ПРОЕКТ По сказочным дорожкам
проект на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» г.о. Кинешма
адрес: город Кинешма, ул. Анри Барбюса, дом 54-А
тел. 8 (49331) 2-46-28
E-mail: kindetsad22@yandex.ru
Проект «По сказочным дорожкам»
вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
срок реализации проекта: 09.02.2015- 20.02.2015 г.
Подготовила:
воспитатель
Шушарина
Светлана Алексеевна
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию.
С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Сила терапевтических сказок
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.
2. Художественные сказки
Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.
4. Профилактические сказки
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.
5. Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6. Медитативные сказки
Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.
Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение.
Сказочная форма общения с ребенком поможет в:
- воспитании, развитии и обучении ребенка;
- самопознании ребенка;
- взаимопонимании с окружающим миром;
- психоречевом развитии;
- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;
- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
Цель проекта:
- развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности
Задачи проекта:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
Участники проекта:
- воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
- словотворчество детей.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | формирует проблему; | вхождение в проблему; |
2 этап | помогает в решении задачи; | объединение детей по группам; |
3 этап | практическая помощь; | формирование знаний, умений и навыков. |
4 этап | подготовка к презентации т.е. показу. | продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности. |
1 блок
Педагогические принципы:
- сотворчество детей и взрослых;
- самодеятельность детей;
- деятельностный подход;
- учёт возрастных и индивидуальных
- особенностей детей;
- актуализация субъективной позиции
- ребёнка в педагогическом процессе;
- взаимосвязь педагогического процесса
- с окружающей средой или социумом.
2 блок
Содержание проекта:
Таблица 1.
Педагоги | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с детьми и родителями |
1. Методология использования сказки в развитии личности | 1. Драматизация стихотворных, авторских сказок | 1. Выставка творческих работ «По страницам сказки» |
2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста | 2. "Сочиняем сказку сами”- словотворчество педагога и детей | 2. Совместное развлечение «В гостях у сказки» |
3. Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми | 3. Моделирование сказки, как средство развития познавательной активности детей | 3. Литературная гостиная для детей и родителей с участием детской библиотеки |
| 4. Конкурс "Кто хочет стать сказочником”? |
|
3 блок
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта
Воспитатель:
- проводит занятия (рисование, лепка и др.) по темам сказок, изучаемых в группах;
- дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;
- оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;
- проводит практикум с родителями ("Учите детей рисовать сказку, играя”).
Музыкальный руководитель:
- проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
- способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.
Учитель-логопед:
- проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с темой;
- дает рекомендации по организации подбору сказочного репертуара;
- совместно с воспитателем проводит консультации, праздники для воспитанников и родителей;
- участвует в изготовлении атрибутов к постановкам, пособий на развитие мелкой и крупной моторики .
4 блок
Роль родителей в реализации проекта:
- оказывают помощь в изготовлении дидактических игр, книжек-раскрасок.
- изготавливают панно по сказкам, атрибуты в центрах сказки.
- участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
- участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: "Сочиняем сказку”
- изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
- участвуют в театрализованной постановке по сказке "Зайкина избушка”
Примерные задачи, которые могут быть использованы при работе со сказкой.
Обучающие:
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
- учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
- развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
- развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать навыки содружества педагогов и детей;
- развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
- дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-169040-1416929375.jpg)
Проект «Шагают наши ножки по сказочной дорожке»
Цель: Обогащать двигательную деятельность детей через сказку или героя из сказки, вводить детей в сказочный мир, развивать у них творчество, фантазию и воображение, создание положительного...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-951620-1506596944.jpg)
Интерактивная игра "По сказочным дорожкам"
Цель: создать условия для развития связной монологической речи, обеспечить закрепление знания детей о сказках.Задачи:- образовательные: закрепление умения подбирать антонимы, подбирать прилагательные,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-995155-1515919439.jpg)
НОД "Путешествие по сказочным дорожкам"
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы "Путешествие по сказочным дорожкам"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1111009-1549043074.jpg)
Проект "По сказочным дорожкам"2019
Краткосрочный проект "По сказочным дорожкам" в МАДОУ №39 г. Видное....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1536926-1728483718.jpg)
Проект Сказочные дорожки
Ребенок при прослушивании сказок не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий. Рассказывая сказку родители создают осбую атмосферу доверительности, тепла и уюта. Каждая сказка являетс...