Детский сад и ребенок: вопросы адаптации
консультация (младшая группа) по теме
Подробно рассмотрены все вопросы по адаптации ребёнка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02_postroenie_predmetno.docx | 22.69 КБ |
nash_drug_priroda.docx | 19.06 КБ |
doklad.doc | 34.5 КБ |
adaptatsionnyy_period_rebyonka_v_detskom_sadu_2.docx | 38.82 КБ |
detskiy_sad_i_rebenok.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.
Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности, а материалы должны — подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.
Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в ДОУ, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходить из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды.
Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента:
— взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
— преобладающее позитивное настроение;
— авторитетность руководителей;
— степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
— сплоченность;
— продуктивность взаимоотношений.
Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития.
Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.
Мебель и оборудование в группе устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью должна использоваться различная мебель, в том числе и разноуровневая: диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства — одно из условий среды, дающее возможность воспитателю приблизиться к позиции ребенка.
При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:
— открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности (динамичности) развивающей среды;
— полифункциональности.
Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».
В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, морских свинок, черепах и чистят их клетки.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если дети младшего возраста на нем отмечают лишь основные явления природы (дождь, снег), старшие дошкольники самостоятельно отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе.
В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится ознакомление детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т.д.).
Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.
Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить выставки фотографий «Вот мы какие», должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.
Принцип гибкого зонирования. заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.
Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального, физкультурного), и более динамичной, например, оформление зала, групповой, вестибюля для какого-то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки.
Еще более динамична развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и специфична для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда становится таковой, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.
По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.
Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
— она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
— необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
— дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;
— элементы декора должны быть легко сменяемыми;
— в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;
— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
— пространство группового помещения должно быть полифункционально;
— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
— при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Предварительный просмотр:
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи проекта: познакомить детей с тем, как можно сохранить и восстановить окружающую природу.
Вызвать у детей природоохранное поведение развивать представление о том, какие действия человека могут навредить природе.
Предварительная работа: Наблюдение в природе, рассмотрение иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические и пальчиковые игры, физкультминутки.
Ход проекта
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию. Дети получают письмо от Лесовичка который приглашает к себе в гости
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано «Детский сад. Детям старшей группы» Давайте откроем его и прочитаем.
Дорогие ребята!
Пишет Вам друг – Лесовичёк.
Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня зимой.
А теперь я приглашаю Вас на лесную полянку летом, чтобы Вы сами могли посмотреть, какие изменения произошли летом в природе.
Присылаю Вам подсказки, которые помогут Вам сорентироваться.
До встречи! Ваш друг Лесовичёк.
- Что же ребята, раз нас пригласили в гости, пора отправлятся в путешествие. Вы согласны?
Дети: Да!
- Поэтапное решение проблемы
1 Неделя «Лето жаркое»
Беседа на тему «Поможем природе»
Цель беседы: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
День Загадок
Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубить экологические знания у детей, вызвать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
Рисунки Загадки
Пластилиновые загадки
Настольная игра «Времена года»
Цель: Показать детям наглядные модели причину смены времён года, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, вызывать культуру экспериментальной работы.
Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»
Цель: дать представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе, развивать любовь и бережное отношение к растениям и животным.
2 Неделя «Наедине с природой»
«У природы нет плохой погоды»
Цель: Учить детей видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, стихах, закрепить умение определять направление ветра, помочь обнаружить влияние солнца на живую и не живую природу.
Праздник песка
Цель: Показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твёрдые, неровные, разного цвета, дать представление что песчинки это крохотные камушки, они образуются от трения, от ударов друг о друга. Больших камней; что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, песок хорошо пропускает воду; проследить, как просыпается песок, ощущать длительность минуты.
. Песочные постройки «Песочные фантазии»
. Рисунки на песке
«Удивительные опыты» -экспериментальной работы на прогулке, изучение свойств сухого и мокрого песка.
. Пальчиковый игротренинг «На лужок»
Цель: закрепить названия животных, растений, развивать моторику рук, поднять настроение.
3 Неделя «День Цветов»
Цель: Вызвать желание сделать Землю красивой.
. Прополка и полив цветов на клумбах
. Беседа о цветах, загадки, художественная литература.
. Литературно-цветочная викторина
. Игры «Садовник», «Узнай по описанию»
. Украшение группы букетами
. Правила сбора цветов
Лекарственная Аптека
Цель: познакомиться с лекарственными растениями
. Беседа о лекарственных травах
. Беседа о правилах сбора лекарственных трав
. Сбор лекарственных растений
Волшебная сила воды
Цель: Дать детям представление о том, что вода, имеет большое значение для жизни, закрепить знания о свойствах воды, развивать познавательный интерес
. «В гостях у Водяного» - экологическое развлечение
. Игра «Правда или нет»
. Опыт с водой
Путешествие в мир Насекомых
Цель: расширять знания об особенностях видах насекомых, их жизненных проявлениях, вызывать интерес к окружающему миру.
