развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Эмпатия - чувство сострадания другим. Чувство эмпатии необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mame.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Халевина Оксана Михайловна
Воспитатель МБДОУ ЦРР
д/с «Рябинушка»
РХ город Абакан
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие эмпатии,
сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов.
1. «Эмоциональное заражение»-качество человека, которое закладывается на
первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении
мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие.
Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые
мироощущения.
2. «Чувство сострадания», формирующееся на втором году жизни. В этот
период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и
взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их
как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.
3. «Способность понимать других» развивается на третьем-четвертом году
жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него
появляется свое «Я».
4. «Сочувствие и отзывчивость» формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже
умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие
чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.
5. «Сорадование (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм
(бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)»
формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие
ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже
довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им
адекватную и действенную помощь.
В условиях ДОУ эмпатия у детей должна развиваться в ходе системной работы,
которая проходит в 4 этапа.
1ый этап. «Язык эмоции» или «Познаю себя»: ситуация сочувствия-
констатации. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных
состояниях и их распознание включает в себя:
-выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к
книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него,
«конструирование» эмоции);
-распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные
записи – смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
-обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение
и угадывание различных эмоционально-выразительных движений,
распознавание изображенного жеста, «ожившие картинки»);
-речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы
этикета, вежливые выражения).
2ой этап. «Язык чувств и переживаний» или «я-другой человек»: ситуация
сочувствия-переживания. Формы работы с детьми:
-работа над книгой (сопереживание персонажам сказок);
-рассматривание репродукций картин, проигрывание коротких сценок;
-беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение
аналогии);
-игра-беседа с персонажами;
-слушание музыки и ее исполнение;
-постановка кукольного спектакля;
-творческая ролевая игра по сюжету сказки;
-игра-драматизация (сопереживание героям и глубокое проникновение в
содержание произведения).
3ий этап. «Нравственные беседы» или «Содействие»: ситуация сочувствия-
действия. Формы работы с детьми:
-решение нравственных ситуаций;
-формирование позитивного отношения к младшим, родителям, пожилым,
инвалидам и др.;
-активное включение в комплекс различных видов деятельности (труд,
наблюдение, предметная, изобразительная деятельность, общение).
4ый этап. Формирование «сорадования». Формы работы с детьми:
-наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
-совместная, коллективная деятельность, труд;
-празднование дней рождения.
Система педагогической деятельности, направленной на развитие эмпатии,
включает 3 блока.
1й блок. «Путешествие в картины; нетрадиционное рисование»
Знакомя ребенка с произведением искусства, педагог помогает ему проникнуть
внутрь созданной художником картины. Происходит совместное исследование
эмоционального состояния героев и пространства картины.
2й блок. «Игра»
Для развития эмпатии с детьми могут проводиться следующие игры и
упражнения: «Я - волшебная кисточка», «Ночь», «Угощение», «Если бы ты был
игрушкой» (М. Жернильская); «На что похоже настроение», «Тень», «Живая
скульптура», «Гармоничный танец», «Мимический диктант» (Н.Кряжева).
В игре ребенок:
-принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным
персонажем, учится понимать его мысли и чувства;
-становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой
скалой, бушующем морем);
-вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки
(пробирается в лес и др.).
3й блок. «Мир сказки»
На базе развития творческого воображения детей возможно успешное
воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия
другим при сочетании деятельности детей (восприятие художественной
литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и
взаимодействие взрослого и ребенка.
Важно создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и
помогающее поведение были бы перенесены ребенком из связи «Я – персонаж»
в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:
-научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные
игры, рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных
ситуаций с соответствующим обсуждением, проигрывание коротких сценок,
нацеленных на проникновение «внутрь» таких ситуаций;
-создавать определенные условия для развития у ребенка способности
обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации,
аналогичные литературным по своей нравственной сути;
-воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.
Таким образом, представленная система педагогической деятельности, направленная на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие ребенка в различных ситуациях со сверстниками и педагогом, что способствует обогащению позитивного индивидуального опыта.
Список литературы:
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996г.
- Любина Г. Обучение дошкольников « языку чувств» - Дошкольное воспитание, 1996 - № 2, с. 4 -13.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ под. Ред. Кошелевой – М. Просвещение, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ
Статья...
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Использование комплекса сюжетно – ролевых игр способствовало повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.Так как, именно с игровой деятельностью связана способность реб...
Игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Игры для детей старшего дошкольного возраста...
Родительское собрание на тему "Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание...
Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...