Воспитатние на традициях чувашского народа
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Алёнушка»
Творческий проект
Воспитание здорового ребенка
на традициях чувашского народа через подвижные игры
Выполнила:
воспитатель
Градобоева Л.П.
г. Шумерля
Содержание проекта
1. Введение
2. Актуальность проблемы
3. Анализ внешней среды
4. Анализ внутренней среды
5. Динамика здоровья детей
6. Постановка проблемы
7. Дерево проблем
8. Концептуализация
9. Ожидаемые результаты
10. Цель проекта. Задачи
11. Пути реализации
12. Реализации проекта
13. Мониторинг проекта
14. Заключительная часть
Введение
“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен.
Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.…
Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями? Одним из путей решения этой проблемы занимает физическая культура.
Физическая культура занимает важное место в воспитании развитой личности. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность, привитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мировоззрения. Физическое воспитание складывается из таких составляющих, как физический труд, умеренное питание, народные игры, доступные формы отдыха.
Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно – нравственном становлении подрастающего поколения, готовили к практической трудовой деятельности. Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие – приучали к сообразительности, концентрации внимания.
Актуальность
Формирование личности и поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой. В последнее время ведется много исследований, посвященных физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Решаются проблемы по укреплением здоровья, повышением иммунитета, физическим совершенствованием. Особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.
Одним из таких средств на мой взгляд является необходимость использования в воспитании здорового образа чувашские национальные подвижные игры.
В народных играх ярко отражались быт, труд, национальные устои, представление о мироздании, времени и пространства.
Игры детей тесно связаны с трудовыми действиями, многие из них перестали в труд или являлись следствием труда. Народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены, игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют. В третьих сюжет и действия играющих обусловлена текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
В национальных играх много песен и потешек, веселых считалок и жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный неповторимый игровой фольклор. Ознакомление детей с чувашскими играми рекомендуется осуществлять на основе комплексного метода. На первом этапе воспитатель ставит целью развитие познавательного интереса к чувашским национальным играм.
Назначение
Проект предназначен для всех детей ДОУ, педагогам, родителям.
Разработчик
Воспитатель МДОУ д/с №18 «Аленушка» Градобоева Л.П.
Участники
Дети всех возрастов ДОУ, воспитатели, младшие воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, администрация учреждения, родители.
Цель
- забота о здоровье детей, оздоровление и укрепление организма детей, формирование начал национального самопознание через физическое воспитание.
Задачи:
- укрепление здоровья детей, развитие интереса к физической культуре на основе подвижных игр, физкультурных занятий по сюжетам чувашских сказок.
- приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского народа,
развитие творческих проявлений.
- обогащение двигательной деятельности дошкольников чувашскими подвижными играми
Анализ внешней среды
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания. Президент России Д.Медведев Президент Чувашии Н.Федоров большое внимание уделяют формированию здорового образа жизни молодежи. Целенаправленную работу проводят по созданию системы физического воспитания детей дошкольного возраста ЧРИО. Разработана технология культурно-гигиенического воспитания дошкольников; издаются учебно-методические пособия по воспитанию здорового ребенка на традициях чувашского народа и мн.др. Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В.Никольского готовит специалистов дошкольного образования с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста» и с дополнительной специализацией: инструктор по физической культуре. Использовании в воспитании народных традиций. | Неблагоприятная экологическая среда (район ЖД, автовокзал, рост в последнее время автотранспорта, большое количество индивидуальных гаражей.) отсутствие секций и кружков социально-культурного и спортивного назначения для детей дошкольного возраста. Наличие спортивных клубов, спортивных секций не всегда доступны каждой семье, из – за высокой платы. Большое число населения находящиеся за чертой бедности. Большое число безработных. Вынужденные выезды родителей в другие города на работу. Увлечение молодежи алкоголем, большое количество курящих, как среди мужчин, так и женщин, особенно молодых. Молодые родители мало уделяют времени воспитанию детей, полностью передоверяя на дошкольные и общеобразовательные учреждения ;тем самым не являются примером для подражания для своих детей. |
Народные подвижные игры
Задачей I раздела «Народные подвижные игры» является обогащение содержания двигательной деятельности дошкольников чувашскими народными подвижными играми. Их освоение происходит в три этапа: познавательный, основной, творческий.
На первом этапе дети знакомятся с историей возникновения игр, традициями, обрядами. В содержание познавательных занятий включается чувашская речь, используется краеведческий материал и произведения национальной культуры: картины, репродукции чувашских художников, песни, музыка, фольклор, слайды и др.
По детской игре дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Игра «Стрельба из лука» доносит до нас отвагу, меткость, смелость, чуваша-война охотника. Игры «В лошадку» и «На пахоте» рассказывают, что наши предки занимались земледелием. Через игры, праздники из поколения в поколение передавались лучшие национальные традиции.
Основной этап предполагает разучивание игр, словесное сопровождение на чувашском языке (считалки, жеребьевки, зачины), объяснение содержания, правил игры. Подобранные подвижные игры, можно выделить в следующие группы:
- Истинно народные игры. Это игры, которые дошли дот нашего времени без изменений. Чувашские народные игры просты, незатейливы, не требуют дополнительной подготовки атрибутов. Изучая первоисточники, нас удивила находчивость, смекалка крестьянских детей. Их игры связанны с забавами, весельем, смехом. Именно поэтому мы хотим, научит современных ребят, чтобы они к 6-7 годам сами могли организовать интересную игру и вместе с тем, полезную для физического и интеллектуального развития. Это такие игры, как «Нитка с иголкой», «Сердитые теленок», «Метание глины».
Адаптированные к современным условиям: «Прокатимся с горки», «Волк и заяц», «Краски».
Музыкальные игры и хороводы: включают элементы чувашских танцев: хороводный шаг, притопы, «змейка», «гармошка». С помощью танцевальных движений дети учатся выразительно передовать, различные отношения, настроение, характер национального танца. Используется музыка современных композиторов, народные мелодии, детские музыкальные инструменты. «Зовем Мишку», «Кот Васька», «Выйди Ваня».
Примерный перечень подвижных
Чувашских народных игр.
Истинно народные игры | Адаптированные к современным условиям | Музыкальные игры хороводы | |
Средняя группа | «В лошадки» - бег «Не спи» - с мячом «В лошадку» - бег | «угадай меня» «Игра с камушками» «Тук – тук » | «Ходит Ваня» «Заяц сидит» |
Старшая группа | «В краски» - бег «Колобок» - с мячом «Чушка» - метание «В свеклу» - на силу выносливости «В курицу» - бег | «В кузнеца» - бег «Забавы с камешками, палочками» - метание «Лиса в курятнике» -бег «В молочный жбан» - бег «В жгуты» - бег | «В лебедей» «Золотые ворота» «Мишу зову» «Выйди Ваня» «Коза» |
Подгото- Вительная группа | «В царя» - на силу и выносливость «Палочки» - метание «Что делаешь» - с мячом «Лесной стражник» - бег «Утки» - ходьба в присядку «Лапта» - метание в цель. | «Водяной медведь» -бег «В пожар» - бег «Замри» «Палочка выручалочка» | «Надень тухью» «В ловишки» «Я знаю пять имен» «Вспахали посеяли» «Танцевальная мелодия» «Тук-тук» |
На основном творческом этапе воспитатель подводит детей к придумыванию новых правил и вариантов игр, изготовление пособий и атрибутов. Дети сами меняют условия, количество играющих и водящих игроков, использую игрушки заменители.
В детской фантазии объединились две группы: «Колобок» и «Что делаешь? ». получилась новая интересная игра, которую дети назвали «Дедушка». Дети сидят в кругу, перекатывают мяч друк к другу, задают вопросы, а мудрый дед отвечает.
Создание проектных мероприятий
Средняя группа
№ | Разделы | Содержание | Подвижные игры |
1 | Сюжетные физкультурные занятия | «Путешествие в страну чудес» «Девушка на луне» | «Мулкачла» (в зайцев) |
Старшая группа
№ | Разделы | Содержание | Подвижные игры |
1 | Сюжетные физкультурные занятия | «Пурнеске спешит на помощь» | «Лашалла» (в ладошки) «Мен таватан?» (что делаешь) «Сереем ватса вир акрам» (вспахали, посеяли) |
Выпускная группа:
№ | Разделы | Содержание | Подвижные игры |
1 2 3 4 | Познавательные занятия Сюжетно физкультурные занятия Развлечения Праздник | «В гостях у бабушки и дедушки» Прослушивание сказок, легенд; Рассматривание книг, иллюстраций народных сказок; Изодеятельность по знакомым чувашским сказкам и легендам. «Путешествие на луну» «Юманпа Чадух» «Бабушкины сказки» «Акатуй» | «Уйахпа хевеле» (луна и солнце) «Хевеле» (в солнце) «Ухапа пемеле» (стрельба из лука) «Патшалла» (в царя) «Патарла» (в боготыря) «Йава» (колобок) «Кайкала» (в птицу) «Лашалла» (в ладошки) «Мен таватан?» (что делаешь) «Сереем ватса вир акрам» (вспахали, посеяли) |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Алёнушка»
Конспект
Физкультурного занятия на основе
чувашских подвижных игр
«Путешествие в необычайный лес»
г. Шумерля
Программное содержание: Укрепить мышцы стоп, приучать прыгать детей на сенсорных мячах, сохраняя равновесие закрепить умение бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, формировать интерес к народным играм.
Оборудование: кубики, набивные мячи, сенсорные мячи.
Ход: Прилет сороки,
Сорока: Чак - чак - чакак - «сире сыру» - вам письмо, вас приглашают в «чудесный» лес. Дети входят в физкультурный зал, читают письмо.
Воспитатель: Ребята вы согласны отправиться в «чудесный» лес в путешествие. Чтобы дойти до чудес, нам необходимо преодолеть много препятствий: ходьба, бег, ходьба с препятствиями по кочкам, камушкам, медленный бег, ходьба.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Высокие и низкие деревья» (Пысак тата печек йывассем), вылапар-и?
Дети: Вылапар.
Воспитатель: Вот мы с вами долго шли и дошли до болота, чтобы попасть в необычный «чудесный» лес надо пройти через болото и мост, (спрыгивание на набивные мячи, пролезание через скамейку).
Воспитатель: Посмотрите, ребята мы с вами попали в «чудесный» лес. Нас здесь встречают веселые человечки. Давайте с ними поиграем.
(Игра «прыжки на мячах, выполняя хлопки над головой), лежа на животе выполнить перекаты, поочередно упираясь руками, ногами. (Дети сидят в кругу, катая мяч друг, другу).
Воспитатель: Пришли мы с вами на опушку леса. Поиграем в игру «Волк и зайцы» (Воспитатель запевает песню и показывает движения). Вдруг появляется волк. Все зайчишки разбегаются и прячутся в домике, а волк догоняет их. Молодцы. Вы ловкие и смелые никто не попался в лапы волка.
Воспитатель: Ребята построимся в круг, выберем считалкой водящего. Поиграем еще в одну интересную игру «Тух - ха Ванюк урама». Дети водят хоровод под песню «Тух - ха Ванюк урама»- водящий в центре круга. После песни говорит «Сирелер». (Разойдитесь) ловит детей. Все разбегаются в разные стороны (игра повторяется 2 раза)
Воспитатель: пришло время отдыхать. Дети давайте посмотрим, друг на друга скажем такие слова и выполняем следующие движения.
«Ручки мои, будьте сильными,
Ножки мои будьте быстрыми,
Сердечко мое работай хорошо, ритмично
И ты будешь веселым, здоровым, добрым
Улыбнемся друг, другу».
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем спасибо лесовику за такое интересное путешествие. Дети: До свидания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Алёнушка»
Конспект
Физкультурное занятие
на основе чувашской сказки
«Юман и Чадух»
(Богатырь и колдун)
г. Шумерля
Программное содержание: учить детей чувашским танцевальным движениям «припадание», «гармошка»; упражнять в прыжках с продвижением на мячах «Хоп», перепрыгивание с батута на батут, подлезании под несколькими пособиями подряд; формировать интерес к старинным народным играм; развивать внимательность, чуткость во взаимоотношениях с окружающими.
Оборудование: 2 батута, тоннель, мячи «Хоп», ребристая доска, геометрические фигуры для коррекции плоскостопия.
Персонажи: куклы Девушка-птица, Батыр, Старик, Конь, Колокольчик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В физкультурном зале перед ширмой кукольного театра на пеньке сидит старик. В зал входят дети. Ванюк подходит к опечаленному старику.
ВАНЮК: здравствуй дедушка! Как твое здоровье?
СТАРИК: Хорошо, спасибо.
ВАНЮК: Что ты пригорюнился, старче?
СТАРИК: Злой старик Чадух забрал сына Юмана и отдаст он мне сына тогда, когда я выполню три его задания. Я старый, слабый, боюсь, что не справлюсь сам, помогите мне ребята. Вы идите на поляну, где стоит могучий дуб, на той поляне и узнаете первое задание.
I Дети пролезают через тоннель, выполняя упражнения «гусеница», «паук», ходьба, подскоки, боковой галоп, бег змейкой, ходьба; построение в два звена.
II Общеразвивающие упражнения с использованием элементов чувашского танца.
1. «Притопы», и.п. основная стойка, ноги вместе, руки опущены; в притопы с подниманием рук через стороны вверх, плавно опустить вниз (браз).
2. «Достань платочек», и.п. стоя на коленях, в руках платочки; 1-2-3-поворот
вправо (влево), положить платочек, 4- и. п. (6 раз).
3. «Загораживание от злых духов», и. п. - основная стойка; выставление ног
поочередно перед собой на пятку, одна рука у лица, другая вытянута в сторону (8 раз).
4. «Припадание», и. п. - ноги в 3 позиции, одна рука у лица, другая вытянута в сторону; кружение с припаданием (8 раз).
5. «Гармошка», и. п. - руки на поясе, ноги вместе; положение в сторону, носки-пятки (по три раза в каждую сторону).
6. «Хлопки», и. п. - основная стойка; поднять правую ногу и хлопнуть правой
рукой о колено, то же левой (8 раз).
7. «Прыжки», и.п. для мальчиков; сидя на корточках, руки на поясе;
поочередное выставление ног вперед (8 раз); для девочек: пятки вмести, носки врозь, руки опущены; прыжки с поочередно выставлением ног вперед (8 раз).
8. «Притопы», и. п. - основная стойка; 1-2-3 - притопы, 4 - поднять правое
(левое) калено (8 раз).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы справились с первым заданием старичок.
На ширме кукольного театра поляна, около дуба сидит старик.
СТАРИК: Теперь надо пройти через дремучий лес к замку Чадуха.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтобы быстрее найти дорогу, надо разделиться на три команды. (Дети расставляют оборудование: мячи «Хоп», тоннель и мостики, ребристую доску, батуты.)
Первая команда выполняет движения с продвижением на мячах «Хоп» (2 раза по 4 метра).
Вторая команда выполняет подлезание под мостами левым, правым боком, пролезание в тоннель на четвереньках, ходьба по ребристой доске (2 раза).
Третья команда выполняет перепрыгивание с батута на батут с активным взмахом рук вперед-вверх и подтягиванием колен к груди (3 раза).Команды меняются местами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы выполнили два задания, поиграем в чувашскую игру. Ванюк выбирает водящих чувашской считалкой.
III Подвижная игра: «Луна и солнце»
СТАРИК: Чадух, Чадух, где мой сын?
ЧАДУХ: Он в этом зале только я его заколдовал. Попробуйте наитии, (девушка-птица). Дети находят колокольчик, приносят его Чудаху, а он превращает его в коня. Дети догадываются, что дуб на ширме - это и есть сын.
СТАРИК: Вот мой сын! Молодцы ребята! Помогли мне найти сына. Смелые вы! Радостные дети поют песню («красиво»), выходят из зала.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №18 «Алёнушка»
Конспект
Физкультурное занятие
«Путешествие на луну»
г. Шумерля
Программное содержание: Учить детей выполнять новыми способами знакомые движение. Осваивать новую ходьбу с перекатом с пятки на носок.
Продолжать учить детей выполнению ритмических упражнений. Развивать быстроту, ловкость, точность при выполнении движений. Творчество формировать интерес к народным играм. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Индивидуальная работа: Обратить внимание на Соню, Настю, взмахнули правильно мешочками вдаль одной рукой.
Предшествующая работа: Чтение сказок, легенды «Девушка на луне», Рассматривание иллюстраций; Чтение рассказов о А.Г.Николаеве; Игры в свободное время.
Материал: чувашские головные повязки; обручи, султанчики на каждого ребёнка. Скамейки и мешочки на каждого ребёнка.
Ход: Воспитатель: Ребята, равняйсь, смирно Загадка: «Ночью по небу гуляю
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной
А зовут меня ...» (Луной).
Воспитатель: Правильно ребята. Из какой это легенды?
Правильно «Девушка на луне»
-Ребята, На чём можно полететь на луну?
Дети: На космическом корабле.
Воспитатель: Представьте, что это космический корабль, каждый занимает своё место.
Полетели (руки вверх, вниз)
Воспитатель: Посмотрите ребята в иллюминатор – это же луна. Я предлагаю покинуть своё кресло и обследовать луну.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая неровная поверхность, идем, высоко поднимая колени, а здесь идем на носочках и, чтобы привлечь внимание жителей луны прихлопываем, а теперь идём с перекатом с пятки на носок, а вот на пути лунное озеро, чтобы его пройти мы должны идти широким шагом и, перешагивая высоко поднимаем колени, идем обычной ходьбой, ой ребята вдали засветились звёзды, то здесь то там побежали змейкой, идём обычной ходьбой.
-Ребята посмотрите, там появилась девочка-это, наверное, та самая Лунянка о которой мы читали в легенде. Она хочет с нами потанцевать.
Воспитатель: Взяли султанчики, приготовились. (звучит музыка, начинается танец.)
1.И.П.: стоя, руки свободные, ноги чуть-чуть расставлены. Наклоны головы вправо-влево, вперёд- назад.
2.И.п.: стоя. Движение плечами ,поднимая то правую .то левую ногу.
З.И.п.: стоя, руки свободные. Движение плечами попеременно вверх-вниз.
4.И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Подтягиваемся за руками то влево-то вправо, с приседанием.
5.И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Наклоны вправо, вперед, влево.
6. И.п.: стоя, то же. Ходьба на месте, не поднимая ног с носках.