. Рассмотрение иллюстраций
. Наблюдение за насекомыми
. Настольная игра « Расскажи о своём зелёном друге»
Неделя здоровья
Беседа о здоровой и вкусной пище
Цель: дать понятие детям, что человек живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, свежий воздух и т.д.
«В здоровом теле здоровый дух»
Цель: дать представление о том, как занятия физкультурой укрепляют здоровье.
Сюжетно-тематическое занятие «Встреча с Доктором Айболитом»
Цель: дать детям представление о здоровье человека и способах его укрепления, на здоровье влияет чистый воздух, а воздух чище там, где много зелени.
«Урожайная»
Цель: показать как щедра бывает природа в ответ на человеческий труд и заботу.
. «Овощи и фрукты» –лучшие продукты – беседы игры
. «Забавные овощи» - нетрадиционное рисование – (штампики из овощей).
. Выставка – конкурс семейных поделок из овощей «Чудеса с обычной грядки»
. Огородная сказка (на основе поделок из овощей)
Презентация – Изготовление альбома «Природа наш дом».
Предварительный просмотр:
Современный подход к познавательно-речевому развитию дошкольников.
Борисова Галина Павловна воспитатель 1 дошкольной группы МБОУ средней общеобразовательной школы №138
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
• Ухудшение состояния здоровья детей;
• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:
1) о предметах и явлениях;
2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.
Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.
В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.
При современном подходе к познавательно-речевому развитию детей отличительными особенностями являются:
Интеграция содержания;
Использование информационных технологий;
Использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов;
Исследовательский метод.
В своей работе мы используем разнообразные дидактические, словесные и речевые игры и упражнения, словотворчество и игры на развитие творческого воображения («Плохо- хорошо», «Перевёртыши» и др., речевые логические задачи и т. д.
При проведении сюжетно-ролевых игр используется методика разбора практических ситуаций.
Целью учебных занятий является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.
Я считаю, что интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.
Для занятий познавательного цикла выступают доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:
Опыты (экспериментирование) ;
Коллекционирование (классификационная работа) ;
Путешествие по карте.
Первые два «типа исследования» присутствуют в свободной самостоятельной деятельности наших старших дошкольников. Для детского экспериментирования в старшей группе созданы специальные «познавательные» зоны, в которые входят : мини-лаборатории с магнитами, песком глиной, бумагой разного качества.
Мы используют в работе проектный метод. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться у изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов предполагает яркий эмоциональный выход в виде презентаций и праздников («Осень в гости просим», «Птичья столовая», «Путешествие в сказку», «Наши добрые дела»и др.)
Для успешного познавательно-речевого развития дошкольников активно используются различные конкурсы. В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными конкурсы, проводимые совместно с родителями («Дары Золотой Осени», «Лучший новогодний букет», «Детский карнавальный костюм») .
Выводы:
Итак, для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции) ;
2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант) ;
3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия) ;
4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.
Итак, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Адаптационный период ребёнка в детском саду
Казалось бы, ещё вчера вы ходили по магазинам для новорожденных и с замиранием сердца покупали приданое для своего крохи. Но время течёт незаметно, и сегодня вас уже волнует такой серьёзный вопрос, как адаптация ребенка в детском саду.
Уже не один десяток лет ведутся жаркие споры о том, необходим ли детский сад ребёнку.
Одна сторона считает, что пребывание малыша в детском саду и его расставание с матерью оказывают на его психику крайне негативное влияние. Их же оппоненты утверждают, что у так называемых «домашних» детей в последующем возникают серьёзные проблемы с адаптацией в детском коллективе.
Сказать однозначно, кто же из них прав, довольно сложно. Обе точки зрения имеют право на существование. Решение должны принимать только родители, тщательно взвесив все «за» и «против». А в некоторых случаях (например, мама вынуждена выйти на работу) ответ на вопрос очевиден, так как другого выхода просто напросто нет.
Если садику всё-таки быть, родителям следует заранее позаботиться о том, чтобы адаптационный период в детском саду прошёл как можно более гладко и безболезненно. Ведь именно от этого будет зависеть, станет ли хождение в садик для малыша радостью, или же превратится в ежедневную пытку и выдержку «на прочность» как детской, так и родительской нервной системой. Тащить за руку упирающееся и орущее благим матом чадо в сад, и так каждый день – весьма сомнительное удовольствие.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, и период адаптации в детском саду прошёл без осложнений и неприятных моментов, готовиться к садику необходимо начать как минимум за полгода до предполагаемой даты начала посещения. Если подобной подготовкой пренебречь, последствия могут быть самые неблагоприятные, вплоть до детских неврозов.
К большому сожалению, очень многие родители считают, что подготовка к детскому садику заключается только в том, чтобы купить необходимую одежду и сменную обувь, а также пройти в поликлинике медицинскую комиссию. Конечно же, всё это сделать просто необходимо, но это уже самый последний этап в процессе подготовки к детскому саду.
Сама подготовка включает в себя несколько составляющих:
Информационная подготовка.
Психологическая подготовка.
Физиологическая подготовка.
Для достижения наилучшего результата подготовку необходимо начинать заблаговременно, иначе она сама по себе будет тяжёлой психоэмоциональной нагрузкой на хрупкую психику ребёнка.
Адаптация ребенка к садику – информационная подготовка
Прежде всего родители должны заблаговременно выбрать подходящий детский сад. Уже давно канули в лето те времена, когда все дошкольные образовательные учреждения работали по одному и тому же принципу и с гордостью носили звание «ясли – сад». В наше же время очень сложно найти два похожих друг на друга детских сада, именно поэтому так важно выбрать тот садик, который бы наиболее полно удовлетворял потребности именно вашего малыша и отвечал вашим требованиям. Ниже приведена классификация детских садов и краткое описание каждого типа.
Детский садик общеразвивающего типа. Данный тип садиков делает особый акцент на всестороннем, гармоничном развитии детей, как физическом, так и интеллектуальном. Главный девиз таких детских садов – всего понемногу.
Детский сад присмотра и оздоровления. Основные приоритеты подобного вида детских садов направлены проведение различных укрепляющих и оздоровительных процедур. Вашему малышу могут предложить ежедневное употребление кислородных коктейлей либо же систематические курсы оздоровительного или лечебного массажа, закаливание. Но не стоит ожидать в подобном детском саду каких – либо особо углубленных занятий, способствующих интеллектуальному развитию малыша – скорее всего дело ограничится лишь стандартной программой.
Детский садик компенсирующего типа. Как правило, каждый такой сад работает по одному определённому профилю. Воспитанниками подобных садов являются детки, имеющие какие – либо отклонения от нормального развития: как физического, так и психического. Например, подобные садики рассчитаны на деток с логопедическими проблемами, с задержкой общего психического развития, заболеваниями опорно – двигательного аппарата, страдающими нарушениями функционирования слухового либо зрительного аппарата, просто часто и длительно болеющие детки.
В подобных садах работают медицинские работники и педагоги узкой специализации, имеющие опыт работы именно с данной группой детишек. С детьми ведётся постоянная углубленная работа, направленная на оздоровление и развитие малышей. Как правило, в садах компенсирующего вида для детей подбирается особый, подходящий именно им, режим питания и дня. Кроме того, чаще всего в таких садах и с детьми, и с родителями работают психологи, которые помогают им адаптироваться в обществе. Для того чтобы ребёнок попал именно в подобный сад, необходимо иметь соответствующее направление от врачей соответствующего профиля.
Детский сад – центр развития ребёнка. Подобные садики ставят перед собой задачу как можно более полно раскрыть все имеющиеся способности ребёнка. Бассейны, компьютерные классы и изостудии – почти обязательные атрибуты подобных детских садов.
Детский садик комбинированного типа. Данный тип детских садов имеет самое большое распространение. Такие сады включают в себя различные группы: компенсирующие, оздоровительные, развивающие.
Родители должны выбирать садик, ориентируясь на свои на потребности ребёнка и свои материальные возможности, так как оплата за посещение садика также весьма разнится, так как далеко не все сады муниципальные. Прежде чем отдать ребёнка в садик, узнайте, к какому типу относится сад:
Муниципальные сады. Они находятся в ведомости местного отдела управления образования и субсидируются за счёт государственного бюджета. В подобных садах оплата самая наименьшая, так как родители оплачивают только часть суммы, необходимой для содержания малыша. Остальную сумму оплачивает государство. Как правило, в подобных садах все расходы на приобретение игрушек, учебных пособий и прочего ложится на плечи родителей, в «добровольно – принудительной» форме.
Ведомственные детские сады. Данный тип садиков находится в ведомости конкретного предприятия. Благоустройство такого сада и размер оплаты за его посещение напрямую зависит от того, какую сумму на эти цели выделяет предприятие. Чаще всего попасть в такой садик может только ребёнок сотрудника предприятия.
Коммерческие детские сады. Данные садики всегда обладают огромным количеством преимуществ: более вкусное и сбалансированное питание, индивидуальный подход к каждому ребёнку, собственные высококвалифицированные медицинские работники, педагоги, очень хорошие бытовые условия, мощная образовательная база, маленькое количество детей в группе. Единственным минусом, которым обладает детский сад – это высокая стоимость пребывания ребёнка.
Семейный детский сад. Этот сад является разновидностью частных садов. Главное отличие заключается в том, что количество детишек в группе очень мало, а находятся дети в домашних условиях. В последнее время подобная форма детского дошкольного образования приобретает большую популярность. Большим плюсом является то, что практически полностью исключается тяжелая адаптация в детском саду.
После того, как вы определитесь с выбором детского сада, вам необходимо посетить его и переговорить с заведующей детским садиком и воспитателями в предполагаемой группе вашего чада. Обратите внимание на общую атмосферу детсада, бытовые условия: наличие охраны садика, состояние игровых площадок для прогулок, общий внешний вид прилегающей территории. В помещении обратите внимание на состояние коридоров, игровых комнат, спален.
Постарайтесь незаметно для педагогов понаблюдать за их взаимоотношениями с детьми.
Обязательно узнайте обо всех нюансах пребывание детей именно в данном садике. Постарайтесь не упустить из вида ни малейших деталей:
Список документов, необходимых для зачисления ребёнка в данное дошкольное образовательное учреждение. В последующем эта мера поможет вам избежать неожиданностей и необходимости в спешном порядке получать ту или иную справку.
Распорядок дня. Зная его, вы сможете заранее приучить малыша, что поможет сделать адаптацию ребенка в детском саду гораздо легче.
Программа адаптации к детскому саду. В некоторых детских садах на подобные вопросы просто не обращают никакого внимания, относясь к ней с точки зрения: «Поплачет и перестанет», В других же садах разработаны целые адаптационные программы, позволяющие ребёнку привыкнуть к садику как можно более быстро. Этот вопрос также необходимо обсудить с заведующей садиком заранее, во избежание возникновения различных недоразумений.
Вся вышеперечисленная информационная подготовка крайне полезна, впоследствии вы сами убедитесь в этом.
Психологическая подготовка
Итак, садик выбран, он полностью устраивает родителей. Они принимают решение: «готовимся к садику». Следующим этапом должна стать психологическая подготовка вашего малыша. Её необходимо проводить крайне осторожно и поэтапно, чтобы не получить противоположного эффекта и ярого отрицания со стороны малыша.
Даже в том случае, если ваш ребёнок крайне любознательный, живой и общительный малыш, пренебрегать психологической подготовкой всё же не стоит. Ведь в абсолютно новой и незнакомой обстановке даже взрослый человек будет ощущать некий психологический дискомфорт, а уж малыш и подавно может замкнуться в себе, что приведёт тяжелой адаптации в детском саду.
Как правило, если вы заранее начинаете готовить ребёнка к необходимости посещать детский сад, адаптация проходит гораздо легче. Однако не стоит просто ставить ребёнка перед фактом. Для начала его необходимо слегка заинтересовать, а после дать более ясное представление о том, что же такое детский сад.
Для начала выберите такой маршрут для прогулок с ребёнком, который будет пролегать мимо детского садика. Время для прогулки необходимо выбрать именно то, когда садовские дети будут на прогулке. Как правило, любой малыш проявляет интерес к большому количеству детишек, играющих на игровой площадке. Если же вдруг ваше чадо проигнорировало сей факт, сами аккуратно обратите его внимание.
Вы можете рассказать ребёнку о том, что детский садик – это замечательное место, где детки играют, рисуют, поют. Однако мам и пап туда не пускают, чтобы они не мешали деткам. Мамы и папы утром приводят ребёнка, а вечером забирают его.
После этого рассказа понаблюдайте за реакцией ребёнка. Если малыш проявляет повышенный интерес и просит, чтобы вы его тоже отвели в детский сад, объясните ему, что пока в садик нельзя, сначала необходимо немного подрасти. Подобные прогулки необходимо совершать как минимум раз в месяц.
Если же ребёнок интереса не проявил, не стоит рассказывать ему, что он также вскоре пойдёт в детсад, иначе ребёнок начнёт категорически отвергать всё, что связанно с детским садом. Подобные прогулки вам необходимо совершать немного чаще, кроме того, постарайтесь рассказать малышу что-нибудь крайне интересное, связанное с детским садом.
После того, как малыш получит примерное представление о том, что же такое детский сад, можно приступать ко второму пункту психологической подготовки. Договоритесь с заведующей о возможности посетить садик вместе с малышом. Как правило, родителям удаётся получить такое разрешение довольно легко. Ваш малыш может понаблюдать за тем, как играют другие дети и даже присоединиться к нм. Примерно 95 % деток с охотой играют вместе со всеми.
Очень многие детские сады имеют так называемые «группы выходного дня», предназначенные именно для адаптации ребенка в детском саду. Как правило, родители имеют возможность привести ребёнка в детский сад на несколько часов, в субботу и воскресенье. В это время опытные педагоги знакомят малышей с новой, «садовской» жизнью, учат существовать в коллективе. Чаще всего, для того, чтобы попасть в подобную группу, достаточно лишь справки от педиатра о состоянии здоровья малыша и письменное заявление родителей.
Необходимую информацию можно получить у сотрудников детского сада. Главная задача этой программы для адаптации к детскому саду – наиболее быстрое привыкание малыша к детскому коллективу, распорядку дня и дисциплине. Это довольно хороший способ психологической подготовки, которой не стоит пренебрегать.
Кроме того, родители также могут сделать адаптацию ребенка к садику более лёгкой, используя ролевые игры. Поиграйте вместе с ребёнком, отправив в детский садик любимую игрушку. Вы можете обыграть практически любую ситуацию, ознакомить малыша с правилами поведения в садике, с режимом дня, дать необходимые навыки общения со сверстниками.
Кроме того, подобные игры смогут оказать неоценимую услугу и в то время, когда малыш начнёт посещать садик. Понаблюдав за ходом игры, можно узнать очень многое о моральном состоянии малыша и окружающем его психологическом микроклимате. Возможно, о некоторых проблемах малыш предпочтёт умолчать, но наблюдательные родители в процессе игры всегда смогут заметить, что их малыша что-то тревожит, и выяснить, что именно.
Физиологическая подготовка к садику
Не меньшее значение имеет физиологическая подготовка малыша к посещению детского садика. Первое, на что следует обратить внимание, это на обучение ребёнка необходимым навыкам самообслуживания, таким как:
Способность самостоятельно принимать пищу – пользоваться вилкой и ложкой, пить не из бутылочки, а из чашки. Также необходимо приучить ребёнка не баловаться с пищей.
Контролирование свои физиологические потребности, оповещать взрослых о своём желании сходить в туалет. Научите ребёнка пользоваться унитазом.
Также ребёнок должен уметь вымыть руки и лицо, должен знать для чего необходимо мыло и полотенце.
Очень желательно, чтобы малыш сам умел одеваться и раздеваться. В крайнем случае, при помощи взрослого человека. Разумеется, речь не идёт о застёгивании пуговиц или молнии трёхлетнем крохой, но трусики натянуть он должен уметь самостоятельно.
Необходимо приучать ребёнка к тому, чтобы он точно знал, где должны находиться его вещи. Этот навык пригодится вам, чтобы впоследствии вам не приходилось тратить время на поиски вещей малыша, которые он будет складывать в чужие шкафчики.
Вот, собственно говоря, и все навыки, которыми должен обладать трёхлетний малыш. Всему остальному он научится по мере своего взросления. Однако родителям будет не лишним уточнить у воспитателей выбранного садика, нет ли у них каких – либо особых требований. Также эта необходимо сделать тем родителям, чьи малыши идут в ясли. Как правило, к детям младше двух лет предъявляется гораздо меньше требований.
Следующее, на что следует обратить внимание, проводя физиологическую подготовку, это на укрепление иммунной системы ребёнка. К огромному сожалению, адаптационный период малышей в детских садах зачастую осложняется различными заболеваниями, что вызывает дополнительные трудности. Мало того, что заболевание само по себе вещь крайне неприятная, так ещё приходится оставлять малыша дома. А после болезни малыш вынужден адаптироваться по новому кругу. Всё это создаёт дополнительную нагрузку на психоэмоциональную систему ребёнка.
Для того чтобы избежать возникновения подобной ситуации, необходимо заранее обратить внимание на иммунитет малыша. Не стоит, конечно, давать ребёнку сильные иммуностимулирующие препараты просто так, для профилактики. Их применение возможно только после назначения врачом – иммунологом.
Однако вы должны позаботиться о том, чтобы ребёнку были сделаны все необходимые профилактические прививки, проследить, чтобы у малыша не было различного рода анемий и авитаминоза.
Некоторые педиатры рекомендуют примерно за месяц до начала посещения ребёнком детского сада начать давать малышу фармакологического препарата «Глицин», который позиционируется врачами, как средство для облегчения периода адаптации ребёнка в детском саду. Также часто и длительно болеющим деткам рекомендуется пройти курс лечения препаратом «Виферон», который мягко и безопасно поддержит детский иммунитет. Однако, в любом случае, необходимо предварительно проконсультироваться с вашим лечащим педиатром, который знает особенности развития вашего ребёнка и сможет индивидуально оценить потребности ребёнка в применении лекарственных препаратов.
И последний, но не менее важный, аспект физиологической подготовки – режим дня. Очень многие родители просто забывают об этом. А на самом деле очень важно приучить малыша к определённому режиму дня. Вам необходимо предварительно узнать в садике точный распорядок дня, после чего начинать приучать к нему вашего малыша.
Помните о том, что недопустимо переводить малыша на новый режим слишком резко, так как это создаёт значительную нагрузку как на психику, так и на организм малыша. Каждый день сдвигайте время сна или приёма пищи не более чем на 10 минут. Как правило, для полного перехода к нужному режиму вам понадобиться от одного до трёх месяцев, однако ваши усилия будут вознаграждены сполна.
Идём в садик
Итак, период подготовки к садику остался позади и вот, наконец – то, с замирающим от волнения сердцем вы первый раз заходите в группу. Чего же можно ожидать? Очень часто малыш стремглав убегает к деткам, даже забыв попрощаться с мамой. И мама с лёгким сердцем уходит, радуясь, что малыш сразу же привык к детскому саду и ей не придётся столкнуться со всеми «прелестями» адаптационного периода в детском саду.
Однако через несколько дней, а может уже и на следующий, ребёнок начинает отчаянно плакать, цепляясь за мать. И это вполне нормальное явление, так как в первый день малыш просто не до конца осознал те изменения, которые приносит детсадовская жизнь. Разумеется, это крайне огорчает родителей, которые начинают сомневаться в том, правильно ли они поступили, решив отдать малыша в детский сад. На самом деле, не стоит так переживать, так как время адаптации ребенка к садику в большинстве случаев длиться от двух недель до месяца. Как правило, с этим сталкиваются практически все детки. Ниже перечислены те изменения, которые происходят с малышом и, собственно, вызывают имеющиеся проблемы привыкания к садику:
Эмоциональное потрясение. Как правило, в первые дни посещения детского сада негативные эмоции занимают лидирующую позицию. Зачастую малыш много плачет: просто хныкает, либо у него отмечается приступообразный плач, плач « за компанию» с другими детьми. Иной раз, глядя утром на воспитательницу, пытающуюся успокоить порядка 15 горько и истошно плачущих крох, так и хочется ей посочувствовать. Но проходит всего несколько недель периода адаптации детишек в детском саду, как картина радикально меняется и по утрам педагоги имеют удовольствие лицезреть милые довольные детские мордашки.
Затруднённые социальные контакты. Как правило, в первое время после начала посещения детского сада даже самые бойкие и общительные детки могут становиться весьма замкнутыми и нелюдимыми. Не стоит переживать по этому поводу, пройдёт совсем немного времени, малыш освоится и станет прежним общительным ребёнком, охотно контактирующим как со сверстниками, так и с воспитателями.
Снижение естественной познавательной активности. Малыш на некоторое время может перестать интересоваться окружающим миром. Это также вполне нормальная реакция – малыш предпочитает занять наблюдательную позицию. Как только он убедится в том, что опасаться нечего, его любознательность быстро вернётся к нему.
Более того, очень многие детки первые дни в саду могут утратить уже имеющиеся у них навыки самообслуживания: умение пользоваться ложкой, самостоятельно одеваться и прочее. Однако очень скоро навыки не только вернутся в полном объёме, но и пополнятся новыми умениями.
Проблемы с речью. Очень многие малыши испытывают определённые речевые затруднения. Дети могут начать коверкать, или сокращать слова, если же малыш переживает особенно тяжелую адаптацию в детском саду, он на некоторое время может вообще прекратить разговаривать. Родителям нельзя ругать ребёнка з это и принуждать его. Как только адаптация закончится, речь восстановится в полном объёме.
Кроме того, очень многие родители сталкиваются с нарушением нормальной двигательной активности у ребёнка. Некоторые детки могут часами сидеть на одном месте. А другие, напротив, ни минуты не могут посидеть спокойно – всё зависит от темперамента каждого малыша. По мере освоения в детском коллективе ситуация обязательно стабилизируется.
Нарушение сна. Как правило, первые недели малыш может испытывать затруднение с засыпанием как днём, так и ночью. Кроме того, возможен беспокойный сон, появление кошмаров. Это явление также носит временный характер и вскоре бесследно исчезнет.
Снижение аппетита. Очень многие дети в первые дни посещения садика очень плохо кушают. Этому есть два варианта объяснения: непривычная для малыша пища и стрессовая ситуация, которая сама по себе подавляет аппетит. Для исключения первой причины необходимо при подготовке к детскому садику вводить в рацион малыша похожую пищу: супы, каши и пр.
Некоторые дети в адаптационный период начинают болеть немного чаще чем обычно. Единственно, что могут сделать родители – это постараться укрепить иммунитет, как уже было сказано выше.
Детские психологи дают общие рекомендации по программе социальной адаптации к детскому саду. Их соблюдение поможет снизить шансы того, что адаптационный период может затянуться на неопределённый, длительный срок.
Во-первых, первые несколько дней желательно совместное пребывание мамы и ребёнка в группе. Сначала ребёнок может всё время находиться около вас, однако спустя некоторое время интерес к окружающему возьмёт верх и кроха начнёт отходить от вас для того, чтобы поиграть. Первое посещение детского сада должно длиться около часа, на следующий день время можно увеличить до двух – трёх часов. Спустя несколько дней вам необходимо оставить малыша в группе одного.
Вот тут как раз кроется главная ошибка, которую допускают многие родители. Они уходят в тот момент, когда малыш отвлекается. Для ребёнка такое внезапное исчезновение может стать тяжёлой психологической травмой, если малыш решит, что мама бросила его. Гораздо правильнее будет поставить ребёнка в известность о том, что вы уходите. Но обязательно пообещайте малышу, что вы заберёте его сразу после игры, еды или прогулки. И, конечно же, постарайтесь забрать ребёнка именно в обещанное время. Это позволит ребёнку ощущать некую стабильность, которая так необходима ему для душевного равновесия.
Конечно же, ребёнок может начать плакать и не отпускать вас. Тут к вам на помощь придёт воспитатель, который сделает всё возможное, чтобы отвлечь внимание крохи и успокоить его. Очень многие дети продолжают плакать при уходе мамы и через неделю, и через месяц. Однако это далеко не всегда говорит о том, что адаптация протекает неправильно, или же она затянулась. В большинстве случаев малыш прекращает плакать сразу же после ухода родителей, а остальное время проводит играя, и даже не вспоминает о родителях.
Несмотря на то, что процесс адаптации всегда пугает родителей, он проходит очень быстро. Спустя совсем немного времени ваш малыш освоиться с новой для него ролью детсадовца и будет чувствовать себя полноправным членом детского коллектива.
Задача же родителей – максимально облегчить адаптацию их ребенка к садику. Мы надеемся, что данная информация поможет вам на столь ответственном этапе взросления вашего малыша.
Предварительный просмотр:
Детский сад и ребенок: вопросы адаптации
Адаптация к детскому саду — очень серьезный вопрос, который волнует многих родителей. И это вполне обосновано. Многие дети становятся в период адаптации замкнутыми, тревожными, плаксивыми. Это естественное выражение чувств, связанное с потребностью чувствовать себя защищенным и в безопасности.
Детский сад меняет всех членов семьи. Адаптацию проходит не только ребенок, но и близкие ему взрослые.
Что же это такое, адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Чтобы подготовиться к данному периоду и легче его перенести желательно заранее почитать специальные подготовительные статьи – хорошей информационной помощью для родителей может служить специальное Пособие «От младенчества до школы».
У всех детей адаптация проходит по-своему. Она может длиться от месяца до полугода и более. В зависимости от длительности привыкания ребенка к детскому саду говорят о четырех видах адаптации:
Легкая адаптация проходит безболезненно для малыша и незаметно для окружающих. Ребенок в течение месяца вливается в новый коллектив, не капризничает, не плачет по утрам перед детским садом. Такие дети, как правило, если и болеют, то очень редко.
Адаптация средней тяжести проявляется тогда, когда ребенок переживает из-за похода в детский сад, но не сильно, может иногда «всплакнуть», но до истерик дело не доходит. Привыкание в этом случае длится от двух до трех месяцев. Ребенок может в этот период болеть;
Тяжелая адаптация — может длиться месяцами. У ребенка в этот период могут наблюдаться изменения в поведении: нарушается сон, ухудшается аппетит, вплоть до полного отказа от еды, резкие перепады настроения, частые капризы и срывы. Такие дети стараются изолироваться от коллектива, ни с кем не общаться.
Очень тяжелая адаптация длится около полугода и более.
Психологическая подготовка
Начинать готовить малыша к детскому саду стоит за месяц, а можно даже и раньше: рассказать про детский сад, кто туда ходит, чем занимаются дошколята. Место ваших привычных прогулок можно перенести поближе к детскому саду, дайте ребенку освоиться, привыкнуть к территории, сделайте так, чтобы он был заинтересован.
