Проект "Фольклор и речь"
проект (средняя группа) на тему
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:
1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;
2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.);
3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5»
г. Лениногорска муниципального образования
Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан
На заседании ММО воспитателей
вторых младших и средних групп.
Доклад из опыта: «Фольклор и речь»
Глухова Е.Н., воспитатель МБДОУ №5
2014 г.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:
1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;
2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.);
3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности: учебно-методический
По содержанию – обучающий
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Введение в проект.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. На втором году жизни у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его постоянно обращаться к помощи взрослых, стимулирует речевую активность. Оттого насколько активно мы взрослые будем помогать малышу усвоить речевые нормы, во многом зависит своевременное освоение самостоятельной речью. Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается: так например, в 2009-2010гг - 35%, в 20011-2012гг-39%, 2012-2013гг-41%. Сложившаяся ситуации вызвана рядом причин среди:
* пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в раннем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша.
*большая часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными показателями речевого развития детей третьего года жизни.
*очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал.
Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития. Для этого я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Хочется отметить преимущества произведений русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития я решила разработать и реализовать проект «Нас учит говорить фольклор» по развитию речи посредством произведений малого русского фольклора.
Подготовительный этап:
- Изучение проблемы, подбор материала.
- Оборудование предметно-развивающей среды (подбор иллюстраций к русским народным песенкам, потешкам, оформление библиотеки для родителей, пошив элементов русских народных костюмов, изготовление русских народных инструментов…)
Основной этап:
Реализуемые мероприятия.
НОД и ОД | СД | Работа с родителями |
ОД
Презентация - игры ИКТ:
Слушание МР 3 произведений.
Чтение художественной литературы:
Консультации для воспитателей.
| Дидактические игры:
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) и т. п. | Консультации для родителей: «Русский фольклор в физическом воспитании дошкольников» «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни» «Роль фольклора в развитии детей» «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Создание картотеки потешек, загадок, песенок и сказок для ознакомления с родителями. Беседа «Как выбрать полезную сказку для малыша» |
Итоговый этап.
Презентация и оформление стенда «Фольклор в жизни ребёнка»
Используемые источники информации.
- http://ldv.metodcenter.edusite.ru
- http://ds82.ru/doshkolnik
- http://sad70.ru
- http://kladraz.ru
- http://www.pandia.ru
- http://detsad-kitty.ru
Список используемой литературы:
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. Младенчество; Детство/ Под редакцией В.П. Аникина, В.Е. Гусева, Н.И. Толстого Сост.,подг. текстов,В. Аникина. Москва. Изд. Художественная литература 1991г.
- «Фольклор для маленьких» Л. // Дошкольное воспитание–1990.–№4...
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. –1991 .–№9.–С. 16-22.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение, 1976.–127с.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошкольное воспитание. –1986.–№9.–С. 23-26.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987. – 239с.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – ВЛАДОС, 2002.
- Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991
- Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль,1996.
11. Новосёлова С. Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
12. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,
13. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез 2000г
Вывод: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182685-1358527833.jpg)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359013-1385959630.jpg)
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220775-1363184967.jpg)
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/19/picture-423077-1397900441.jpg)
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...