работы с детьми группы компенсирующей направленности
Автоматизация звука С...
Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию
Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и метод...
Индивидуальная работа с дошкольниками по физическому воспитанию.
Индивидуальная работа с детьми предполагает учет особенностей физического развития детей. Группа детей, отличающийся высокими показателями физической подготовки,полезны задания, направленные на с...
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"...
Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ
Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ...