Индивидуализация педагогического процесса в условиях ФГОС.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_pedprotsessa_v_usloviyah_fgo1.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация педагогического процесса в условиях ФГОС.
Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.
Индивидуализация – процесс создания и осознания человеком собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.
Сегодня, в силу ряда причин, ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик.
Это объясняется тем, что трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Тем самым, ребенок лишен возможности наблюдать, как трудятся взрослые, и посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в том момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.) В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы.
Поэтому, актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательной- образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО, который должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.
К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; уход от авторитарности и диктата.
– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;
– рациональную организацию и обогащение предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны, это доступность, разнообразная возможность обоснованного выбора.
Целесообразно выделить разные подгруппы детей: по уровню развития, по интересам. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, должно быть больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности, схем, иллюстраций строителей разного вида, в уголке ряженья предметов одежды для мальчиков: кепки, жилеты, галстуки.
В старших группах можно организовать конкурс коллекций. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Можно организовывать выставки на различные темы. Постоянно действующая выставка совместно с родителями, у ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные выставки, которые украшают детский сад, могут создавать свои мини- музеи. Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
В работе с родителями, могут использоваться, инновационные подходы в работе, такие как обратная связь, например, СМС почта. Родители на сайте группы, могут задавать свои вопросы, обсуждать проблемы с воспитателями.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.
В плане работы индивидуализация отражается в форме индивидуальных и групповых поручений, заданий, бесед, работы с родителями, чтение по выбору или предпочтению детей, в организации подвижных и ролевых игр, обогащение педпроцесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"
В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...
« Логопедическое сопровождение педагогического процесса в условиях ФГОС ДО»
Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом. И учителю-лого...
Индивидуализация образовательного процесса в условиях ФГОС
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия....
Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
Педсовет на тему: «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС».
Методический материал...
Музыкально-развивающая среда - как одно из средств индивидуализации педагогического процесса в контексте введения ФГОС ДО
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но...