7.И. п.: стоя, руки в стороны. Наклон, приседание, обхватывая колени.
8.И.п.: подскоки, руки свободные.
9.И.п.: прыжки скрещиванием рук вперёд над головой, ходьба чередуется с прыжками.
10.И.п. сидя, упор сзади, ноги согнуты. Не отрывая носков ног от пола, опускаем и поднимаем пятки. (вместе и поочерёдно)
12.И.п.: лёжа на животе. Упор на локтях, руки вытянуты в локтях. Поочерёдно сгибаем и разгибаем ноги.
13.И.п.: Лёжа на спине. Перекат со спины на живот.
Танцевальные движения.
Воспитатель: Сели по-турецки восстанавливаем дыхание. - А всё же интересно из чего же состоит поверхность луны.
о.в. д.
1.Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом.
2.Прыжки из обруча в обруч.
3.Ползание на животе по скамейке.
4.Бросание мешочков в даль.
Лунянка: - Мне очень понравилось, как вы выполняли упражнения. Я с вами хочу поиграть в одну чув.игру,которую любил играть А.Г.Николаев, называется она „Уголки"
Дети: Спасибо тебе за интересную игру.
Воспитатель: Молодцы ребята, нам пора прощаться, нам очень понравилось на луне.
Дети: До свидания.
(сели на ракеты; полетели на землю.)
Воспитатель: Ну, вот и на земле.
-У нас состоялся очень интересный полёт на луну, я с удовольствием путешествовала в месте с вами.
Литература:
1.Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду.
2.Новые подходы к обновлению содержание дошкольного образование в Чувашской Республике.
3.Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа.
( Махалова И.В., Николаева Е. И.)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №18 «Алёнушка»
Конспект
Физкультурного занятия на основе
чувашских подвижных игр
по сказке «Иван – простак»
г. Шумерля
Программное содержание: Укреплять мышцы стоп. Закрепить умение бегать друг за другом, не наталкиваясь друг на друга. Развивать творчество у детей.. Формировать интерес к народным играм.
Оборудование: Тоннель, мячи, кубики, платочек, скамейки .
Индивидуальная работа: 0братить внимание на осанку во время бега и ходьбы на Рому В.
Предварительная работа: Чтение сказок и легенд; -рассматривание иллюстраций по чувашским сказкам, чувашские игры.
Ход. Звучит чувашская музыка. Дети при входе в зал увидели мальчика.
Воспитатель. Ребята кто это идёт?
Дети. Иван.
Воспитатель. Иван ты куда путь держишь?
Иван. Иду куда глаза глядят.
Воспитатель. Не хочешь -ли ты нас с собой взять? Мы тебе поможем, правда ребята?
Дети. Возьми нас с собой.
Иван. Пойдём со мной.
Воспитатель. Нам предстоит трудная дорога. Придётся преодолеть много трудного. (Полоса препятствий)
Воспитатель. Ребята давайте поиграем народную игру «Города»
Молодцы ребята. Нам предстоит идти дальше. Идём через кубики, по канату, по чуркам, по бревну, лёгкий бег, дыхательные упражнения. Ребята давайте поиграем в игру «Лепёшки», ну вот идём ребята дальше .прыжки через «болота» кубы.
Дыхательное упражнение.
Ребята посмотрите, здесь нас ждёт ещё одно задание. Препятствие мы должны перейти по скамейке, прыгать с кочки на кочку, проползать на спине по скамейке, подлезать под дугу, бег лёгкий, дыхательное упражнение.
Ребята посмотрите, далеко пасется стадо овец – это наверно стадо царя. Давайте поиграем в игру «Пастухи и овцы». Жеребьёвкой выберем пастуха и овец. У кого палочка короче те будут пастухами, у кого чёрный конец те будут овечками. Молодцы ребята, идём дальше.
(бег лёгкий, прыжки через скакалку, через кубики.)
Посмотрите где -то далеко находится «Змей Горыныч» поиграем в «Змея Горыныча»
Воспитатель. Давайте делится на 2 команды. Игра «Змей Горыныч»
Ну вот, победили мы Змея, нам идти дальше. (Упражнение на дыхание)
Воспитатель. Ребята досмотрите река течёт, но моста нет, как же мы перейдём реку. Давайте построим мост. Женя и Рома постройте мост.
Поиграем в народную игру «Перепрыгни» (сиксе кас) (садимся выпрямляя ноги, а остальные по очереди прыгают через ноги водящих. Водящие пятнают момент прыжка, сгибать ноги в коленях не должны.)
Молодцы все перешли реку. Идём дальше побежали ребята.
Воспитатель: Посмотрите, я нашла платочек. Это наверно платочек у Плаги. Давайте поиграем платочком, надо выбирать ведущего. Кто сосчитает считалку. Настя посчитай.
