Технология проектной деятельности в ДОО
статья (подготовительная группа) на тему

Статья посвящена проектной деятельности в дошкольном образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района Санкт-Петербург

Проектная деятельность в дошкольном образовании.

Воспитатель:

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

2016г


Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

 (Этимологический словарь)

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.

  • Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
  • Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
  • Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
  • Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основные принципы дошкольного образования:

  1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником Субъектом образовательных отношений.
  2. Поддержка и инициативы детей в различных видах деятельности.
  3. Сотрудничество организаций, с семьёй.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

                   В ФГОС ДО от 17 октября 2013 г.

№ 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования:

Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ В ДОО?

проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать и слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Содержание проектной деятельности:

1.замысел;

2.планирование;

3.подготовка и проведение;

4.оформление и проверка результатов.

Функции:

1.познавательная;

2.рефлексивная;

3.развивающая;

4.воспитывающая.

Результаты:

1.расширение и углубление предметных знаний;

2.знания о структуре проектной деятельности;

3.умение выдвигать и обосновывать гипотизы;

4.умение выполнять эксперимент;

5.умение представлять результаты.

Деятельность воспитателя:

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Для реализации проекта педагог:

- определяет этапы его реализации,

- продумывает содержание деятельности

осуществляет подбор практического материала.

Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, взаимодействие с родителями.

Особенности проектной деятельности в ДОО:

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

           Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

ПРОЕКТ – это 5 «П» + результат:

  • ПРОБЛЕМА;
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ;
  • ПОИСК ИНФОРМАЦИИ;
  • ПРОДУКТ;
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Результат проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Специфические возрастные задачи для  младшего дошкольного возраста:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.​

Познавательно-исследовательская деятельность.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Проектная деятельность. Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)

Проектная деятельность.

  • Развивать проектную деятельность всех

типов (исследовательскую, творческую, нормативную).

  • В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
  • Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
  • Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
  • В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
  • Помогать детям в символическом отображении ситуации

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:

исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

 ТВОРЧЕСКАЯ :

В ходе творческой проектной деятельности создается новый

творческий продукт.

 НОРМАТИВНАЯ:

 В ходе нормативной проектной деятельности дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском

коллективе, что позволяет

развивать позитивную социализацию детей

Классификация проектов
По доминирующему виду деятельности (Киселева Л.В)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности.

Старшая группа

Информационно-практико-ориентированны

Информационно-практико-ориентированны

Средняя  группа

Ролево-игровой

Использование элементов творческих игр.

Младшая группа

Творческий

Результат работы- детский праздник, дизайн группы и т. д.

Младшая группа

Классификация проектов:

по составу групп участников проекта:

  1. Индивидуальные;
  2. Подгрупповые;
  3. Групповые.

 ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ :

краткосрочные -(1-3 занятий)

средней продолжительности -(1-3 месяца)

долгосрочные- (до 1 года)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  • Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составить плана-схему проекта.
  • Организовать сбор, накопление материала.
  • Включить в план схему проекта - НОД, игры и другие виды детской деятельности.
  • Продумать домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  • Продумать форму  презентации проекта.

Основные этапы метода проектов

  • Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  • Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • - в каких источниках можно найти информацию;
  • - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • - с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  • Выполнение проекта – практическая часть.
  • Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.

Преимущества метода проектов.

1. Взаимодействие ДОО с родителями дошкольников

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Преимущества для педагогов ДОО

Внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности:

- повышает профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;

- формирует профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: субъектном отношении педагога к ребенку;

-определяет  мотивации;

- формирует доброжелательное отношение к ребенку;

- развивает систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем,);

- создает продукт, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада). Делает индивидуальный подход с  учетом зоны ближайшего развития ребенка;

Преимущества для  дошкольников:

  • увеличивается интерес к обучению;
  • возникает понимание того, как содержание одной исследуемой темы связано с другими темами и направлениями деятельности;
  • достигается более глубокое и осознанное накопление умений и навыков необходимых для следующей ступени образования.

Проектный метод обучения помогает:

  • в формировании у дошкольников целостного образа предмета, явления или события. Например, если тема образовательного проекта – «Дома», то во время работы над проектом дети получат представления о домах разных видов, из разных материалов, различного назначения, сказочных и реальных «домах», домах зверей и птиц, строительных профессиях и т. п.;
  • в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети при выполнении различных заданий по ходу проекта учатся работать и самостоятельно, и в паре, и в партнерстве со взрослыми.
  • в интегрированном решении задач различных образовательных направлений. Различные задания по теме проекта позволяют уточнять или расширять представления детей о предмете или явлении, формировать элементарные математические понятия, развивать навыки предчтения, письма (копирования, мелкой моторики, изобразительных умений и др.)
  • в обеспечении индивидуализации образования за счет использования разноуровневых заданий;
  • в предоставлении дошкольникам выбора содержания. Дети могут выбирать то, с чем им наиболее интересно работать. Например, рисовать или мастерить макет домов, в которых живут люди, или жилище животных;
  • в реализации права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках практической деятельности проекта дети самостоятельно принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности: рассматривать книги, раскрашивать, дорисовывать, штриховать, считать, копировать слова, распутывать лабиринт, готовить картинки для книжки-малышки или что – то еще.
  • в наглядной демонстрации родителям ежедневных достижений детей. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы, но получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям, а можно выполнить дома вместе с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

I этап. Подражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий

Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий

Он характерен для детей 6–7лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Как разработать проект

Определить цель проекта.

Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Определить состав участников проекта.

Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).

Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)

Реализовать проект.

Представить итоговый продукт совместной деятельности( мероприятие, праздник, выставка и др.)

Проанализировать результат.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира .

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Проектная деятельность и технологии проектной деятельности

В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...