«Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей 5-6 лет»
статья на тему
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. и подчеркивается, что упражнять зрение можно с помощью офтальмотренажеров, которые принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. В статье перечислены коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами, и представлены различные виды офтальмотренажеров, используемых на занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no3_oftalm.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей
5-6 лет»
Главным направлением в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения является охрана и восстановление их зрения и поддержка зрительной работоспособности наших воспитанников.
Это осуществляется с помощью проведение различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора.
Офтальмотренажеры принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Они основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.
По своим функциям одни из офтальмотренажеров предназначены для расслабления глазных мышц а другие - для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.
Все офтальмотренажеры, сделанные нами, можно разделить на две группы.
Первая группа – это зрительные стимулы, которые используют дети для снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений.
Упражнения с этими стимулами разнообразны по форме и содержанию, всегда соответствуют проходимой предметной теме, выполняются эмоционально и носят игровой стихотворный характер.
Вторая группа офтальмотренажеров – это использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами, и зрительные ориентиры, расположенные в глубине пространства.
Траектории могут быть нарисованы в контрастном изображении на больших листах бумаги, выложены на фланелеграфах из шнуров разного цвета, и на стенах группы из отрезков цветной самоклейки.. Зрительными ориентирами могут служить цифры, буквы, силуэты разных предметов. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30см).
Нами созданы такие офтальмотренажеры для нахождения глазами зрительных ориентиров, как «Город геометрических фигур», «Бережем зрение». Эти офтальмотренажеры предназначены для снятия напряжения с глаз. На стенах располагаем силуэтное изображение геометрических фигур. После продолжительной зрительной работы мы предлагаем ребенку переместить взгляд вдаль вверх и посмотреть на зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамичную работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
Для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз нами созданы офтальмотренажеры - большие настенные панно: «Веселые человечки», «Паутинка», «Змейка». Разрабатывая большие офтальмотренажеры, мы внесли в них игровой и познавательный сюжет, при этом размер настенных панно составляет от 2 до 5 метров. Офтальмотренажер «Паутинка». Дети выполняют круговые прослеживающие движения глазами, узнавая контуры знакомых предметов. Офтальмотренажер «Змейка» Дети прослеживают глазами движение указки по полоскам сверху вниз, слева направо и наоборот, зрительно узнавая и называя при этом силуэты предметов, расположенные справа и слева от полосок. Офтальмотренажер «Веселые человечки». Он предназначен для слежения глазами в положении стоя по заданным направлениям.
При работе с офтальмотренажерами мы решаем следующие коррекционно-развивающие задачи:
1 Развиваем у детей глазодвигательные навыки, вырабатывая способность следить глазами за движущимися объектами (указкой) и плавно перемещать взгляд от точки к точке в разных направлениях.
2. Развиваем переферическое зрение, расширяем боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
3. Развиваем навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
4. Развиваем навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Помимо зрительных задач, в работе с офтальмотренажорами можно развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Систематически проводя зрительные гимнастики, используя в своей работе различные офтальмотренажеры, сочетая упражнения для глаз с правильным дыханием и физическими упражнениями, мы, таким образом, повышаем зрительную работоспособность детей, предупреждаем различные зрительные нарушения и улучшаем здоровье дошкольников.
Используемая литература:
1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.-П., 2002.
2. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб, 2007
3. Н. Доброва, Е. Кодзасова, Н Рагалева «Работа с офтальмотренажерами в детском саду». Журнал «Здоровье дошкольника» №4 2010г.
4. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию слухового и зрительного восприятия
План занятий с детьми первого года жизни....
Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.
Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...
Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...
Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»
Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....
Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы
Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы....
«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»
В статье говорится о том, что поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением зрения осуществляется с помощью проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАШУМЛЕННЫХ КАРТИНОК.
Рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано....