Портфолио ребенка раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Зарихина Наталья Викторовна

Данный материал представляет разработку,которая поможет педагогам при создании портфолио ребенка в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_rebenka_rannego_vozrasta.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Что такое портфолио?

Прежде, чем понять, что такое портфолио ребенка раннего возраста, нужно определиться с понятием "портфолио" вообще. Итак: что такое портфолио ? Что означает это слово? Откуда оно к нам пришло? Чаще всего понятие «портфолио» встречается, когда речь идет о деятелях искусства, представителях модельного бизнеса и т.п. Под этим подразумевается папка или портфель (от слова портфолио), которая содержит в себе информацию об ее обладателе. Она  содержит сведения об авторе, работы автора: фотографии, картины, информацию об участии в фильмах (если это актер), сочинения (если это писатель), а также документы, которые подтверждают его участие в каких либо мероприятиях (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.) и т.п. Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото)? Конечно же нет,  в портфолио включаются только лучшие работы автора портфолио, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны. Каким образом портфолио, которое характерно больше для взрослого человека (он может выделить свои достижения и успехи, может участвовать в конкурсах и т.п.), сочетается с понятием «дошкольник»? Ведь младший дошкольник не может выделить свои успехи и достижения сам, хоть ему и хочется рассказать о себе другим, но делает он это не осознанно, да и документально подтвержденных достижений за этот период времени у него очень мало.

 Для начала, ответим на вопрос, для чего дошкольнику необходимо портфолио? Дело в том, что именно в этой папке будут храниться все ценности малышей. Но не только. Идея создания портфолио для каждого ребенка следует из личностного подхода, на который опирается каждый педагог непосредственно работающий с детьми. В течение года воспитатель не только развивает детей по тем направлениям, которые указаны в программе воспитания и обучения, но и анализирует получившиеся результаты, делает выводы, насколько эффективными были применяемые методы. Каждый ребенок диагностируется в начале, в середине и в конце года, для того, чтобы проследить динамику развития и определить дальнейшие способы взаимодействия. Однако чтобы сделать выводы о результатах проделанной работы за текущий период, необходимо владеть информацией о том, что конкретно происходило все это время, как протекала адаптация ребенка, как ребенок развивался, в каком направлении двигался, как от незначительных изменений перешел к определенным достижениям. Портфолио предполагает фиксацию в одном месте очень большого количества сведений о ребенке, в частности о его индивидуальных проявлениях, интересах, психологических особенностях.  Данный вид работы позволит не просто собрать продукты детского творчества, но и реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольника. Это кропотливая работа, но правильно организованная – она дает значительные результаты, в течение всего года и воспитатель и родитель смогут отслеживать динамику развития, и это будут не просто цифры, а реальные продукты деятельности всех участников педагогического процесса – детей, педагогов, родителей.


  1. Цели, задачи и функции портфолио ребенка раннего возраста. Основные принципы формирования портфолио.

2.1. Цель портфолио

С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейшие этапы своего развития, которые в последствии могут оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка. Проблема индивидуально - дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей не является новой в современной педагогике. В настоящее время  в большинстве дошкольных учреждений специалисты, ведущие работу с детьми, диагностируют узкие параметры развития ребенка и на основе полученных данных выстраивают свою работу с детьми. В результате чего наблюдается разрозненность информации и как следствие обособленность в действиях специалистов.

Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться ряда принципов:

  1. Учитывать индивидуальные особенности ребенка
  2. Строить работу, опираясь на возможности ребенка, а не на его онтогенетический потенциал
  3. Привлекать родителей к партнерству и находить оптимальные способы взаимодействия
  4. Видеть в ребенке, прежде всего личность, а не объект воспитания

Цель портфолио ребенка раннего возраста - учитывая все вышеперечисленные принципы реализовывать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей их развития и роста в условиях ДОУ и семьи с фиксацией данных изменений.

2.2 Функции портфолио ребенка раннего возраста:

1. Динамика развития ребенка и фиксация умственных и физических изменений

2. Собирание и систематизация информации о ребенке и продуктах его творческой деятельности.

3. Фиксация индивидуальных проявлений (эмоциональное состояние, интересы)

4. Развитие партнерских отношений с родителями

5. Анализ накопленной о ребенке информации и использование полученных результатов в педагогическом процессе.

2.3. Задачи портфолио ребенка раннего возраста:

- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

- поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности

- закладывать предпосылки для успешного развития ребенка

- перейти на качественно новые формы взаимодействия с родителями, построенные на принципе партнерства.

2.4. Принципы ведения портфолио ребенка раннего возраста:

1. Принцип добровольности: портфолио создается на добровольной основе, педагог не должен настаивать на непременном участии всех детей и родителей по ведению портфолио.

2. Портфолио не является строгим оценочным средством, оно подчеркивает уникальность и индивидуальность  каждого ребенка.

3. Принцип систематичности: только систематичная работа позволяет решать задачи и реализовывать поставленную цель по ведению портфолио ребенка раннего возраста.

4. Отсутствие строгих требований к оформлению портфолио.


3.  Структура, содержание и оформление портфолио ребенка раннего возраста.

 Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада адаптировано для группы кратковременного пребывания, которую посещают дети раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей и целей группы, а именно - подготовить детей к полноценному посещению детского сада, минимизировав риски связанные с адаптацией, мы определили следующую структуру портфолио дошкольника:

3.1 Структура портфолио ребенка раннего возраста

  1. «Мой удивительный мир»
  2. «Мир вокруг меня»
  3. «Мои успехи»
  4. «Педагоги вокруг»
  5. «Громкое слово – родители!»
  6. «Очумелые ручки»

3.2 Содержание разделов портфолио ребенка раннего возраста

  1. Первый раздел называется «мой удивительный мир».

Содержание раздела: в первом разделе содержится первичная информация о ребенке:

  • Фамилия, имя, отчество ребенка
  • День рождения
  • Адрес проживания;  
  • Место рождения ребенка    
  • Знак зодиака (с описанием качеств и черт личности из детского гороскопа)
  • Значение имени ребенка (плюс небольшой рассказ родителей - почему выбрали именно это имя)
  • Интересы ребенка (что любит, к чему проявляет интерес)
  • Отпечаток руки ребенка

  Создавая первый раздел портфолио, мы использовали интерактивные формы работы с родителями, а именно: информация о ребенке собиралась с помощью анкетирования родителей (см. Приложение №1). Такие рубрики как «расшифровка имени ребенка», «рассказ о мотивах выбора имени для ребенка» заполняли сами родители, забирая портфолио домой. Оформление титульного листа всего портфолио и оформление титульного листа первого раздела также осуществлялось в домашних условиях посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. Помимо удобства, такая форма работы предполагает наличие обратной связи и решает важную педагогическую задачу – привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ.

  1. «Мир вокруг меня». В этом разделе содержаться сведения о ближайшем окружении ребенка, его семье, родственниках, друзьях.

Содержание раздела:

- генеалогическое дерево: изображение дерева с листочками, на которых написаны имена родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, других близких родственников.

- веселые картинки, которые изображают друзей ребенка, например: нарисованные личики, внизу которых подписаны имена.

- семейный альбом (могут быть представлены семейные фотографии, или фотографии каждого члена семьи по отдельности).                                                                                                                

 Активное участие в оформлении и наполнении второго раздела принимают дети и родители. Здесь мы можем наблюдать большой ряд совместной деятельности с родителями, а именно:

- совместное творчество по оформлению генеалогического дерева: здесь могут быть использованы различные виды изобразительных работ: аппликация, рисунок. Также осуществляется развивающая задача – ознакомление ребенка с окружающим.

- Совместные занятия по изобразительной деятельности (рисование личиков друзей): здесь можно использовать разные техники и материалы: работа с красками, работа с карандашами, техника рисования кистью, пальчиковая техника рисования.

- создание семейного альбома: такая совместная деятельность помогает развитию семейных ценностей и укрепление внутрисемейных отношений.

3. «Мои успехи»

Содержание:

- индивидуальная карта динамики развития ребенка

- Отметки о наградах, полученных за участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях и т.д.

- индивидуальные достижения в любой области, отмеченные воспитателем или родителем.

 Образец индивидуальной карты развития ребенка представлен в Приложении № 2. С помощью диагностических методик педагог выявляет уровень развития каждого ребенка на начало года по образовательным областям, предусмотренным Федеральными государственными требованиями. Затем составляет индивидуальную карту, где прописывает задачи, методы, и приемы на ограниченный период времени (календарный месяц). 

В конце каждого месяца отмечаются индивидуальные достижения и в зависимости от них ставятся задачи на следующий месяц.

Отметки о наградах фиксирует как воспитатель, так и родители.

  1. «Педагоги вокруг»  

 Данный раздел содержит:

- фиксация педагогической работы

- психологические особенности ребенка

- Лист взаимодействия

- рекомендации для родителей

Фиксация педагогической работы: воспитатель ведет записи о работе, проводимой с ребенком в течение года. Он отмечает динамику развития ребенка в целом, указывает методики, используемые в работе, дополнительные методы и приемы, указывает использование каких форм работы  подходит для ребенка (индивидуальной, групповой).

Психологические особенности ребенка: воспитатель (педагог-психолог) описывают психологический портрет ребенка. В качестве методов и материалов для оценки используются: невключенное наблюдение, рисунок семьи, предоставленный родителями (в добровольном порядке), беседы с родителями, анализ данных, полученных путем анкетирования родителей.

Лист взаимодействия отражает оценку ребенка и его индивидуальных особенностей другими специалистами ДОУ. Это может быть педагог дополнительного образования, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Помимо оценки здесь педагоги могут оставлять рекомендации по развитию тех или иных способностей, или корректировке поведения, если в этом есть необходимость.

Лист рекомендации для родителей – это еще один элемент обратной связи. Он содержит как информацию от педагогов по вопросам воспитания, обучения или корректировки, так и информацию от родителей – в виде вопросов, пожеланий, комментариев.

  1. «Громкое слово – родители!»

Содержание: в этом разделе будет представлена вся работа, проводимая с родителями или с помощью родителей.

  • информация о родителях (ФИО, телефон, место работы, должность)
  • совместные занятия родителей и детей
  • встречи родительского клуба
  • консультации для родителей
  • совместные выезды с родителями (экскурсии, прогулки)
  • пожелания родителей по воспитанию детей, по работе детского сада «книга отзывов и предложений»

 Информация о родителях собирается посредством анкетирования и бесед.

Совместные занятия с родителями: организуются воспитателем, проводятся раз  в месяц в рамках годового плана по работе с родителями. Цель совместных занятий: данная форма работы направлена на успешное взаимодействие в структуре родитель - ребенок - педагог. Родители не только присутствуют на занятиях, но сами включаются в организованный воспитателем педагогический процесс, с интересом помогая малышам вступить в новый для них вид деятельности – развивающее занятие. Это позволяет детям раннего возраста сквозь призму положительной оценки матери к таким занятиям, самим получить положительный настрой к пребыванию в детском саду, к общению с педагогом и сверстниками.

Встречи родительского клуба включают в себя совместное проведение так называемых вечеров досуга, утренников, праздников.

Консультации для родителей: организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Такая форма работы помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Темы для консультаций предлагаются родителями, воспитатель лишь корректирует их и адаптирует под общую направленность деятельности группы.

Совместные выезды, экскурсии, прогулки: проводятся на добровольной основе, тематика поездок может быть предложена как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Результаты таких совместных выездов (фотографии, рисунки, поделки) фиксируются в разделе портфолио «Мир вокруг меня».

Книга отзывов и предложений: здесь родители могут вносить предложения по поводу ведения портфолио, комментировать работу воспитателя, отразить пожелания относительно совместных прогулок, консультаций, вечеров досуга.

  1. «Очумелые ручки»

Содержание:

  • фотографии работ выполненных руками ребенка (если они объемные): поделки из природного материала, поделки из пластилина, постройки из конструктора и др.
  • необъемные работы, выполненные руками ребенка (рисунки, аппликации)

Благодаря продуктам творческой деятельности, которые будут представлены в данном разделе, мы можем проследить динамику развития творческой деятельности, увидеть, как от рисования прерывающихся штрихов ребенок перешел к первым замыслам…

Раздел можно заполнить как продуктами совместной деятельности, выполненными в ДОУ, так и сделанными дома самостоятельно или с помощью родителей.

3.3. Оформление портфолио ребенка раннего возраста

 Для сбора портфолио потребуется папка. Весь материал будет помещаться в файлы. Необходимо заранее поместить в папку большое их количество. Далее необходимо обозначить разделы портфолио: для этого в начале каждого раздела выделите файл и прикрепите к середине файла небольшой вкладыш, на котором будет написано название раздела. Вкладыш должен выходить за рамки папки, так, чтобы, разделы можно было видеть, даже когда папка закрыта. Далее необходимо пронумеровать по порядку все листы и вкладыши портфолио. Сделать это можно таким способом: внизу слева нумерация сквозная (все листы портфолио с первого до последнего), а внизу справа нумерация внутри раздела. Можно использовать для каждого раздела наклейки со своим цветом. Тогда можно будет при необходимости извлекать листы из портфолио, а потом возвращать их на место.

Заключительное слово:

 Внедрение портфолио мы начали с группы раннего возраста, поскольку это самая первая группа детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение. Логичным будет переход технологии портфолио от одной группы к другой. Ведь с момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут повлиять на всю его дальнейшую жизнь. В течение всех последующих лет пребывания ребенка в ДОУ портфолио будет обогащаться все новыми и новыми материалами, новыми разделами, которые, безусловно, появятся в связи с возрастающими интересами и возможностями дошкольника. Портфолио – это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленькой личности. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперед, стимул к чему-то более важному и значимому.  


4. Порядок формирования портфолио ребенка раннего возраста

4.1. Подготовительный этап:

- изучение социального запроса по введению портфолио в образовательный процесс детского сада.

- изучение опыта других образовательных учреждений, использующих в своей работе технологию портфолио.

- повышение теоретического уровня педагогов с помощью серии обучающих семинаров.

- проведение тематического педагогического совета.

- проведение мониторинга с целью выявления возможных трудностей введения портфолио в практику ДОУ.

Участники: заведующая, ГДОУ, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, родители.

4.2. Этап реализации:

- определение методов и приемов работы с детьми

- построение эффективной модели взаимодействия с родителями по ведению портфолио.

- разработка рекомендаций для родителей по ведению портфолио.

- организация индивидуальной и групповой работы с детьми согласно программе обучения и развития.

- организация совместных занятий и консультаций для родителей.

- организация обмена опытом с учреждениями, использующими технологию портфолио, в рамках круглого стола.

- координация деятельности группы по реализации ведения портфолио специалистами ГДОУ.

Участники: заведующая ГДОУ, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, дети раннего возраста, родители.

4.3. Обобщающий этап:

-  организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ и района по распространению опыта.

-  написание отчета о проделанной работе.

- апробирование системы работы.

- организация мастер-классов на базе ДОУ и района.

- организация презентации портфолио для воспитателей и специалистов ДОУ.

Участники: заведующая ГДОУ, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, дети раннего возраста, родители.


Приложение №1

Анкета для родителей

  1. Ребенок:

Ф.И. _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата рождения: ________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон для связи: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Мать:

ФИО. _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Год рождения: _____________________________________________________________

Образование, место работы______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Отец:

ФИО. ________________________________________________________________________

Год рождения: _____________________________________________________________

Образование, место работы______________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?_______________________________________________________________
  4. Основные виды игр и занятий дома__________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Отношение ребенка к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?______________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие игрушки любит, убирает ли их за собой?___________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть)

- с детьми своего возраста:   да  нет

- с детьми старшего возраста:  да  нет  

- с незнакомыми взрослыми:  да  нет  

- с родными:   да  нет

  1. Каким Вы считаете своего ребенка ( подчеркните):

- спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным

  1. Что умеет делать ребенок самостоятельно?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома? (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, укладывание спать, другое (допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Оставался ли ребенок ранее без родителей на длительный период?______________________________________________________________
  4. Как относится Ваш малыш к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть):
    положительно; отрицательно; не просится, но бывает сухой; не просится и ходит мокрый, другое (допишите)_______________________________________________
  5. Часто ли болеет простудными заболеваниями (подчерните): практически не болеет; 1 раз в год;  2-3 раза в год; 4 и более раз в год.
  6. Какие заболевания характерны: ОРВИ, отиты, гаймориты, пиелонифриты, бронхиты, циститы,  воспаление легких, ларингиты, грипп (подчеркните), другое (допишите):____________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Наблюдается (лся) ли ребенок у специалистов?___________________________________________________________
  8. Имеются ли у ребенка аллергические реакции? (если да, укажите на что)____________________________________________________________________
  9. Посещали ли раньше другие детские учреждения? (детский сад, группа развития, кружки)_______________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Почему решили пойти в этот детский сад?___________________________________

_______________________________________________________________________








Данные анкеты конфиденциальны и в другие учреждения не передаются

Приложение №2

Карта динамики развития ребенка

Фамилия, имя ребенка:

Возраст:

Образовательная область:

           

Месяц

Задачи

Методы и приемы

Результаты работы

сентябрь

  1. Обучающие
  2. Воспитывающие
  3. Развивающе-закрепляющие

Приложение №3

Перспективный план работы с родителями группы кратковременного пребывания

форма

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

консультации

Общие правила посещения детьми детского сада. Адаптация детей в первые дни пребывания в детском саду.

Режим дня в детском саду и дома.

Профилактика заболеваний.

Как встретить Новый год.

Зимние травмы.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Какие игрушки необходимы детям

Капризы и упрямство

Запросы, интересы, пожелания.

родительские собрания

План работы с детьми перспективы работы на год. Выбор родительского комитета.

Результаты адаптационного периода.

 

«Первые достижения». Итоги работы за квартал.

 

 

Собрание на тему предложенную родителями

 

Итоги, достижения детей за год. Перспективы и планы на следующий год.

семинары

Адаптация путем совместного творчества «Знакомимся с красками».

Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем возрасте.

«Поговори со мною, мама»!

Как помочь ребенку засыпать самому.

Как помочь малышу укрепить иммунитет.

«Движение — жизнь»!

«Хвалить и не перехвалить»

Арттерапия как эффективный способ познания и воспитания детей раннего возраста

Что мы узнали за этот год? ( Подведение итогов года)

совместные занятия родителей и детей

«Знакомство с красками»

«Аппликация на пластилине»

«Рваная аппликация»

Совместное занятие по развитию речи

«Лепим из соленого теста»

Совместное занятие по развитию движений

Совместное занятие по ознакомлению с окружающим

 

 

совместное проведение вечеров досуга

 

 

Просмотр фильма «Джон»

Новогодний утренник

 

 

Чаепитие, посвященное международному женскому дню.

Чаепитие, посвященное празднику Пасхи

Выпускной утренник

помощь группе

Совместная организация воспитателя и родителей  адаптационного периода.

Субботник: уборка листьев.

Утепление окон перед зимой.

Украшение группы  к празднику.

Совместная покупка развивающих игр  для группы

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Портфолио группы раннего возраста "Ладошки"

Знакомство с персоналом и интерьером нашей группы. Добро пожаловать!Две ладошки целый день Прогоняют скуку-лень. И рисуют, и играют, И друг другу помогают. Ножки тоже веселятся,...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Портфолио группы раннего возраста "СМЕШАРИКИ"

Добро пожаловать в группу "Смешарики". Знакомство с интерьером и педагогическим составом группы....

Портфолио группы раннего возраста

Презентация портфолио группы раннего возраста...