«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Калинина Римма Анатольевна
Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально- нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_v_doo.pptx109.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей №9» структурное подразделение – детский сад « Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста». Старший воспитатель: Калинина Р.А. Воронеж- 2021 г.

Слайд 2

Теоретические основы здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально- нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Слайд 3

Основные компоненты здоровьесберегающей среды: благоприятный морально- психологический климат; санитарно- эпидемиологический режим и гигиенические условия жизнедеятельности детей; полноценное питание детей, соблюдение режима питания; физическое развитие детей; рационально организованный образовательный процесс; лечебно – профилактическая работа с дошкольниками и сотрудниками.

Слайд 4

Под методами формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ понимают способы применения средств, позволяющих сохранять и укреплять здоровье детей. Применяют две группы методов: специфические и общепедагогические . Специфические методы характерны только для процесса формирования здоровьесберегающей среды, общепедагогические методы применяются во всех случаях образовательного процесса.

Слайд 5

К одним из специфических методов относят методы строго регламентированного упражнения. Суть этого метода состоит в том, что каждое упражнение выполняется в строго определенной форме и с определенной нагрузкой. С помощью этого метода осуществляется двигательная активность, интервалы между упражнениями, воспитываются физические качества.

Слайд 6

К общепедагогическим методам формирования среды здоровьесбережения в ДОУ относятся словесный метод и метод наглядного воздействия . Для словесного метода характерно непосредственное общение воспитателя и детей, которое порождает эмоции, чувства, вызывает положительное отношение к формированию знаний. Основные словесные методы: -рассказы воспитателя, которые воздействуют на ум, чувства, фантазию детей ( в сознании детей создаются яркие представления о рассказанном); -рассказы детей совершенствуют знания и речевое умение; -чтение художественной литературы позволяет расширить кругозор детей, формирует понимание характера героя, его действия и поступки; -беседы применяют для уточнения и коррекции знаний. Сначала воспитатель проводит предварительные беседы, знакомит детей с новыми навыками , а затем обобщает с ними полученные знания, закрепляет их.

Слайд 7

К группе наглядных методов относятся : - наблюдение; - рассматривание картин; - демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов; - демонстрация наглядных пособий; - показ изображений с применением ИКТ; - некоторые приемы в отдельных случаях выступают в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия.

Слайд 8

Направления формирования здоровьесберегающей среды сохраняют и развивают здоровье дошкольников. Основными направлениями являются: а) совершенствование нормативно-правовых условий ДОУ; б) создание комплекса управленческих условий в ДОУ; в) развитие материально-технической базы для сохранения здоровья детей ; г) оптимизация двигательной активности дошкольников.

Слайд 9

Основные признаки состояния здоровьесберегающей среды. Одним из таких признаков является развивающая предметно- пространственная среда. Почти во всех детских садах действует спортивный зал, медицинский кабинет, сенсорная комната , имеется спортивная площадка. Они оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем, мебелью, аппаратурой для организации работы с детьми по физической культуре и сохранению здоровья. О бразовательный процесс в группах основывается в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. В помещении групп имеется пространство для организации активной деятельности детей, создаются спортивные уголки для возможности проведения индивидуальных и внутригрупповых работ по укреплению здоровья .

Слайд 10

При оформлении групп и подборе материала для игр многие педагоги дошкольных учреждений учитывают цветовое сопровождение. Правильный выбор цвета стен, штор, мебели, аксессуаров воздействует более эффективному развитию двигательных навыков детей, влияет на их эмоциональное состояние. Каждый новый учебный год в детском саду воспитатели начинают с перемен в оформлении групп и участков, педагоги стараются следить за интересами современных детей, поэтому все расходные и игровые материалы обновляются. Цветовое оформление выбирается в соответствии с особенностями световосприятия детей и назначением помещения . В практике используют контрастные цветовые сочетания и сближенные тона.

Слайд 11

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающей среды уделяется: воспитанию у ребенка общечеловеческих ценностей, культурных традиций; подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности дошкольников; составлению совместных программ с культурно-образовательными и спортивно-оздоровительными учреждениями (например , с БУЗ ВО ВОКЦ ЛФК и СМ «Реабилитация » ) с оказанием помощи и участием родителей; организации деятельности по общественно-полезному совместному труду , например, участие родителей в оформлении группы, уборке участков для прогулок детей; взаимоотношениям родителей с воспитателями.

Слайд 12

Без здоровой окружающей среды невозможен полноценный образовательный процесс. М ожно сказать, что современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ ориентированы на создание эмоциональных и комфортных условий нахождения ребенка в учреждении и способствуют физическому и духовному воспитанию, оздоровлению воспитанников .

Слайд 13

Задачи по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка. 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей заниматься в различных спортивных секциях. 5. Соблюдать требования САНПиНа . 6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 8. Осуществлять закаливающие мероприятия с использованием солнца, воды и воздуха в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача. 9. Пропагандировать среди родителей новинки детской литературы, являющейся педагогически ценной. 10. Личный пример всех взрослых – «Мы за здоровый образ жизни!» /отказ от вредных привычек, участие в спортивных соревнованиях, пешеходные прогулки, здоровое питание, соблюдение режима дня, двигательная активность и т.п ./ 11. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

Слайд 14

Задачи по созданию здоровьесберегающей среды в домашних условиях. 1. По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей . 2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей ) по формированию привычки к здоровому образу жизни. 3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 4. Вспоминать о своем детстве, рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. 5 . Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 ° С. 6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. 7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 9. Осуществлять закаливание с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача. 10. Оформить мини- библиотеку детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни . 11. Личный пример взрослых родителей и педагогов 12 . По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

Слайд 15

Литература: 1 . Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова . – М.: ТЦ Сера, 2005. 3. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / сост . Н.И.Крылова .– Волгоград: Учитель, 2009 . 4. Материалы с интернета.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  дошкольного возраста  через формирование  у них представления о здоровом о...

Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...

"Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...