Статья по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска.
статья (старшая группа) на тему
Методы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска.
Тихонова Марина Сергеевна
Абрамова Елена Викторовна
Асхадуллина Инара Тальгатовна
г. Прокопьевск Кемеровская область
Кузбасс - жемчужина Сибири
За труд наград твоих не счесть,
Надёжное плечо России,
Её достоинство и честь.
Гордись, Кузбасс, людьми своими,
Склонись в поклоне неземном
На них и держится Россия,
На них и держится наш дом.
В. Чембарова.
Город Прокопьевск находится на юге Кузбасса. Наш город по праву называют жемчужиной Кузбасса. Город не только богат своей историей, но ещё и многонационален. Детский сад №96 посещают дети граждан ближнего и дальнего зарубежья, дети мигрантов. (Украины, Азербайджана, Армении, Татарстана).
В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.
Дети, родившиеся в городе Прокопьевске, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Дети приезжих, работающих в нашем городе родителей, чаще не понимают истории, культуры и красоты города.
Нам педагогам надо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны. Помочь приезжим семьям стать частью нашей истории, и так же поближе познакомиться с национальным наследием других стран.
Поэтому мы столкнулись с проблемой необходимости разработать систему взаимодействия с детьми и их родителями по ознакомлению детей с историей и национальной культурой нашего города.
Знакомство дошкольников с историей родного городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон). К более сложному – город, область, страна, мир.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей группы дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и также в виде солнца с лучиками, рыбы с множеством чешуек, представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи. Карнавалу национальностей на день «Толерантности».
По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники.
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимый данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Целевые экскурсии в музей, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в альбомах, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Изучая и отбирая материал для работы, я много интересного узнала об истории города, освежила и дополнила свои знания. Пока отбирала материал, поняла, что город наш многогранен - многонационален и люди исторически живут и взаимодействуют между собою. Я поняла, что "россиянин" это не просто русский, светловолосый, светлокожий, а множество людей уживающихся друг с другом, сохраняя свои традиции, несущие свою культуру, - синтез народов проживающих в Российском государстве.
В отборе материала для взаимодействия с семьями детей я учитывала:
- национальность представителей семьи,
- их интересы,
- отношение к представителям других национальностей.
В этом мне помогло анкетирование, личные беседы с родителями, записки с вопросами от родителей по вопросу, о том, что бы они хотели узнать о городе, сделать.
Очень действенными оказались совместные походы в музей «Вернисаж» и «Краеведческий музей».
Организовывая развивающую среду группы, мы опирались на то, что она должна помогать достичь образовательно-воспитательные задачи. В группе оформлены стены видами города. В группе организован уголок "Национальности Кузбасса". Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в уютной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы.
Совместно с детьми я придумала сюжетно-ролевые игры. Дети очень помогли мне в этом. Предварительно мы проходили определённую тему и после этого закрепляли её в игре. Я предлагала подумать вместе, как можно поиграть в архитекторов, в знаменитых людей. Дети с удовольствием начинали придумывать, как можно играть, что для этого понадобится. В группе совместно с родителями был организован уголок "ряженья". Костюмы очень помогли детям перевоплотиться, принять на себя образ. Это их раскрепощало, способствовало проявлению творчества, проявлению положительных эмоций.
Родители группы постепенно втянулись в работу, изготавливали костюмы для уголка ряженья и карнавала национальностей в честь дня «Толерантности». Принесли и подарили свои творческие работы - картину и макеты архитектуры.
Организовав работу по изучению истории и национальной культуре, мы отметили, что у детей появился интерес к городу, как к объекту познания. Они стали ориентироваться в нём, стали понимать карту города. Город стал объектом разговоров детей в повседневной жизни.
Считаю, что поставленная мною цель в работе достигнута, так как в результате проведённой работы дети научились, любить, понимать, беречь и гордиться своим городом, его национальной культурой и культурой других национальностей проживающих в нашем городе.
«Согласие между людьми, разными народами - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества». С. Лихачёв. Российский и советский филолог, искусствовед, академик РАН.
Список литературы
Козлов, С.А. Я –человек / С.А.Козлов. г.Москва 2014г. С 15 - 26
Новицкая,М.Ю. Соловьева,Е.В. Наследие / Е.В. Соловьева / М.Ю Новицкая г. Волгоград 2015 г. С 38 - 49
Рылеева, Е.В. Открой себя / Е.В. Рылеева г.Москва 2014 с 35 - 45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год
Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа....
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....
Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".
Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...