Самообразование (опыт работы) на тему "Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
статья на тему
Музыкотерапия - эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии линости, коррекции эмоциональной и поведенческой функций. в материале описывается применение танцев, коррекционной ритмики и музыкальной психогимнастики в условиях ДОУ, приводятся примеры музыкально-двигательной терапии, даются рекомендации по разработке музыкальной фонотеки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzterapiya.docx | 31.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2»
Воспитатель высшей категории
Кашкарова С.В.
Тема: «Музыка как метод воздействия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждого ребенка. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы.
Выделяют три уровня психологического здоровья детей дошкольного возраста:
- креативный уровень (ребенок – творец) – идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья ребенка. Это дети, получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таким детям практически не нужна коррекционная помощь, они устойчиво адаптированы. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.
- адаптивный уровень – средний уровень психологического здоровья. В целом, это адекватные дети, но проявляющие признаки дезадаптации. Такие дети могут обладать повышенной тревожностью, зависимостью от мнения окружающих. Это группа относительного риска, составляющая около 80% детей. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь.
- ассимилятивно – аккомодативный уровень - низкий уровень психологического здоровья. Дети не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеют системой и механизмами защиты. К этой категории относятся низкоадаптивные дети, «удобные тихони» и гиперответственные дети. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Этим детям необходима глубокая индивидуальная коррекционная работа.
Как средство коррекции психологического здоровья таких детей может быть использована арттерапия - буквально «терапия искусством», которая успешно применяется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии. В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Музыкотерапия.
В настоящее время использование музыкотерапии в работе с детьми в условиях дошкольных учреждений, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии личности, в коррекции эмоциональной и поведенческой функций и т.д.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Музыкотерапия может быть представлена в пассивной (слушание) и активной форме (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, что приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.
Существует следующая классификация методов музыкотерапии:
- активирующие методы, направленные на эмоциональное реагирование на музыку;
- тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках психотерапии;
– релаксирующие методы, направленные на расслабление. При использовании этого метода могут звучать звуки природы или специальная музыка для релаксации. В этом виде музыкотерапия может использоваться как метод самопомощи, который использует практически каждый человек, просто не используя при этом психологические термины.
- коммуникативные методы, способствующие улучшению взаимоотношений. Эти методы предполагают коллективную игру на различных музыкальных инструментах, в процессе которой группа постепенно включается в общий ритм музыки, что создаёт групповую сплоченность коллектива.
- творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации. Такой вид музыкотерапии позволяет детям выражать спонтанно возникающие чувства. Главным здесь является свобода выражения, естественность и соприкосновение с собственным «Я» через выражение музыки и воспроизведение её в звуках.
- психоделические (созерцательные) методы, при использовании которых происходит прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев с последующим ее обсуждением в группе.
- музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.
Использование музыкотерапии в педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста, безусловно, связано с решением основных задач педагогической практики: образования, развития и воспитания человека.
Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне так и на подсознательном уровне.
Восприятие музыки оказывает положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Активная музыкотерапия может выражаться в форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления –кинезитерапии.
Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительный эффект использования танцтерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний подтверждается рядом исследователей. (В.М.Бехтерев, А.М.Берштейн, В.А.Гиляровский и др.).
Положительные эмоции вызывает у детей участие в массовых танцах – «флэшмобах», где нет необходимости соблюдать рисунок танца. Главное, что требуется от ребенка, это выполнение определенных движений в такт музыке. Даже самые «немузыкальные», эмоционально закрытые дети становятся активными участниками танцевального действа. Они приобретают уверенность в своих силах, получают заряд положительной энергии, ведь в этой деятельности главное не качество исполнения, а радость и вдохновение. Особые эмоции испытывают дошкольники, попадая на городские развлекательные мероприятия, где используются знакомые им мелодии для танцев. Заслышав первые ноты музыкального произведения, они начинают двигаться в такт музыке. Особый восторг и гордость дети испытывают, если все вокруг начинают танцевать так же, как они. В группе массовые танцы работают как метод снятия эмоционального напряжения, создания хорошего настроения.
В работе с дошкольниками используются произведения в исполнении современных зарубежных и российских вокальных групп, например: «Аррива», «Шоколадка», «Божья коровка», «Маленькие звезды», «Барбарики», «Дрыц-тыц-фиксики» и др. Главное требование к музыке – ритмичность, задор и положительная энергетика, которая непременно передается детям.
Массовые танцы можно применять в совместной деятельности с детьми, как утреннюю гимнастику в летний период, как номера для выступления в концертах и мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.
Коррекционная ритмика (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э.Жак-Далькроз) – вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на детей с повышенной возбудимостью, влияют на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности центральной нервной системы. Современные авторы предлагают множество коротеньких песенок-разминок, под которые любой педагог может подобрать несложные ритмические движения. Песенки-разминки можно использовать в непосредственно образовательной деятельности в качестве физминуток, в игровой деятельности, на праздниках и мероприятиях. Так же, как и танцевальные мелодии, музыка для разминок должна быть ритмичной, интересной по содержанию. Мы используем работы как российских, так и зарубежных авторов: «У жирафа пятна», «Соку-бачи», «Елочки-пенечки», «Медвежата», «Моя тетя-весельчак» и т.д.
Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. В этом случае используются музыкальные произведения разной эмоциональной окраски, позволяющие имитировать самые разнообразные, и не только положительные, эмоции: грусть, страх, тоска, печаль. Например, по характеру музыки дети должны определить настроение героя, отгадать и показать его в движении (Игры «Отгадай и покажи, кто это», «Что можно делать под эту мелодию», песни-загадки «Белка», «Медведь», «Ежик», «Волк»).
Под веселые мелодии можно предложить дошкольникам весело танцевать, передвигаться по группе, но при этом быть внимательными – как только педагог нажмет на кнопку «пауза», необходимо выполнить заранее обговоренные задания. Например, замереть на месте, или лечь на коврик и «уснуть», либо собраться в кружок в определенном количестве. Такие игры вызывают не только положительные эмоции, но и сближают детский коллектив. Как правило, в таких группах нет отверженных детей.
Приведем примеры подвижных музыкальных игр с паузами:
«Замри» - в музыкальной паузе замереть и не двигаться с места, пока педагог не даст команду снова танцевать.
«Обнималки» - в музыкальной паузе найти 1(2,3 и т.д.) друзей и обняться с ними.
«Цифры» - в музыкальной паузе собраться в кружок в том количестве, какое соответствует числу, названному педагогом.(по 4, по 7, по 10 и т.п. )
«Тройки, звездочки, цепочки» - в соответствии с услышанным словом, выстроить с детьми определенную фигуру. «Тройки» - встать по 3 человека, как тройка лошадей, и закричать «иго-го!». «Звездочки» - сделать круг из пяти человек, взяться за руки, поднять вверх и закричать «Ура!». «Цепочки» - всем детям взяться за руки, вытянуться в длинную цепь и закричать «Колбаса!».
«Морские фигуры» - всем известная игра, которую можно провести в музыкальном сопровождении.
«Засыпай-ка» - в музыкальной паузе лечь на коврик, сделать вид, что уснул.
Можно придумать множество подобных игр с самыми разнообразными и интересными заданиями – все зависит от творческих способностей педагога и его умения грамотно использовать специальную литературу и интернет-ресурсы. И самое главное – музыкотерапию можно использовать как средство воздействия на эмоциональное развитие дошкольников как младшего, так и старшего возраста.
Как собрать «Музыкальную копилку»:
Во-первых, можно позаимствовать музыку у коллег. Во-вторых, можно приобрести готовые диски в специализированных магазинах (которых нет в малых городах России). По-моему мнению, самый главный современный ресурс, который может выдать любую информацию – это интернет. Вводим в поисковик запрос «детские песни о…» - и получаем массу музыкальных произведений самой разной тематики и качества. Прежде, чем познакомить детей с новой музыкой, прослушиваем ее на предмет отсутствия вредного воздействия на психику ребенка, качественное исполнение и звучание. Затем придумываем ритмические движения и показываем детям. Предварительных репетиций не требуется, так как этот вид деятельности должен приносить детям удовольствие, а не утомлять.
При подборе репертуара необходимо учитывать и возрастные особенности детей – песенки для малышей будут неинтересны старшим дошкольникам, так же, как и слишком «взрослые» произведения будут сложны для младших. В этом случае, как и во всех воздействиях педагога на дошкольника, важно найти «золотую середину», чтобы достичь максимального положительного эффекта.
Также важно иметь в виду, что особенностью музыкотерапевтической работы в условиях дошкольных учреждений является то, что она может проводиться как с больными детьми, так и здоровыми. Терапевтическое воздействие музыки на здорового ребенка выражается в гармонизации внутренних интересов, потребностей, влечений и на этой основе – общей оптимизации жизненных сил. В этом случае музыка оказывается фактором, призванным активизировать эмоциональную сферу, повысить жизненный тонус ребенка.
Заключение
Целенаправленное применение арттерапии в наше время выделилось в самостоятельное направление, сравнительно недавно занявшее свою нишу на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства.
Предложенный материал может быть использован как база для построения системы работы в области музыкотерапии в дошкольных общеобразовательных учреждениях, направленной на:
- эффективную коррекцию эмоционального состояния детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка;
- обогащение опыта общения детей с разными видами музыкального искусства;
- создание условий для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл музыкального произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.
Список литературы
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова., Т.А. Добровольская – М.: Academia. – 2001. – 328 с.
- Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. – 213 с.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965. – 328 с.
- Доскина В. А. Реабилитация детей в домах ребенка. М, 2007 г.
- Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. – 1977.- С 34
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. – 348 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.2. – 400 с.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М.: Искусство,1993. – 258 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
- Шумакова А.В. Программа. Мир музыки и ребенок в нем – Ставрополь: издат. Феникс,1997. – 38 с.
- Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: 1998. – 114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...
План самообразования " Использование метода синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Технология - открывающая творческие, интелектуальные и речевые возможности....
Опыт работы Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей дошкольного возраста».
Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей дошкольного возраста». Понятие «творчество» имеет многозначный характер. Творчеств...
«Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии в ДОУ в работе с детьми...
Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...
Консультация для воспитателей. «Ритмотерапия как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей является поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса ...