Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь
статья по окружающему миру (старшая группа)
Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь».
Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П.
Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребенка.
Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребёнка растёт пропорционально получаемой информации. Исходя из этого, необходимо расширить перечень лексических тем и увеличить объем лексико-грамматического материала внутри каждой темы. Стараясь давать детям как можно больше разнообразных знаний, происходит ускорение их речевого развития и интеллекта. Для чего следует, на занятиях разного типа включать обязательные задания, направленные на развитие речевой функции, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер. Весь комплекс этих заданий образует схему гармоничного развития ребенка.
Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми мы определили следующие задачи:
Овладение лексико-грамматическими формами языка. Формирование знаний об окружающем мире и человеке как сложных и взаимосвязанных системах. Развитие восприятия, внимания, памяти мышления и воображения. Моральное воспитание (воспитание доброты, чуткости, сострадания и умения сопереживать). Формирование основ экологической культуры и правил безопасного поведения. Развитиеэмоционально-чувствительной сферы: ощущение красоты окружающего мира и желание сохранить умножить её; выражение своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности.
Количество специальных речевых занятий в детском саду недостаточно для развития речи ребёнка, поэтому воспитатель должен понимать о важности решения этой задачи и на других занятиях, особенно на занятиях, на которых у детей формируется представление об окружающем. Ведь, речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира.
При ознакомлении детей с предметным окружением мы углубляем и уточняем их знания о предметах, учим характеризовать их форму, размер, цвет, отмечать индивидуальные особенности (например, расположение и соотношение частей предмета). Обогащают представления дошкольников сведения о материалах, из которых изготовлены те или иные вещи. Процесс ознакомленияс предметами осуществляем поэтапно:
Первичное знакомство с предметом и его наименованием. Исследование свойств и качеств предметов. Обогащение словаря детей за счет названий деталей предметов, материалов, из которых предметы изготовлены, оттенков цвета (светло-зелёный, розовый, бирюзовый и др., физических качеств и свойств (гладкий, мягкий, упругий, издает мелодичный звон и др.).
Заинтересовавшись предметом, дети стремятся самостоятельно определить материал и его признаки (сгибают, пытаются смять, надорвать, определяют твёрдость, мягкость, вес и т. д.
Группировка, обобщение, классификация и дифференциация предметов.
Ознакомлению с предметами и их свойствами я отвожу целые занятия, на которых провожу словарную работу в форме игр и упражнений продолжительностью 5-10 мин. Примерно один раз в неделю в свободное от занятий время провожу эти же игры и упражнения для закрепления материала. Занятиям обычно предшествует предварительная работа (экскурсии, целевые прогулки, опыты, наблюдения, беседы).
Для обогащения и уточнения словаря я использую следующие приёмы:
а) называю предмет, действие, качество, интонационно выделяю новое слово, и предлагаю повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей. Запомнили? Как я сказала о воробье?»);
б) предлагаю детям поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день. - Как вы думаете, какой это был день?»);
в) предлагаю детям на выбор несколько характеристик предметов (объекта) и прошу, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (грузный – неуклюжий – увалень; шалунья – озорница – плутовка).
Для активизации словаря использую такие приёмы как:
а) вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда? как). Задаю вопросы о том, почему так назван тот или иной предмет (умывальник, вешалка, сосняк, подосиновик). Давать пояснения, толкования слов, если дети не смогут сделать этого сами;
б)словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей?», «Кто расскажет подробнее?», «Скажи наоборот» - на использование антонимов, «Кто скажет иначе?» - упражнение на подбор синонимов).
Игры можно проводить, используя мяч. Воспитатель кидает ребёнку мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». – «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т. д.)», - отвечает ребёнок;
в) дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала.Пример: «Что лишнее?» (чашка, стакан, сахарница, молочник, ваза для цветов); «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты); «Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т. д.); «Каждую картинку на своё место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображением животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелётных птиц. Детям предлагаю расположить животных и птиц по группам).
Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, то в работе с детьми я использую игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, берёза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание надо обращать на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья);
г) игры – небылицы («Что не так?»). Например,я рассказываю: Вернувшись из похода в весенний лес, Витя подарил бабушке букет жёлтых и красных листьев»).
Большое значение, я уделяю разговору с детьми в утренние и вечерние часы, когда ребёнок может что-то рассказать о том, как он провёл дома выходной день, что нового и интересного узнал и увидел, как и во что играл дома. Еженедельно планирую индивидуальную работу с детьми по словарной работе, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.Например:
а) При ознакомлении детей с трудом взрослых по теме «Профессии», во время беседы обращаю их внимание на название предметов, объектов, людей и т. д. Поясняю,почему такое название дано объекту: «Уборщица - она убирает. Строитель – строит. Учитель – учит детей. И т. д.». Обращаю внимание на то, что есть слова,которыми обозначают профессии: повар, дворник, воспитатель и т. д. Этими словами не называют людей, если даже они умеют выполнять такие действия, это их профессия. Например, словом бегун называют только спортсменов, а не всех кто умеет бегать.
б) Знакомя детей с наименованиями предметов, стараюсь показать трудные формы изменения слова.Например: «Это пяльцы. На них натягивают ткань, когда вышивают. Без пялец вышивать неудобно, ткань морщится». При ознакомлении детей с названиями предметов посуды, обращаю их внимание на то,что эти наименования не всегда образуются одинаково: «Посуда для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница, для салата – салатница, можно сказать и салатник. А вот посуду для масла называют словом «маслёнка», а не как-то по-другому. Посуда для соли – солонка.А для чая есть два вида посуды: для сухого чая – чайница, а для заварного – чайник». Необходимо давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, передаваемых предлогами (в, на, за, из, до, с, под) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, налево, направо, прямо, впереди, назад, между, без опоры на наглядность. Например, попросить ребёнка: «Принеси, пожалуйста, книгу, она лежит во втором ящике сверху» или «Поставь, пожалуйста, эту игрушку на нижнюю, правую полку ближе к середине».
в) В беседе по прочитанному рассказу или сказке, я задаю детям вопросы по содержанию текста, по художественной форме литературного произведения и вопросы, характеризующие образ персонажей (Какой показана лиса в сказке? Какими вы видите медвежат? и т. д., дети подбирают синонимы и антонимы. Эти упражнения помогают тому, что дети на занятиях включают в свои рассказы лексически более богатые, разнообразные описания времен года, погоды, литературных персонажей и т. д.
г) Во время прогулок, экскурсий провожу с детьми наблюдения за сменой сезонов, за изменениями в живой и неживой природе, за поведением и повадками животных и т. д., обращая внимание детей на явления,которые обозначаются однокоренными словами: снег, снежинка, снежок, снежная баба, снеговик, заснеженный; побежал, бежит, бегает, забежал, убежал, прибежал. На занятиях по природному окружению, накопленные знания и впечатления детей уточняются и систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?», «Что мы знаем о рыбах?»,
Спланировать занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи непросто, всегда есть желание включить в него как можно больше полезного и интересного детям материала. Поэтому, сначала я стараюсь определить задачи развития ребёнка. В данном направлении это задачи развития устойчивого интереса детей к объектам и явлениям окружающего мира, социальной действительности и задачи развития речи (овладение лексико-грамматическими формами речи). А затем разрабатываю формы организации образовательного процесса (беру определённые темы из перспективного плана изучения лексических тем, конкретизирую цели занятия, продумываю организацию развивающей среды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
мастер-класс...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
картотека...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру «Путешествие в мир природы»
Цель: Обобщение и систематизация знаний: о планете Земля, характерных признаках времен года, насекомых, домашних и диких животных, деревьях и кустарниках, правилах поведения в природе. Актуализац...
Картотека дидактических игра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого обьекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...