Методическое пособие "Вместе весело живем"
статья на тему

Михайленко Светлана Леонидовна

Алгоритм создания детского практического журнала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylenko_svetlana_leonidovna.docx133.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

 «Вместе весело живем»

(алгоритм создания детского практического журнала)

 

Автор: Михайленко Светлана Леонидовна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №6 «Дюймовочка» ХМАО-Югра, г. Урай

 

 

getBlogImage

ХМАО-Югра, г. Урай, 2013г.

Аннотация

Данное методическое пособие представляет собой алгоритм создания детского практического журнала для детей старшего  дошкольного возраста, разработанный на основе информационно-практико-ориентированного проекта.

 В нем раскрываются основные направления работы по организации издательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности через нетрадиционную форму.

Новизна методического пособия заключается в том, что: совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию детского практического журнала способствует развитию у детей навыков  издательской деятельности, а так же значительно повышается мотивация к учебной деятельности.

Работа над созданием журнала предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Зачем нужен проект? 

  1. Для поддержки и развития самостоятельной и познавательной  деятельность детей.
  2. Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.
  3. Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
  4. Развитие умения наблюдать, слушать.
  5. Развитие мышления, внимания,  воображения, памяти, речи.
  6. Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.
  7. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

Этапы работы по созданию детского практического журнала

1 этап.  Цель: познакомить детей с функциями и назначением детского  журнала.

На данном этапе знакомим детей с разными видами детских журналов: рассматриваем, сравниваем, находим сходства и различия. Обсуждаем с детьми функцию своего журнала  - это хранилище  информации. Большое внимание уделяем структуре журнала: наличие обложки, определение рубрик  и их содержание (количество разделов и названия рубрик по усмотрению педагога), дизайнерское оформление страниц.  

Темы  для страниц журнала могут быть разнообразными:

  • в зависимости от возраста детей и их интересов;
  • по запросу родителей;
  •  в соответствии с комлексно - тематическим планом ДОУ;
  • в процессе изучения лексических тем (логопедические группы) и др.

2 этап. Цель этапа: развитие не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности. В качестве приоритетных задач  на данном этапе я выделила следующие:

  • формировать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников
  • развить связную речь;
  • развить лексико-грамматическую сторону речи;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание);
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • формировать универсальные предпосылки учебной деятельности

На этом этапе проводиться следующая работа:

  1. Обсуждение содержания с детьми каждой странички или рубрики журнала, подбор материала (картинки, рисунки, фотографии, синквейны[1], стихи, загадки, рассказы сказки и т.д.).
  2. Обобщение собранного материала педагогом (набор текста, дизайнерское оформление  журнала в программе Microsoft Office Publisher Document).

Педагог собирает детей за круглым столом 1-2  раза в неделю, создается ситуация, предполагающая самостоятельную, продуктивную обработку полученной информацией, т.е. обсуждение каждого раздела журнала, каждый ребенок вносит в журнал что-то свое, событие, загадку, синквейн,  рассказ и т.д.

В процессе обсуждения или беседы ребенок учится слушать собеседника, высказывать свое мнение, учатся грамматически правильно составлять предложения, тем самым развивают память, мышление, внимание. Использование такой формы работы повышает мотивацию к речевой деятельности детей. В процессе обсуждения или беседы упражняются и развиваются различные психические процессы и функции (вербальная, зрительная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, концентрация, объем внимания и т.д.)

Из опыта работы по созданию детского практического журнала «Вместе весело живем». Наш журнал включает в себя 4 рубрики:

  • Рубрика «События недели». Дети вспоминают и формулируют самые яркие события, которые проходили на протяжении недели (дни рождения, праздники, театральные представления, утренники и т.д.). Это самый любимый раздел наших деток, они с большим удовольствием и гордостью рассказывают о памятных событиях, знаменательных датах, мероприятиях. Рассматривают свои фотографии в группе и, конечно же, показывают их родителям.
  • Немало интересна детям рубрика «Мы танцуем и играем, развивать не забываем». В этом разделе, ребята вспоминают, какую лексическую тему они прошли, составляют синквейны (нерифмованные стихи), сочиняют сказки, рассказы, оформляют выставку из своих  работ (лепка, рисование, аппликация).
  • Следующая рубрика «Отгадайте-ка, ребятки, наши умные загадки». Здесь ребята составляют описательные загадки  по лексическим темам. С использованием мнемотаблиц[2]  и определенных схем.
  •  Последняя рубрика «На заметку». Здесь  публикуются интересные игры, пальчиковые, дыхательные гимнастики и др. Эта рубрика предназначена для родителей. Дети выбирают, какую пальчиковую, дыхательную гимнастику или упражнение на координацию речи они хотят научить своих родителей. Такой метод работы привлекает родителей. В процессе  взаимодействия  с ребенком в домашних условиях, родители закрепляют материал, пройденный в детском саду.

В конце учебного года был проведен мониторинг с воспитанниками и анкетирование родителей воспитанников.

Характеристики личности ребенка

Начало года

Конец года

Динамика

Способен к принятию собственных решений

49%

70%

21%

Соблюдает социальные нормы поведения

30%

64%

34%

Волевые усилия

30%

60%

30%

Творческие способности

40%

72%

32%

Уверенность в своих силах

50%

70%

20%

Инициативность и самостоятельность

40%

50%

10%

Итого

40%

64%

24%

Проведенное  анкетирование на конец года с родителями воспитанников показало: что на 17% родителей уделяющие время для совместной деятельности с ребенком стало больше,  58% родителей занимаются совместной деятельностью с ребенком 3-4 раза в неделю. 100% родителей удовлетворены содержанием детского практического журнала, и готовы продолжать работу по его созданию.

Успехов в работе!


[1] Синквейн -  нерифмованные стихи

[2] Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Вот как весело живем в "Теремочке" мы своем".

Каталог фотографий о музыкальных развлечениях и музыкальной деятельности в ДОУ "Теремок"...

Сценарий выпуска из яслей в детский сад «В детском садике своем мы очень весело живем!».

сценарий праздника, посвященного выпуску малышей из яслей в большой детский сад....

Вместе весело живем

Конспекты занятий и развлечений...

"Очень весело живем - скучных в космос не возьмем"

Развлечение о космосе для детей старшей группы...

"Методические рекомендации для родителей: «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»"

quot;Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»"...