Но не переусердствуйте: ведь стоит заострить внимание на детском саду, поставить его в центр прогулок, вашего общения с ребенком, и могут появиться страх и неуверенность в собственных силах.
До того, как ребенок пойдет в детский сад, приучайте его к совместным играм: зовите к себе друзей и сами отправляйтесь в гости, гуляйте дольше на детской площадке. При возможности постарайтесь отлучаться от ребенка на некоторое время, чтобы он готовился к детскому саду, где мама не сможет присутствовать ежесекундно.
Заранее подготовьте малыша к детсадовскому режиму – обычно родители приводят детей к 8 утра в детский сад, тихий час длится с 13 до 15 дня, а вечером забирают домой около 18-00. Старайтесь поддерживать этот режим и в выходные.
В первую неделю стоит малыша оставлять в детском саду на непродолжительное время, до тихого часа. На второй неделе, если малыш ведет себя спокойно, можно забирать его уже после полдника. Даже иногда на пользу пойдут «разгрузочные дни» – 1-2 дня в будни проведите с ребенком дома. Но только в первое время!
Отдельно стоит остановиться на прощании с малышом. Обычно ребенку сложно расстаться с мамой, он боится ее отпустить, может громко кричать и плакать, устроить истерику. Не введитесь на это – уходить нужно быстро и легко. Конечно, ваши беспокойства по поводу пребывания малыша в детском саду понятны, но излишнее внимание в момент прощания, чувство сострадания на лице – и малыш поймет, что-то здесь не так, есть повод для тревоги. Просто поцелуйте малыша и помашите ему рукой.
Быстрее справиться с периодом адаптации помогут некоторые советы:
1.Наиболее благоприятный возраст для знакомства малыша с детским садом – от 3 до 5 лет, хотя есть и ясельки, предназначенные для совсем маленьких дошколят.
2.Не делайте перерывы в посещении детского сада. Пропустите неделю без уважительной причины и малыш поймет – в детский сад можно не ходить.
3.Расскажите ребенку о детском саде: что это такое, зачем туда ходят, кто ходит, чем занимаются.
4.Познакомьте с режимом детского сада, старайтесь наполнить рассказ подробностями. Чем больше деталей, тем более уверенно себя будет чувствовать ребенок. Когда дети знают, что за чем должно произойти, в какой последовательности, они настраиваются на определенный режим.
5.Обсудите с ребенком возможные трудности, с которыми он может столкнуться в первое время. Можете описать конкретную ситуацию. Например: «Если ты захочешь пить, то подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», или «Дайте, пожалуйста, воды».
6.Научите малыша знакомиться с другими детьми, можно отрепетировать это заранее на детской площадке. Это своеобразная ролевая игра, которая, наверняка, придется по душе ребенку.
7.Приготовьте с ребенком «коробку радости» с любимыми игрушками, красивыми бумажными салфетками или лоскутками ткани, приятной на ощупь. С такой игрушкой ребенку будет веселее и проще идти в детский сад и завязать отношения с другими дошколятами.
8.Старайтесь расспрашивать ребенка о других детишках в группе. Ведь чем быстрее он наладит отношения с ребятами, тем быстрее пройдет процесс адаптации. Поинтересуйтесь вечером, как дела у Гены, Маши и т.д. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
9.Если ребенку не нравится воспитатель, но настаивайте на том, чтобы он изменил отношение. У детей хорошо развито чувство интуиции. Постарайтесь перевести малыша в другую группу.
10.Поинтересуйтесь у воспитателя, что он думает про вашего ребенка, на что стоит обратить внимание, какие рекомендации он даст по воспитанию.
10.Никогда в присутствии ребенка не выражайте критику в адрес детского сада. Это может вызвать испуг.
11.Поддерживайте малыша, проявляйте свою любовь, чаще говорите ласковые слова. Например: «Ты молодчина, у тебя хорошо получается. Вначале нужно привыкнуть к новому, а потом становится очень интересно».
12.Разработайте вместе с ребенком схему прощания. Возможно, это будут какие-то знаки, какой-то ритуал, благодаря которому малыш не будет бояться вас отпускать.
13.После детского сада проводите максимальное количество времени с ребенком – погуляйте, расспросите о том, как прошел день.
Каким бы ни был хорошим детский сад, семья все равно главное, и ничто ее не заменит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...
«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...
Консультация для родителей «В детский сад – без слез» (актуальные вопросы адаптации ребенка к ДОУ)
Не всем детям даётся легко привыкание к новым социальным условиям. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребенка как можно безболезненнее. Активное сотрудничество педагогов...
Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .
Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ....
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."...
консультация для родителей.: Вопросы адаптации ребенка к детскому саду
Основные вопросы об адаптации ребёнка в детском саду....