Методическое пособие "Вместе весело живем"
статья на тему
Алгоритм создания детского практического журнала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylenko_svetlana_leonidovna.docx | 133.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
«Вместе весело живем»
(алгоритм создания детского практического журнала)
Автор: Михайленко Светлана Леонидовна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №6 «Дюймовочка» ХМАО-Югра, г. Урай
ХМАО-Югра, г. Урай, 2013г.
Аннотация
Данное методическое пособие представляет собой алгоритм создания детского практического журнала для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе информационно-практико-ориентированного проекта.
В нем раскрываются основные направления работы по организации издательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности через нетрадиционную форму.
Новизна методического пособия заключается в том, что: совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию детского практического журнала способствует развитию у детей навыков издательской деятельности, а так же значительно повышается мотивация к учебной деятельности.
Работа над созданием журнала предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Зачем нужен проект?
- Для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельность детей.
- Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.
- Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
- Развитие умения наблюдать, слушать.
- Развитие мышления, внимания, воображения, памяти, речи.
- Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.
- Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Этапы работы по созданию детского практического журнала
1 этап. Цель: познакомить детей с функциями и назначением детского журнала.
На данном этапе знакомим детей с разными видами детских журналов: рассматриваем, сравниваем, находим сходства и различия. Обсуждаем с детьми функцию своего журнала - это хранилище информации. Большое внимание уделяем структуре журнала: наличие обложки, определение рубрик и их содержание (количество разделов и названия рубрик по усмотрению педагога), дизайнерское оформление страниц.
Темы для страниц журнала могут быть разнообразными:
- в зависимости от возраста детей и их интересов;
- по запросу родителей;
- в соответствии с комлексно - тематическим планом ДОУ;
- в процессе изучения лексических тем (логопедические группы) и др.
2 этап. Цель этапа: развитие не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности. В качестве приоритетных задач на данном этапе я выделила следующие:
- формировать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников
- развить связную речь;
- развить лексико-грамматическую сторону речи;
- расширять и активизировать словарный запас;
- развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание);
- способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
- формировать универсальные предпосылки учебной деятельности
На этом этапе проводиться следующая работа:
- Обсуждение содержания с детьми каждой странички или рубрики журнала, подбор материала (картинки, рисунки, фотографии, синквейны[1], стихи, загадки, рассказы сказки и т.д.).
- Обобщение собранного материала педагогом (набор текста, дизайнерское оформление журнала в программе Microsoft Office Publisher Document).
Педагог собирает детей за круглым столом 1-2 раза в неделю, создается ситуация, предполагающая самостоятельную, продуктивную обработку полученной информацией, т.е. обсуждение каждого раздела журнала, каждый ребенок вносит в журнал что-то свое, событие, загадку, синквейн, рассказ и т.д.
В процессе обсуждения или беседы ребенок учится слушать собеседника, высказывать свое мнение, учатся грамматически правильно составлять предложения, тем самым развивают память, мышление, внимание. Использование такой формы работы повышает мотивацию к речевой деятельности детей. В процессе обсуждения или беседы упражняются и развиваются различные психические процессы и функции (вербальная, зрительная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, концентрация, объем внимания и т.д.)
Из опыта работы по созданию детского практического журнала «Вместе весело живем». Наш журнал включает в себя 4 рубрики:
- Рубрика «События недели». Дети вспоминают и формулируют самые яркие события, которые проходили на протяжении недели (дни рождения, праздники, театральные представления, утренники и т.д.). Это самый любимый раздел наших деток, они с большим удовольствием и гордостью рассказывают о памятных событиях, знаменательных датах, мероприятиях. Рассматривают свои фотографии в группе и, конечно же, показывают их родителям.
- Немало интересна детям рубрика «Мы танцуем и играем, развивать не забываем». В этом разделе, ребята вспоминают, какую лексическую тему они прошли, составляют синквейны (нерифмованные стихи), сочиняют сказки, рассказы, оформляют выставку из своих работ (лепка, рисование, аппликация).
- Следующая рубрика «Отгадайте-ка, ребятки, наши умные загадки». Здесь ребята составляют описательные загадки по лексическим темам. С использованием мнемотаблиц[2] и определенных схем.
- Последняя рубрика «На заметку». Здесь публикуются интересные игры, пальчиковые, дыхательные гимнастики и др. Эта рубрика предназначена для родителей. Дети выбирают, какую пальчиковую, дыхательную гимнастику или упражнение на координацию речи они хотят научить своих родителей. Такой метод работы привлекает родителей. В процессе взаимодействия с ребенком в домашних условиях, родители закрепляют материал, пройденный в детском саду.
В конце учебного года был проведен мониторинг с воспитанниками и анкетирование родителей воспитанников.
Характеристики личности ребенка | Начало года | Конец года | Динамика |
Способен к принятию собственных решений | 49% | 70% | 21% |
Соблюдает социальные нормы поведения | 30% | 64% | 34% |
Волевые усилия | 30% | 60% | 30% |
Творческие способности | 40% | 72% | 32% |
Уверенность в своих силах | 50% | 70% | 20% |
Инициативность и самостоятельность | 40% | 50% | 10% |
Итого | 40% | 64% | 24% |
Проведенное анкетирование на конец года с родителями воспитанников показало: что на 17% родителей уделяющие время для совместной деятельности с ребенком стало больше, 58% родителей занимаются совместной деятельностью с ребенком 3-4 раза в неделю. 100% родителей удовлетворены содержанием детского практического журнала, и готовы продолжать работу по его созданию.
Успехов в работе!
[1] Синквейн - нерифмованные стихи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Вот как весело живем в "Теремочке" мы своем".
Каталог фотографий о музыкальных развлечениях и музыкальной деятельности в ДОУ "Теремок"...
Сценарий выпуска из яслей в детский сад «В детском садике своем мы очень весело живем!».
сценарий праздника, посвященного выпуску малышей из яслей в большой детский сад....
Вместе весело живем
Конспекты занятий и развлечений...
Мы играем и поем - весело живем! Памятка с играми для сотрудников ДОУ (воспитателей, младших воспитателей, музыкальных руководителей)
Буклет с подобранными играми, которые можно использовать в работе с детьми....
"Очень весело живем - скучных в космос не возьмем"
Развлечение о космосе для детей старшей группы...
Веселое литературно-музыкальное развлечение "Очень весело живем и стихи сейчас прочтем"
конспект развлечения для детей...
"Методические рекомендации для родителей: «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»"
quot;Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»"...