Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»
методическая разработка на тему
Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Утверждаю
педагогическом совете заведующий МБДОУ детский сад № 2 протокол № от «Теремок» Заворина Т.А.
Программа саморазвития
тема: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»
на 2012-2015 г. г.
Разработала: воспитатель
Теселкина Екатерина Сергеевна
г. Семенов
Нижегородская область
Актуальность:
Известно, что могучим фактором, способствующим познавательной и интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников младшего возраста с миром природы. Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» определяет работу в данном направлении в образовательной области «Познавательно-речевое развитие», содержанием которой являются формирование семейной, гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Именно поэтому на современном этапе развития общества очень актуально развитие познавательной деятельности дошкольников.
Проблема в том, что у детей недостаточно развиты любознательность, потребность узнать новое, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Исходя из этой проблемы, мною была определена цель и поставлены задачи.
Цель:
Организация работы с детьми и родителями, направленная на формирование представлений о природном окружении.
Задачи:
1. Создание условия для ознакомления с природой, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
2. Привить начальные познавательные навыки и умения в мире природы.
3.Формировать у детей раннего возраста конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности
4.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей.
5.Развивать у детей любознательность через наблюдения, экспериментирование, знакомство с художественными и музыкальными произведениями, а так же вызвать желание отражать окружающую действительность с помощью продуктивной деятельности.
6. Формировать компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей, через ознакомление с различными средствами и способами ознакомления с миром природы дошкольников в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты
Создана в группе предметно-пространственная среда, формирующую личность, имеющую представления о природном окружении. Выстроена система педагогической работы, направленная на то, чтобы ребенок овладел основными культурными способами деятельности, проявлял инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Кроме этого, данная система позволила бы ребенку овладеть умением задавать вопросы об окружающем мире и принимать информацию к сведению.
Этапы реализации, сроки
Подготовительный 2012-2013 учебный год.
- Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме
- Анкетирование родителей, ознакомление с передовым педагогическим опытом.
Практический 2013-2014учебный год
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Участие в окружных (районных конкурсах) профессионального мастерства по данной теме.
Аналитический 2014-2015учебный год
- Анализ созданных условий для развития дошкольников по данной теме.
- Транслирование опыта в рамках районного методического объединения г.о. семеновский по познавательному развитию, профессиональных педагогических сообществ сети Интернет
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме с воспитанниками раннего дошкольного возраста с миром природы;
- Продолжить работу по разработке новых игр и пособий по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы.
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Л.Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006
- Е.Н. Соляник. Развивающие игры для детей раннего возраста. С.- Петербург, 2010
Приложение 1
План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»
старшей группы «Почемучки» на 2012-2013 уч. год. Теселкиной Екатерины Сергеевны
Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности
Срок выполнения | Тема | Содержание работы | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы | Проведение дидактических игр и упражнений | Памятки для родителей по обучению связной речи. | + |
Октябрь | Дидактические игры | Дидактические игры, направленныена формирование у детей представлениио людях разнх профессий. | Картотека дидактических игр | + |
Ноябрь | Словесные игры | Активизация и обогащение словарного запаса детей | Картотека словесных игр | + |
Декабрь | Работа по составлению(придумыванию) загадок | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить отгадывать загадки по схеме | Косультация для родителей: "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"(папка-передвижка) | + |
Январь | Разработка азбуки | Развивать монологическую речь детей, Развивать воображение | Изготовление Азбуки | + |
Февраль | Работа над развитием речи через театральную деятельность | Инсценировки сказок: "Заюшкина избушка". "Репка", " комар-Комаревич" и др.( с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ сказок для малышей | + |
Март | Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику | Картотека пальчиковых игр | + |
Апрель | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Формировать у детей умения рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Развивать исследовательские действия при рассмотрении картины. | Рекомендации родителям по обучению детей по составлению рассказов по сюжетным картинам | + |
Май | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Формировать умения у детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов | + |
Приложение 2
План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»
старшей группы «Непоседы» на 2013-2014 уч. год. Теселкиной Екатерины Сергеевны
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Срок выполнения (месяц) | Тема | Содержание работы | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | + |
Октябрь | Развитие связной речи через фототворчество | Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел лето». Сбор фотоматериала и информации о летнем отдыхе детей | Оформление в группе фотостенда «Лучшие на свете впечатления о лете!» | + |
Ноябрь | Развитие речи посредством дидактических игр по ПДД | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД | Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми | + |
Декабрь | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ. | Показ сказки «Три поросенка» детям младшей группы. | + |
Январь | Развитие речи через обучение детей этикету | Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет | Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости | + |
Февраль | Работа над выразительностью речи во время вокального конкурса | Создание, оформление книги (Запись детских рассказов из личного опыта и брошюрование книги) | Создание самодельной книги детьми и воспитателем «Мои впечатления от создания творческой работы «Символ Олимпиада 2014 года» | + |
Март | Проектная деятельности, как средство развитие речи дошкольников при ознакомлении с окружающей природой. | 1.Определение актуальности проблемы, постановка цели и задач, разработка перспективного плана по работе с родителями и детьми. 2.Создание мультимедийной презентации на тему «Стриж. Вся жизнь на лету» 3. Оформление материала проекта в папку 4.Тиражирование опыта работы по данному проекту | Экологический проект «Стриж» | + |
Апрель | Тема та же | Презентация экологического краткосрочного проекта «Стриж –птица 2014 года» в рамках окружного конкурса профессионального мастерства воспитателей ДОУ | Участие в окружном конкурсе | + |
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе | 1.Изучение методической и художественной литературы, а также интернет-ресурсов по темам: «Лето», «Народные художественные промыслы города Семенов» 2.Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками | Создание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на темы: «Лето», «Народные художественные промыслы города Семенов» | + |
Приложение 3
План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»
1 младшей группы «Колобок» на 2014-2015 уч. год. Теселкиной Екатерины Сергеевны
Тема: Театрализованная деятельность как средство развитие речи детей раннего дошкольного возраста
Срок выполнения (месяц) | Тема | Содержание работы | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Театральная деятельность как средство развитие речи детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством |
| Памятки для родителей по обучению связной речи через театрализованную деятельность «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» | + |
Октябрь | Работа с родителями | консультация «Какие бывают театры». Сбор информации о театрализованных играх дома с родителями. | + | |
Ноябрь | Конкурс «Театр своими руками» | Привлечение родителей к изготовлению театров Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению детей с с художественной литературой и устным народным творчеством Сбор информации о театрализованных играх дома. Разработка диагностической карты воспитанников | Выставка «Театр своими руками» Перспективный план по ознакомлению детей с с художественной литературой и устным народным творчеством Диагностика воспитанников | + |
Декабрь | Развитие речи детей посредством театрализованных игр | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством театрализованных игр | Картотека театрализованных игр | + |
Январь | Развитие связной речи через фототворчество | Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел Новый год». Сбор фотоматериала и информации о маскарадных костюмах | Оформление в группе фотостенда «Я и Новый год» | + |
Февраль | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время драматизации | Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет | Драматизация сказки | + |
Март | Проектная деятельности как средство развитие речи детей раннего дошкольникого возраста | Определение актуальности проблемы, постановка цели и задач, разработка перспективного плана по работе с родителями и детьми. Оформление материала проекта в папку | Проект «Театр и малыши» | + |
Апрель | Тема та же | Тиражирование опыта работы по данному проекту | Публикация статьи в интернет-сообществе «Из опыта работы по театрализованной деятел-ти | + |
Май | Работа с родителями. Привлечение их к изготовлению атрибутов к театрализованному представлению | Творческий вечер с родителями. Показ фрагмента из театрализованной деятельности | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему: Обучение детей раннего и дошкольного возраста
Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны¬...
Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...
Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь
Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь». Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П....
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
«Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Цель и задачи работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование». Цель работы по самообразованию:Расширение общепедагогически...