Система работы с одарёнными детьми в ДОУ
статья на тему
Эссе на тему "Система работы с одарёнными детьми в ДОУ". В данной работе изложенна проблемма современности, как суметь правильно организовать и помочь раскрыться одарённым детям. Как не заглушить их таланты собственными амбициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Тему для своего эссе «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» я выбрала не случайно. В современное время встал острый вопрос проблемы одарённости, её выявления на ранних сроках развития детей. Допустим, что мы успешно выявили всех одарённых детей в отдельно взятом дошкольном учреждении, а дальше что? Это ещё самая малая часть данной проблемы, ведь обучение и воспитание таких детей требует определённых условий. Для начала рассмотрим понятия «Одарённость» и «Одарённый ребёнок», которые очень чётко изложены в рабочей концепции разработанной учёными Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Бабаева Ю.Д., докт. психол. наук, проф. Богоявленская Д. Б., докт. психол. наук, член-корр. РАН, проф. Брушлинский А.В. и др.
Итак, одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Исходя из определений мы видим, что одарённые дети требуют особого обучения, а это в свою очередь предполагает наличие специальной системы работы с такими детьми. Она должна быть тщательно выстроена, индивидуальна и ее реализация должна приходиться на более ранний срок, а именно дошкольный возраст.
Почему система работы с одарёнными детьми должна быть строго выстроена в ДОУ? Казалось бы, зачем она нужна? Педагоги в детском саду занимаются с детьми. Их творческому, физическому и интеллектуальному развитию способствует абсолютно всё: непосредственно образовательная деятельность (НОД), факультативы, окружающая и развивающая среда, игровая деятельность и т.д. К тому же статистика показывает, что в дошкольном возрасте процент одарённых детей составляет 98%. Это в первую очередь связано с тем, что в детском саду дети всё делают вместе. Как мне кажется, ещё потому, что в дошкольном учреждении не ставят оценки. Скажем так – дети находятся в равных условиях.
Но всё таки система работы с одарёнными детьми должна быть, во первых для того чтобы помочь им в психологическом плане, во вторых в развитии коммуникативных качеств (у многих одарённых детей слишком завышена самооценка или наоборот занижена, что серьёзно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками), в третьих чтобы не затормозить их развитие.
Систему дошкольных образовательных учреждений составляет, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ
1. Выявление одарённых и талантливых детей.
2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых детей.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей.
4. Поощрение одарённых детей.
5. Работа с педагогическим коллективом: обучение, консультации, семинары. Подбор методической литературы и т.д.
Конечно, никто не может с точностью сказать, что предложенная система является эталоном, так как сама по себе одарённость детей до сих пор изучается. В рабочей концепции одаренности говориться, что существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Оба утверждения имеют место быть, но я больше склоняюсь к тому, что одарёнными детьми рождаются абсолютно все дети. Могу привести несколько примеров из опыта моей работы. К нам в группу ходили уникальные дети, теперь они уже первоклассники. Одни рисовали, другие отличались умственными способностями, кто-то отличался в спортивных достижениях, а мне запомнился мальчик, у которого, на мой взгляд, присутствует эмоциональная одарённость. Он мог очень долго рассматривать одну травинку, небо, цвет глаз. Миша, так его зовут, отличается чрезвычайной чувствительностью, эмоциональностью, какой-то особой добротой, окружающий мир он видит по-своему. Хотя в других областях он особо не отличался, скорее отставал. А кто сказал, что гении должны учиться только отлично? Вспомним таких выдающихся людей, как: С.А. Пушкин, Менделеев, Л.В. Бетховен, А.П.Чехов, Б.Гейтс. Это лишь малая часть великих людей, которые плохо учились в школе, но внесли огромный вклад в историю и развитие всего человечества «без правильного образования».
Чтобы выстроить систему работы с одарёнными детьми в ДОУ, надо придерживаться следующих целей, предложенных в рабочей концепции одарённости:
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
При написании эссе я опиралась на рабочую концепцию одарённости. Прочитав её от и до, я поняла, насколько не совершенна наша система образования. И наконец-то правительство забило тревогу по данной проблеме. Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок имеет талант (талант – это социально проявленная одарённость), он хочет и может хорошо учиться, но в силу некоторых обстоятельств его глушат, прогибают под общепринятые рамки. Я, конечно, немного отклонилась от заявленной темы, но давайте вспомним о тех детях, которые вынужденны были оставить свою мечту из-за финансовой несостоятельности их семей. Буквально 10-15 лет назад дети из простых семей не могли получить желаемого образования, так как родители не в состоянии были оплатить учёбу. За каждый экзамен надо было платить энную сумму денег. Причём на сегодняшний день эта ситуация повторяется. Очень трудно поступить в хороший ВУЗ ребёнку, чьи родители не имеют дружеских отношений в образовательной среде или достаточного колличества денег. Или такой пример, девочка мечтает стать художником, а авторитарная мама говорит: «Поступай на учителя - художники мало зарабатывают». Очень часто родители направляют своего ребёнка в том направлении, в котором они сами не смогли достичь успеха, о чём сами мечтали в детстве. Круг замыкается, пока мы, наконец, не поймём, что каждый ребёнок, каждый человек уникален. Нам надо только помочь юному дарованию в выбранном пути.
Я считаю выбранная мною тема, весьма актуальна. Надо развивать систему работы с одарёнными детьми. Сюда входит подготовка специалистов, родителей, руководства ДОУ. И самое главное её надо начинать с дошкольного образования. Не зря говорят, что достичь успеха можно следуя детской мечте, потому, что ребёнок на уровне подсознания чувствует свои способности. Задача взрослых вовремя распознать и помочь развить одарённость ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...
Выступление на пед. совете с презентацией: "Система работы с одарёнными детьми в ДОО в условиях группы "Почемучки""
vВыявление одаренных детей, с использованием различных диагностик;vИспользование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности;vИспользование различных фо...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...
Консультация "Система работы с одарёнными детьми"
Формы, методы работы воспитатель предоставляет для выявления одарённых детей....
«Система работы с одарёнными детьми в условиях ДОУ»
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо во...
Система работы с одарёнными детьми
Каждый ребёнок, приходящий в этот мир – это ценный росток, за которым нужно ухаживать, растить и развивать, чтобы увидеть его индивидуальность, задатки и способности.Доказано, что каждый ребенок...