Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь
статья по окружающему миру (старшая группа)

Федотова Людмила Петровна

Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающиммиром природы и развиваем речь».

 

Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П.

 

Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребенка.

Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребёнка растёт пропорционально получаемой информации. Исходя из этого, необходимо расширить перечень лексических тем и увеличить объем лексико-грамматического материала внутри каждой темы. Стараясь давать детям как можно больше разнообразных знаний, происходит ускорение их речевого развития и интеллекта. Для чего следует, на занятиях разного типа включать обязательные задания, направленные на развитие речевой функции, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер. Весь комплекс этих заданий образует схему гармоничного развития ребенка.

Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми мы определили следующие задачи:

Овладение лексико-грамматическими формами языка. Формирование знаний об окружающем мире и человеке как сложных и взаимосвязанных системах. Развитие восприятия, внимания, памяти мышления и воображения. Моральное воспитание (воспитание доброты, чуткости, сострадания и умения сопереживать)Формирование основ экологической культуры и правил безопасного поведения. Развитиеэмоционально-чувствительной сферы: ощущение красоты окружающего мира и желание сохранить умножить её; выражение своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности.

Количество специальных речевых занятий в детском саду недостаточно для развития речи ребёнка, поэтому воспитатель должен понимать о важности решения этой задачи и на других занятиях, особенно на занятиях, на которых у детей формируется представление об окружающем. Ведь, речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира.

При ознакомлении детей с предметным окружением мы углубляем и уточняем их знания о предметах, учим характеризовать их форму, размер, цвет, отмечать индивидуальные особенности (например, расположение и соотношение частей предмета). Обогащают представления дошкольников сведения о материалах, из которых изготовлены те или иные вещи. Процесс ознакомленияс предметами осуществляем поэтапно:

Первичное знакомство с предметом и его наименованием. Исследование свойств и качеств предметов. Обогащение словаря детей за счет названий деталей предметов, материалов, из которых предметы изготовлены, оттенков цвета (светло-зелёный, розовый, бирюзовый и др., физических качеств и свойств (гладкий, мягкий, упругий, издает мелодичный звон и др.).

Заинтересовавшись предметом, дети стремятся самостоятельно определить материал и его признаки (сгибают, пытаются смять, надорвать, определяют твёрдость, мягкость, вес и т. д.

Группировка, обобщение, классификация и дифференциация предметов.

Ознакомлению с предметами и их свойствами я отвожу целые занятия, на которых провожу словарную работу в форме игр и упражнений продолжительностью 5-10 мин. Примерно один раз в неделю в свободное от занятий время провожу эти же игры и упражнения для закрепления материала. Занятиям обычно предшествует предварительная работа (экскурсии, целевые прогулки, опыты, наблюдения, беседы).

Для обогащения и уточнения словаря я использую следующие приёмы:

а) называю предмет, действие, качество, интонационно выделяю новое слово, и предлагаю повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей. Запомнили? Как я сказала о воробье?»);

б) предлагаю детям поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день. - Как вы думаете, какой это был день?»);

в) предлагаю детям на выбор несколько характеристик предметов (объекта) и прошу, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (грузный – неуклюжий – увалень; шалунья – озорница – плутовка).

Для активизации словаря использую такие приёмы как:

а) вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда? как). Задаю вопросы о том, почему так назван тот или иной предмет (умывальник, вешалка, сосняк, подосиновик). Давать пояснения, толкования слов, если дети не смогут сделать этого сами;

б)словесные дидактические упражнения«Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей?», «Кто расскажет подробнее?»«Скажи наоборот» - на использование антонимов, «Кто скажет иначе?» - упражнение на подбор синонимов).

Игры можно проводить, используя мяч. Воспитатель кидает ребёнку мяч со словами«Работает на стройке, но не маляр». – «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т. д.)», - отвечает ребёнок;

в) дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала.Пример«Что лишнее?» (чашка, стакан, сахарница, молочник, ваза для цветов)«Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты)«Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т. д.); «Каждую картинку на своё место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображением животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелётных птиц. Детям предлагаю расположить животных и птиц по группам).

Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, то в работе с детьми я использую игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, берёза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание надо обращать на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья);

г) игры – небылицы («Что не так?»). Например,я рассказываю: Вернувшись из похода в весенний лес, Витя подарил бабушке букет жёлтых и красных листьев»).

Большое значение, я уделяю разговору с детьми в утренние и вечерние часы, когда ребёнок может что-то рассказать о том, как он провёл дома выходной день, что нового и интересного узнал и увидел, как и во что играл дома. Еженедельно планирую индивидуальную работу с детьми по словарной работе, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.Например:

а) При ознакомлении детей с трудом взрослых по теме «Профессии», во время беседы обращаю их внимание на название предметов, объектов, людей и т. д. Поясняю,почему такое название дано объекту: «Уборщица - она убирает. Строитель – строит. Учитель – учит детей. И т. д.». Обращаю внимание на то, что есть слова,которыми обозначают профессии: повар, дворник, воспитатель и т. д. Этими словами не называют людей, если даже они умеют выполнять такие действия, это их профессия. Например, словом бегун называют только спортсменов, а не всех кто умеет бегать.

б) Знакомя детей с наименованиями предметов, стараюсь показать трудные формы изменения слова.Например: «Это пяльцы. На них натягивают ткань, когда вышивают. Без пялец вышивать неудобно, ткань морщится». При ознакомлении детей с названиями предметов посуды, обращаю их внимание на то,что эти наименования не всегда образуются одинаково: «Посуда для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница, для салата – салатница, можно сказать и салатник. А вот посуду для масла называют словом «маслёнка», а не как-то по-другому. Посуда для соли – солонка.А для чая есть два вида посуды: для сухого чая – чайница, а для заварного – чайник». Необходимо давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, передаваемых предлогами (в, на, за, из, до, с, под) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, налево, направо, прямо, впереди, назад, между, без опоры на наглядность. Например, попросить ребёнка«Принеси, пожалуйста, книгу, она лежит во втором ящике сверху» или «Поставь, пожалуйста, эту игрушку на нижнюю, правую полку ближе к середине».

в) В беседе по прочитанному рассказу или сказке, я задаю детям вопросы по содержанию текста, по художественной форме литературного произведения и вопросы, характеризующие образ персонажей (Какой показана лиса в сказке? Какими вы видите медвежат? и т. д., дети подбирают синонимы и антонимы. Эти упражнения помогают тому, что дети на занятиях включают в свои рассказы лексически более богатые, разнообразные описания времен года, погоды, литературных персонажей и т. д.

г) Во время прогулок, экскурсий провожу с детьми наблюдения за сменой сезонов, за изменениями в живой и неживой природе, за поведением и повадками животных и т. д., обращая внимание детей на явления,которые обозначаются однокоренными словами: снег, снежинка, снежок, снежная баба, снеговик, заснеженный; побежал, бежит, бегает, забежал, убежал, прибежал. На занятиях по природному окружению, накопленные знания и впечатления детей уточняются и систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?»«Что мы знаем о рыбах?»,

Спланировать занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи непросто, всегда есть желание включить в него как можно больше полезного и интересного детям материала. Поэтому, сначала я стараюсь определить задачи развития ребёнка. В данном направлении это задачи развития устойчивого интереса детей к объектам и явлениям окружающего мира, социальной действительности и задачи развития речи (овладение лексико-грамматическими формами речи). А затем разрабатываю формы организации образовательного процесса (беру определённые темы из перспективного плана изучения лексических тем, конкретизирую цели занятия, продумываю организацию развивающей среды).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру «Путешествие в мир природы»

Цель: Обобщение и систематизация знаний: о планете Земля, характерных признаках времен года, насекомых, домашних и диких животных, деревьях и кустарниках, правилах поведения в природе. Актуализац...

Картотека дидактических игра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого обьекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...