Индивидуальный план развития педагога.
учебно-методический материал по теме
Индивидуальный план развития педагога включает работу в составе МО, родителями, педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_mavletshina.docx | 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального роста педагога
музыкального руководителя МБДОУ «Солнышко»
Индивидуальная тема по самообразованию:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Начало работы над темой: сентябрь 2015 года
Окончание работы: сентябрь 2020 года
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи самообразовательной работы:
- Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития на музыкальных занятиях.
- Разработать систему творческих заданий, способствующие развитию музыкальных способностей детей.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей.
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический: - постановка проблемы
- детальное изучение материала имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
- анализ затруднений
Прогностический: - определение целей и задач работы над темой
- разработка системы мер, направленных на решение проблем
- прогнозирование результатов
Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских
собраниях, заседаниях творческой группы.
- посещение семинаров, методических объединений для музыкальных руководителей города.
- выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
Обобщающий: - анализ работы
- корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
Внедренческий: - использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе
работы с детьми.
Актуальность:
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Б.М. Теплов выделяет три основные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживании различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии; 3 – ритмическое чувство. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма.
Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.
Поэтому я посчитали актуальным рассмотрение развития музыкальных способностей дошкольников, где используются различные виды деятельности.
Выше сказанное позволило мне выбрать тему исследования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности »
Объектом исследования является процесс музыкального воспитания дошкольников.
Предметом исследования – развитие музыкальных способностей дошкольников .
Цель исследования – обосновать роль музыкального занятия как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.
Задачи исследования:
- Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.
- Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие музыкальных способностей дошкольников будет более эффективна, если:
- будут использоваться различные виды деятельности творческого характера;
- процесс музыкального развития будет представлять собой последовательность творческих заданий, построенных на их усложнении;
- основным условием развития музыкальных способностей будет становление и претворение музыкально-игрового образа.
Литература:
- Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
- Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.
- «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
- «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
- Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
2015-2016 учебный год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
| 1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г. |
|
Ноябрь | 1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». | 1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы муз.рук-ля В.В. Герасимовой 1 кв.категории, г. Озерск, 2011 г. | 1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах). |
Декабрь | «Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки» | Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г. | Доклад на педагогическом совещании. |
Январь | «Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника) | Разработать сценарий. | Праздник «Это розовое слово – привет!» |
Февраль | Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» | Разработать анкету, провести анкетирование. | Анализ проведенного анкетирования родителей. |
Март | «Взаимодействие детского сада и семьи» | Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование. | Консультация для родителей, выступление на родительском собрании. |
Апрель |
«Радуга юных талантов» |
|
Выступление на районном фестивале «Радуга юных талантов» |
Май |
|
|
|
2016-2017 уч.год «Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование творческой группы для кружковой деятельности» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | 1.«Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ» 2.Проведение диагностики музыкальных способностей. | 1.Разработать конспект, подобрать литературу, изучить. 2. Провести диагностику. |
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь Декабрь |
«Живая нить» |
Подготовка детей к конкурсу. |
Выступление детей на районном фольклорном конкурсе «Живая нить традиций», посвященный Дню народного единства. |
Январь | 1.«Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости» 2. «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей. | 1.Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. 2. Оформить папку-передвижку, подобрать литературу. | Папка-передвижка в группах старшего дошкольного возраста |
Февраль | Методика обучения чувству ритма детей младшего дошкольного на музыкальных занятиях. | Изучение теоретического материала по данной теме и применение его на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе. | Практикум для воспитателей младшего дошкольного возраста: «Развиваем у детей чувство ритма». |
Март |
|
|
|
Апрель | Мониторинг развития детей, занятых в кружке «Волшебный занавес». Подготовка к профессиональному конкурсу. | Выделить критерии развития детей в кружковой деятельности, выработать тестовые задания. | Мониторинг дополнительного развития детей, тестовые задания для определения его уровня. Участие в профессиональном конкурсе. |
Май | 1. «Развитие музыкальных способностей и интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС» 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1. Разработать мониторинг развития музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 2. Провести мониторинг. | 1. Мониторинг развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
2017-2018 уч.год «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя» | ||||||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты | |||
Сентябрь | 1.«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» 2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1.Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения. 2. Провести мониторинг. |
| |||
Октябрь |
|
|
| |||
Ноябрь Декабрь |
|
|
| |||
Январь |
|
| 1.Консультация для воспитателей. 2. Доклад для педагогического совещания. | |||
Февраль |
|
|
| |||
Март | «Основные виды музыкально-дидактических игр» | Принять участие в педагогическом Интернет-форуме , обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т.д. | Картотека музыкально-дидактических игр. Пособия для проведения муз-но-дидактических игр. | |||
Апрель |
|
| Папка-передвижка по данной теме. | |||
Май | 1. «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности» 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1. Использовать образовательных интернет-ресурсов, конспектировать полученный материал. 2. Провести мониторинг. | 1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совете. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. | |||
2018-2019 уч.год «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение» | ||||||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты | |||
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии» 2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1.Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы) 2. Провести мониторинг. |
| |||
Октябрь | 1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки». 2. «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей. | 1.Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект. 2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | 1.Конспект по изученной теме. 2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы) | |||
Ноябрь |
| 1. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В.В. – муз.рук-ля 1 кв.категории, г. Озеры, 2011 г. | 1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы). | |||
Декабрь |
|
|
| |||
Январь |
|
|
| |||
Февраль |
|
|
| |||
Март |
|
|
| |||
Апрель | 1. «Занимательные звуки» - Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. |
| ||||
Май | 1. Выпускной праздник (сценарий) 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1. Разработать сценарий к выпускному празднику. 2. Провести мониторинг. | 1. Выпускной праздник. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
2019-2020 уч.год Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | 1. Подбор методической литературы по данной теме. 2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1.Изучение материала по данной теме. 2. Провести мониторинг. | Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм. |
Октябрь | «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии» | Составить конспект Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | Консультации для воспитателей:
|
Ноябрь | «Наш малыш». | Разработать анкету, провести анкетирование родителей | Выступление с сообщением на родительском собрании . Результаты анкетирования. |
Декабрь | Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии) |
|
|
Январь | Совместное мероприятие с учащимися музыкальной школы. | Разработать план мероприятия | Выступления детей совместно с ДШИ |
Февраль | Проект: «Танец- это радость». «Слушать и слышать музыку» | Программа Т.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», Т.Бурениной «Ритмическая мозаика», «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П., Консультация | Анкетирование. Работа с родителями. |
Март апрель | «Двигательно-игровое развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях » Привлечение родителей в развитие творческой активности дошкольников. | Подбор и систематизация инновационных методических рекомендаций. Разработка конспектов занятий по двигательно-игровой деятельности. | Мастер-класс для родителей и педагогов. |
Май | 1. Выпускной праздник (сценарий) 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | 1. Разработать сценарий к выпускному празднику. 2. Провести мониторинг. | 1. Выпускной праздник. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
Вывод: Продолжить совершенствовать умение певческих способностей, умение слушать музыку. Совершенствовать коммукативные функции речи. Индивидуальная коррекция двигательных функций. Продолжить мотивировать детей на развитие творческих способоностей воспитанников. Всё перечисленное способствует( музыкальному) развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план развития педагога 2011 -2017 гг.
Данный материал содержит индивидуальный план развития педагога по годам: 2011 - 2013 гг, 2013 - 2014 гг и 2014 - 2017 гг. ...
Индивидуальный план развития педагога
План содержит работу педагогу за 5 лет по самообразованию...
Индивидуальный план развития педагога в межаттестационный период с 2012-2017г.г.
Индивидуальный план....
Индивидуальный план развития педагога в межаттестационный период.
План включает в себя мероприятия,способствующие профессиональному росту педагога....
Индивидуальный план развития педагога Бочковой Аллы Анатольевны на 2016-2017 учебный год
Тема самообразования: Профилактика нарушений мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности....
Индивидуальный план развития педагога
Индивидуальный план развития педагога разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Индивидуальный план развития педагога
Инновационный план деятельности...