Ванюк тухна урама Ыратарна урине
Ап-ап-ап-ап Ыраттарна урине.
Настя будет ведущим. Настя вот тебе платочек, остальные встаём в круг. Молодцы! Вам понравилась игра? Все у нас ловкие, смелые.
Ванюк. Тавтапус ачасем. Вы меня помогли, не оставили одного в трудную минуту. Давайте на прощанье с вами потанцуем.
Воспитатель. Давайте потанцуем «Ванюк тух-ха урама»
Дети. Потанцуем.
(Под чувашскую музыку игра «Ванюк тух-ха урама»)
Ванюк. Тавтапус ачасем. Сыва пулар.
Воспитатель и Дети. Сыва пул Ванюк.
Воспитатель. Ну а нам пора в детский сад. Вам понравилась наше путешествие по сказке «Иван-Простак»
(по волшебной дороге возвращаемся в детский сад.)
Консультация на тему:
«Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»
Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования.
У чувашских крестьян была продуманная организация физического воспитания подрастающего поколения. Оно было направлено на решение трех основных задач: продление жизни, сохранение здоровья и трудоспособности, выработку моральных и волевых качеств. Физическое воспитание при этом складывалось из таких составляющих, как физический труд, умеренное питание, народные игрища, доступные формы отдыха.
О физическом (воспитании) развитии потомства чуваши начинали заботиться очень рано, забота о ребенке начиналась, когда он еще был в утробе матери. В период беременности женщинам рекомендовалось избегать ссор, конфликтных ситуаций.
Через несколько часов после родов произносились благопожелания новорожденному. На обед приглашали соседей, и произносили поздравительную молитву: «Подай младенцу здоровье, долгой жизни и счастья. Пусть его жизнь будет долгой, пусть станет он большим и высоким». До года главная роль в воспитании принадлежала матери.
В последующем наиболее распространенным средством воспитания детей были игры и физические упражнения на воздухе. Мальчики с раннего возраста упражнялись в борьбе. С большим удовольствием дети занимались акробатическими упражнениями.
Особое место в физическом воспитании детей занимало катание зимой на санках, лыжах и коньках.
Дети самостоятельно сооружали зимние карусели, ледяные горки, участвовали в изготовлении санок, лыж, коньков.
Ограниченность свободного времени, постоянная занятость делом превращали труд в одно из самых важных и наиболее распространенных средств физического воспитания подрастающего поколения. Детям и молодежи постоянно внушалось, что здоровье нужно для трудовой деятельности, что вне труда нет здоровья: «Нет лучше, чем закаляться в труде».
С 6-7 лет у крестьянских детей начиналась практическая трудовая деятельность. Чуваши полагали: «У семилетнего должно быть семь друзей, семь ремесел, а дум семижды семь. Доброму же молодцу и семидесяти семи умений мало».
Первоначальными видами детского труда были развитие формы самообслуживания. Дети самостоятельно одевались и раздевались, убирали за собой, чинили лапти. У чувашских крестьян известна заповедь: «Держи гусей, пусть малым деткам работа будет».
Время праздников и обрядов было самым желанным и долгожданным для детей. Именно в это время проводились игрища с многочисленными состязаниями.
В южных районах Чувашии традиционными были состязания в беге, известными под названием сёрен. В глубокой древности это был праздник нравственного и физического самоочищения, связанный с пробуждением и обновлением природы. Забота о здоровье проявлялась в символическом изгнании из человека болезней. В программе сёрен как обязательный компонент включали прыжки через костер. Огонь, по поверьям чувашей, содействовал очищению от болезней и служил средством нравственного самоочищения.
Особенно много игр и состязаний проводилось во время праздника, а ка туй, который являлся своеобразной проверкой постановки физического воспитания чувашского народа. В обязательную программу акатуя входили конные скачки, борьба, поднятие тяжестей, перетягивание каната, бег в мешках, бой на бревне, шуточные игры.
Забота о воспитании детей предполагала постоянный контроль и руководство со стороны взрослых и наиболее ярко проявлялась в выделении общинного педагога, отвечающего за детскую среду. В чувашской педагогике он получил название «ребячий пастух», (ага пётус). Ребячий пастух имел разнообразные способности и умения, знал много легенд, пословиц и поговорок.
Эти педагогические традиции чувашского народа в воспитании здорового поколения имеют много общего с традициями татар, мордвы, марийцев, удмуртов и башкир. Устойчивые традиции, поддерживаемые взрослыми, ставили детей в условие, в которых физическое воспитание становилось организованным и целенаправленным, Тем самым обеспечивалась формирование крепкого, закаленного жизнерадостного и трудоспособного поколения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №18 «Алёнушка»
Конспект
Физкультурного занятия на основе
чувашских подвижных игр
«Путешествие в страну чудес»
г. Шумерля
Программное содержание: Развивать и совершенствовать двигательные умение и навыки детей.
