Индивидуальный план самообразования
материал на тему

Индивидуальный план самообразования. Тема: 

Изобразительная деятельность,  как средство всестороннего развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_plan_2016-2021.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  №18 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г. Казани

Индивидуальный план самообразования воспитателя

Ахтариевой Фариды Габдулловны

2016-2021 учебный год

Тема:

Изобразительная деятельность,  как средство всестороннего развития дошкольников

«Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

М. И. Калинин

Актуальность темы:

     Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение

    Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Развитие наглядно – образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. 

    Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и природы. В начале - это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.  

     В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. 

     Занятие рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.         Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.    

     Цель:  изучить особенности и возможности всестороннего развития  дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрении инновационных технологий

3. участие и посещение методических  объединений, курсов

2016-2017 уч.г.

Диагностический

1. Разработка диагностического материала.

2. Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений для развития воображения детей

2017-2018 уч.г.

Практический

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2018-2020 уч.г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

2020-2021 уч.г.

Подготовительный этап 2016-2017 уч.  год

Содержание деятельности:

- Изучение ФГОС ДО.

- Знакомство с ресурсами Интернета для изучения опыта коллег в области всестороннего развития детей.

- Изучение методической литературы, статей в журналах, газетах, интернет ресурсах.

- Знакомство с ресурсами Интернета для изучения опыта коллег в области всестороннего развития детей посредством изобразительной деятельности.

- Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в центрах активности детей.

- Разработка примерных перспективных планов.

- Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности», «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе  изобразительной деятельности».

Диагностический этап 2017-2018 уч. год

Содержание деятельности:

- Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в центрах активности детей.

- Подготовка консультаций для родителей.

- Подборка игр на развитие творческого воображения, познавательных способностей детей.

- Знакомство с ресурсами Интернета для изучения опыта коллег в области всестороннего развития детей.

- Изготовление пособий для занятий.

- Знакомство с ресурсами Интернета для изучения опыта коллег в области всестороннего развития  детей посредством изобразительной деятельности.

- Представление практического материала для всестороннего развития детей, посредством изобразительной деятельности.

Практический этап 2018-2020 уч.год

Содержание деятельности:

- Реализация разработанной системы работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

- Организация и проведение консультаций, мастер-классов для родителей и воспитателей

- Выступление на семинаре практикуме с темой « Всесторонне развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

- Разработка перспективного плана занятий для детей старшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

- Разработка конспектов  занятий для детей старшего возраста в соответствии с ФГОС  ДО.

- Разработка конспектов занятий для детей подготовительно к школе возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Аналитический этап на 2020-2021 уч.год

- Разработка конспектов занятий в соответствии с ФГОС ДО.

- Обобщение опыта работы на районном, городском, республиканском уровне;

- Пополнение предметно-развивающей среды;

- Участие во всероссийских и международных конкурсах.

 Основная литература:

1. В. Б. Косминская «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду»  

2.  Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

3. Крылов Е. «Школа творческой личности»

4. Белобрыкина О.А. « Маленькие волшебники или на пути к творчеству»

5. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой.

6.  Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения

7. Цквитария Т.А.  Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.

7. Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....