-упражнять в разных видах ходьбы (на носках, с высоким подниманием колен) и бега 9с остановкой по сигналу, в рассыпную)
-упражнять в прыжках через предметы
-развивать желание заниматься на больших гимнастических мячах
-вызвать у детей интерес к народным играм
-способствовать развитию творчества в передаче образа животных (зайца, волка)
Материал к занятию: туннель гимнастические мячи на каждого ребёнка, набивные мячи, 2 резиновых мяча.
Ход занятия:
Вводная часть: (Дети находиться в зале) Ю. Паттар: Ыра кун ачасем Дети: ыра кун
Ю. Паттар: Я Юман Паттар, чувашский богатырь. Вы хотите быть сильными и здоровыми
Дети: Да
Ю. Паттар: Я вам предлагаю сегодня отправиться со мной в страну чудес. Чтобы попасть в страну чудес нам необходимо преодолеть много препятствий. Но, ребята, в страну чудес не просто попасть нужно, произносить волшебные слова, ребята вы знаете что это? (лапоть) правильно, а по-чувашски (сапата). Это не простой лапоть, а волшебный. При помощи этого лапотя мы можем попасть в страну чудес, только надо произносить волшебные слова:
Сапата, Сапата Эс асамла Сапата
Катартсам пире сул, Аста асамла тенче?
(покружились и пошли туда, куда показывает лапоть)
-Ходьба обычная, на носочках, с высоким подниманием колен. Бег по кругу, в рассыпную, с остановкой по сигналу, ходьба с дыхательными упражнениями.
Основная часть:
Ю.Паттар: Шли-шли мы с вами, и дошли до волшебных ворот. Нам надо пройти через туннель и выполнить прыжки через кочки.
Ю.Паттар: Вот мы и попали в страну чудес и нас встречают «весёлые человечки». Давайте с ними познакомимся и поиграем. (выкатывают из-за ширмы гимнастические мячи) (упражнение с гимнастическими мячами)
1 .И.п.: сидя на мяче, руки согнуты в локтях кисти в кулак к плечам. Легкие покачивание на мяче, одновременно поднимая локти до уровня плеч. 4-5 р.
2.И.п.: сидя на мяче, руки согнуты в локтях, поднимание то правую, то левую руку вверх. Лёгкие покачивание на мяче. 4-5р.
З.И.п.:.сидя на мяче, руки согнуты в локтях. Выполняются энергичные движение руками, как при ходьбе, с постепенным увеличением темпа и амплитуды движений.
4.И п.:.сидя на мяче, руки, на поясе. Повороты туловища в право-в лево. 4-5р.
5.И.п.:.сидя на мяче, голова опущена внизу. Отвести руки назад, соединить лопатки, поднять голову. Руки от мяча не отрывать.
6.И.п.:.сидя на мяче, прыжки на мяче, на месте.
Ю.Паттар: Молодцы ребята, вам понравилось играть с весёлыми человечками, а сейчас проводим их домой. (дети, ползая на четвереньках с опорой на предплечье и колени, толкают головой мячи за ширму)
Ю.Паттар: А сейчас поиграем с мячами. (П. игра «Мячики»)
1 .Дети сидят по кругу на полу и передают мяч друг другу.(1 мин.)
2. А сейчас передаём два мяча по кругу (1 мин.)
З.А сейчас поиграем с мячом ногами друг другу.(1 мин)
Ю.ПаттаргМы поиграли с весёлыми мячами. Пойдем далыпе. Посмотрите, недалеко растёт необычный лес. Там живут говорящие и поющие звери. Давайте встретимся с ними, поиграем. (Дети идут друг за другом по залу.)
Ю.Паттар: Вот мы и пришли на опушку леса. Посмотрите,нас встречает мама-зайчиха. Ребята она напугана, вся дрожит. Кого ты боишься, зайчиха?
ЗайчихагЯ его так боюсь, не могу даже назвать. Лучше я загадкой скажу: «Хвост колотушкой, а зубами стучит».
Ю.Паттар: Ребята покажите отгадку движением. Правильно, это-волк. Зайчиха, не бойся волка.3айцы, всегда были быстрыми, ловко запутывали следы. Давйте поиграем в п. игру «Зайчата» (мулкач сурисем)
Зайчиха: Прыгайте, играйте зайчата. (вместе поют): Мулкач ларать пашкаса,
Ик халхине вылятса
Ак сапла, ак сапла
Ик халхине вылятса.
(дети садятся на корточки, приставляют ладошки к голове и двигают ими в такт словам)
Тусеймере сиввине, Ашатать вал тяппине.
Ак сапла, ак сапла Ашатать вал тяппине.
(дети встают и хлопают в ладошки, а потом похлопывают себе по плечам).
Сиверех анна тама Вал пус, ларе ташлама
Ак сапла, ак дапла Вал пусларе ташлама.
(дети подпрыгивают па месте).
Зайчиха: Хвост трубой
Зубами щёлк
Идёт волк!
Волк: Я волчище, волк плохой Коль голодный то плохой. У-У-У
(волк выбегает из укрытия и ловит зайцев, (повторяется 2-Зраза)
Ю.Паттар: Мама-зайчиха, а в какие игры любят играть твои детки? Давайте поиграем в эту игру.
П.игру «Расходитесь» среди играков выбирается ведущий, остальные встают в круг и водят хоровод. Водящего выбирают считалкой., Вася каина вармана
Пословицы и поговорки
Сывлах – сын телейе Здоровье – это счастье.
Пуса сывлах пултар. Здоровье – всему голова.
Сывлах пурлахран хакла. Здоровье дороже богатства.
Пуян – пуян мар, сывлахли пуян. Богатство – не богатство,
здоровье – богатство.
Сыва пулсан ытти пулать. Здоров будешь – все будет.
Сывлаха сутан илме сук. Здоровье за деньги не купишь.
Сывлархан хакли ним те сук. Дороже здоровья ничего нет.
Сывлаха сутан илеймен – ана Здоровье не купишь –его разум дарит.
ас парнелет.
Сывлах начар пулсан, чунпа Здоровьем слаб, так и духом не герой.
пуян пулайман.
Сирепен емере варам пулна. У крепкого человека век долгий.
Пу епле, емер сапла килет. Каков человек телом, таков у него и век.
Чите ерес маар пулсан, хавна Если не хочешь болеть, береги свое
ху лайах усра. здоровье.
Кепене сенелле упра, Береги платье снову,
сывлаха – самракла а здоровье – смолоду.
Ир таракан сывлахла пулна. Кто рано встает, тот на здоровье не
жалуется.
Ирпе ирех тар, каспа касс вырт. С утренней зарей вставай, а с вечерней – ложись спать.
Еслекен сыннан пиче нар пек. Тот, кто трудится,
бывает розовощеким.
(т.е. здоровым)
Вай – халтан кайиччен еслеме – Не будешь работать до усталости,
Сер вай – халла пулайман. не станешь сильным и здоровым.
Считалки
Атте пура пуралать,
Сарассине сухатать.
Кам тупать – сав пулать!
Ать-два атапа,
Командир сапатапа.
Асанне мунча хутать,
Сарассине сухатать.
Кам тупать – сав пулать.
Васса кайна вармана
Хура сырла пустарма.
Упа тухна мекерсе,
Васса кайна хараса.
Ике кишер, пер Сухан,
Эп юласшан, эс – тухан.
Шур чаланта Шур часси,
Мисе сехет ситне – ши?
Эп шутлатап пиллекчен,
Пултараймап вунначчен.
Пере, икке, висе,
Таватта, пиллек,
Эп пуслатап шырама.
Мускавра сехет шаккать,
Тан! Тан! Тутарать.
Пирентен пери тухать
Паян манан сакара
Тахаше варлана.
Кто найдет – водить пойдет!
Ать-два в сапогах,
Командир – то наш в лаптях.
Баню, бабушка топила,
Там свой ключик обронила.
Кто найдет – водить пойдет!
Вася во лесок пошел,
Ежевику там нашел.
С ревом выскочил медведь,
Вася тоже стал реветь.
Две морковки, лук один,
Я останусь – ты води.
Тут в чулане есть часы,
Время точно подскажи.
Я считаю до пяти,
Не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду искать.
Бьют куранты гулко:
Бим-бом! Бим-бом!
Выходи скорее вон!
Не могу найти свой хлеб я,
Дети, поищите.
Кто найдет – водить идет.
Сав тытаканни пулать.
Кам тупать,
1. Батюшка наш сруб рубил,
Где – то ключик обронил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа
Раздел 1: «Творческая деятельность художников Чувашии»1. А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающег...
Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...
Культура и традиции чувашского народа
В проекте описана: история чувашского народа,традиции и обычаи чувашского народа,Чувашский народный костюм,чувашский национальный орнамент,обряды и праздники чувашского народа,чувашские народные игры ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций чувашского народа
Усвоение основ нравственности во взаимоотношениях с окружающим. Знакомство с историей своей семьи, родного края, что способствует развитию уважения к своим близким, к родине. Проявление заботы и добры...
Консультация "Использование национально-культурных традиций чувашского народа в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника"
Выступление на городском семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, студентов педагогического колледжа и родителей воспитанников...
«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...